QUOTE: | После удачного дебюта на российской easy-listening-сцене с альбомом "Москва поверила слезам" (Exotica, 2002) калининградские "Бигуди" выпустили в свет два совместных с Евгением Гришковцом диска: "Сейчас" (Real records, 2003) и "Петь" (Снегири, 2004), принесшие им популярность, выходящую далеко за пределы богемной лаунж-аудитории. Несколько номеров этой совместной программы стали национальными хитами, получив достойную ротацию и породив массовое увлечение импровизациями на заданную тему непрерывно улучшаемого настроения в условиях агрессивного социума. Не исключено, что эта история найдет свое закономерное продолжение. Но логика квадратуры круга подсказывает, что четвертый альбом группы, выпускаемый весной этого года, должен вернуть "Бигуди" в изначальную плоскость. Только произойдет это в совсем ином измерении.
Творческий союз с Гришковцом – очень важная веха в истории "Бигудей". Благодаря Евгению лидер группы Макс Сергеев сумел настроиться на другую волну и драматургически изменить настроение своей музыки, ставшей похожей на МУЗЫКУ ДЛЯ ЕЩЁ НЕСНЯТОГО КИНО. Теперь же стало понятно, что музыка из альбомов с Гришковцом - нечто большее, чем просто музыка без голоса. Появилась идея переосмыслить треки, пересвести их и переаранжировать, сделав их самодостаточными. Альбом "Иначе" - уникальный случай, когда, имея в багаже готовый альбом с текстами, группа решается выпускать его сугубо инструментальную, переработанную версию, приправив ее несколькими абсолютно новыми треками. "Иначе" выступает не конкурентом собственной же версии с Гришковцом, а неожиданным, экспериментальным продолжением той же истории. Этот диск, несомненно, порадует как поклонников искрометного Гришковца, так и соскучившихся по аутентичным "Бигудям" давних любителей ставших знаменитыми Сергеева&Сo.
предыстория "иначе"
Вопрос взаимовлияния Гришковца и "Бигудей" не так часто занимал умы пытливых музыкальных критиков, между тем, этот творческий союз - очень важная веха в музыкальной истории калининградской группы, и не только с точки зрения всероссийской известности. Когда знакомство участников тандема состоялось, Макс Сергеев уделил пристальное внимание изучению сценической индивидуальности известного режиссера, посетил его постановки, отметил, что Гришковец очень грамотно подбирает музыку к спектаклям. В итоге благодаря Евгению Макс сумел настроиться на другую волну и драматургически изменить настроение своей музыки, ставшей похожей на музыку для ещё неснятого кино.
Макс Сергеев: "Когда Женя предложил написать для него трэки, я понял, что наш веселый, экстравертный, "наплевательский" лаунж не может отвечать настроению Гришковца. Музыка как бы должна "принимать" голос в себя, а значит, стать пространственной, теплой, вместительной и приглашающей. Она должна рождать видеоряд, не обслуживать, но разукрашивать".
Олег Нестеров: "Это два совершенно перпендикулярных вектора, они встретились и отщепили такую искру, которая просто взбудоражила всю страну. "Лет’с кам тугезе", трэк с альбома "Петь", играл в режиме безумной ротации чуть ли не 17 месяцев по всей стране. Когда пришел Гришковец, музыка "Бигудей" изменилась. И они стали лучше - это факт".
мысленное караоке
Как известно, название "Бигуди" коллективом "Мембраноиды" было выбрано в 2000 году потому, что это слово, по их мнению, наименее подходило как имя для музыкального проекта. Очевидно, что с новым альбомом "Иначе" оно все более и более будет обрастать музыкальностью. "Иначе" - инструментальный альбом, он на 70 процентов состоит из композиций, выходивших ранее в формате "с Гришковцом", и лишь три номера – "Иначе", "Не знаю" и "Made in China" - принципиально новые. Завершив студийную работу с Гришковцом, Макс понимает, что несмотря на удачный синтез "перпендикулярных векторов", каждая из сторон сотворила в определенной мере нечто свое, и если декламации Гришковца немыслимы на диске без музыки, то музыка - безусловно, более универсальный язык, чем любая литература.
Макс Сергеев: "Когда я работал над альбомом "Петь" у меня зародилась мысль, что в будущем с этим вещами можно еще будет поработать, поукрашивать, но до последнего момента я не видел, как это может быть целостной, самостоятельной инструментальной историей, без Жени, без аллюзий или отсылов к нему. Изначально мы думали, что можно оттолкнуться от городской тематики. "Сейчас" – сугубо городская пластинка, мы даже наклеечку туда помещали, "музыка для прослушивания в автомобиле", в то время как "Петь" - человеческо-интимная история. Городская тема очень любима Женей, но потом стало понятно, что музыка "Бигуди" - это нечто большее, нежели музыка из альбомов с Гришковцом, просто без голоса. Поэтому пришлось переосмыслить трэки, пересвести их и переаранжировать".
По сути, случай альбома "Иначе" - вполне уникальный, когда, имея в багаже готовый альбом с текстами (авторы: Борис Заходер, Николай Доризо, Юнна Мориц, Юлия Друнина и др.), группа решается выпускать его сугубо инструментальную, переработанную версию. И хотя Гришковец достаточно оригинальный, тонко чувствующий автор, который, по словам Макса, "вообще очень критично относится к тексту во всех русскоязычных песнях", здесь необходимо понимать, что "Иначе" выступает не конкурентом собственной же версии с Гришковцом, а неожиданным, экспериментальным продолжением той же истории. Другими словами, для Гришковца этот тандем – полноценное воплощение идеи, а для Бигудей – интересное приобретение. Осталось лишь показать публике то, что получило это полезное приобретение, в своей первозданной красоте. Сама логика этого совместного проекта вела к этому закономерному результату. Так, уже после записи второго сеанса совместного творчества, альбома "Петь", Гришковец заметил: "Мелодии Макса Сергеева стали столь сильными, что их стало невозможно забивать словами".
Олег Нестеров: "В новых версиях этих вещей полнее раскрылось их музыкальное нутро, оно рассвело. Когда человек не слушает голос – он слушает все остальное, можно еще больше "покопаться", и почувствовать глубину и всю прелесть музыки "Бигудей".Тем более, это очень новаторский эффект здесь, потому что масса людей уже воспринимает эти композиции в сочетании с голосом Гришковца. А тут его нет, и что будет происходить в голове у людей – очень интересно, так как у каждого поселится в голове свой маленький внутренний Гришковец, который будет читать свой внутренний монолог на эту богатую, яркую музыку. И это - продолжение игры, не виртуальное, а скорее, мысленное караоке для миллионов людей".
черно-белое кино
Этот диск, несомненно, порадует как поклонников искрометного Гришковца, так и соскучившихся по аутентичным "Бигудям" давних любителей ставших знаменитыми Сергеева&Сo. Он включает демонстрацию "неснятого кино" непосредственно в сознании слушателя. Сам Макс Сергеев считает, что кинематографичность музыки "Бигудей" склоняется больше к черно-белой драме, очень человечной, камерной обстановке, локальной, нешумной истории, наподобие тех, что можно встретить у итальянских и современных европейских режиссеров. Можно ли на этом основании назвать музыку "Иначе" расхожим словом "фоновая"?
Макс Сергеев: "Мне не нравится этот термин, я его ненавижу, внутри сразу волна негодования поднимается. Все зависит от того, как ты расставляешь приоритеты, и чем ты занят в тот или иной момент своей жизни. Когда я начал сочинять свою музыку, для меня практически вся остальная стала фоновой, поскольку основная музыка - звучит в голове, и я даже пальцами, когда сижу ничего не делаю, отбиваю ритм. А когда люди называют музыку "фоновой" – они, видимо, не умеют слушать, не хотят настроиться. Любая музыка в определенный момент может стать "фоновой" - и рок, и цыганская, это такое временно-прикладное понятие".
Для того, чтобы заполнить те ниши, которые раньше в этих трэках занимал Гришковец и создавал таким образом настроение, группа не только прибегла к пересведению и новой аранжировке, но и милым, ненавязчивым вокализам, которые даже не столько заполняют отсутствие в этом варианте Гришковца, сколько несут в себе особую, оригинальную функцию.
Макс Сергеев: "Я был бы хорошим сочинителем, если б еще и тексты мог писать, но я тексты не пишу, и мне проще сделать песню на "ла-ла-ла". И меня это вполне устраивает, я в "ла-ла-ла" могу вложить все, что хочу!"
Проникнувшись музыкой альбома "Иначе", легко понять, что происхождение ее не имеет конкретного географического описания, и находится за пределами каких бы то ни было систем координат вообще. А также то, что неверно характеризовать "Бигуди" как "электронную группу" - они используют любой арсенал выразительных средств для реализации текущих идей.
К тому же, в свете интеграции отечественной легкой музыки в обще-европейский процесс, ее конкретное место рождения не имеет строгого значения. Одну из рецензий на компиляцию российской электроники "Кафе Спутник" серьезный швейцарский журнал снабдил такими словами: "пока мы оглядывались долгие годы на Америку, там, на Востоке, выросло такое, чего не замечать больше невозможно, если мы хотим победить".
макс сергеев комментирует "иначе"
1. "Настроение улучшилось" – наверное, первая вещь, когда я понял, что я все-таки лирический композитор. С нее вся история с Женей и началась, и это первая вещь, которая прозвучала на всю страну, стала визитной карточкой проекта.
2. "Что ты хотел?" - самая драматическая вещь на альбоме "Петь". Для меня она ценна прежде всего тем, что я там попробовал попеть "хором" - сразу несколько моих вокальных партий накладываются одна на другую.
3. "Иначе" – альбомообразующая песня, плод коллективного сочинительства. Если в основном все остальные – мои сольные, то эту вещь мы начали создавать непосредственно вместе уже на репетиции, что вообще-то несвойственно для "электронных" групп. Для меня она изначально появилась как инструментальная вещь, но мы готовим настоящий песенный альбом, и она планируется быть соединенной со стихами Николая Доризо. Название трэка очень органично пришлось как название всего альбома.
4. "Прогулка" - самая красивая моя вещь, я считаю. Если бы я пригласил красивую девушку, в которую я бы был искренне влюблен, и мы бы выпили чаю - я поставлю как раз такую вещь. С этим трэком именно так и было, это был первый "тест". Самый "кинематографичный" трэк, название отсылает к одноименному фильму, в который он по некоторым причинам, к счастью или к сожалению, не вошел. Это было первое заигрывание с кино у группы "Бигуди".
5. "Петь" - единственная вещь, которую сочинил не я, а мой коллега Роман, он вообще композитор-песенник. Когда ее услышал Гришковец, он стал умолять Романа отдать ему эту музыку и сочинил на нее свой текст. Она самая распевная, мы с нее начинаем и заканчиваем концерты, в этом ее основное функциональное и эмоциональное назначение.
6. "Слеза" - первоначальное ее название – "Joe-Mary не вернулась с пикника". Joe-Mary – это трэшевый детектив – понравившаяся мне история с убийством. Женя сказал: "название странное". Потом он придумал свой текст и она стала называться "Слеза". Хотя на концертах мы ее называем "Смерть". "Женя, "Смерть" играем? Он: "нет, нет, здесь нельзя "Смерть"..." Мы ее очень редко играем.
7. "Не знаю" - новая вещь, и в этом ее основная прелесть, один из последних инструменталов. Название мне очень нравится.
8. "Гвардейск-Ибица" - один их самых трогательных моментов альбома "Сейчас". Очень нравится девушкам, ее текст в "Сейчас" - очень трогательный, один из самых лучших Жениных текстов, я считаю.
9. "Made in China" - еще один инструментальный трэк, редкий, никуда не вошедший, поэтому я его сюда включил. Летом "Бигуди" без Гришковца играли концерт в Калининграде с названием "Made in China". Мы придумали целую историю, навешали всякой параферналии, китайские флаги, драконов и так далее. Летняя тематика.
10. "Эхо" - это практически "Слеза", только с альбома "Петь". Отличие – это серьезный гитарный трэк. В одной украинской рецензии альбом "Петь" назвали "великолепной гитарной музыкой" - это лучшая похвала преимущественно электронному альбому.
11. "Пешком" - наверное, самая теплая вещь с альбома "Петь", она там последняя. Изначально я считал, что Женин текст туда не очень подходит, мне виделось там нечто более драматическое, чем история о человеке, у которого нет денег и он пешком идет домой. Но потом все вполне удачно прижилось. Название у нее было сначала другое, но мы для удобства решили сохранить названия, которые были сгенерированы Женей.
12. "Настроение улучшилось-2" - это своеобразный римейк, который мы сделали для альбома "Петь", на волне успеха "Настроение улучшилось-1". И здесь он звучит в классической своей версии. Это единственный трэк, где "поет" наш экс-гитарист Вадим, который находится сейчас в Нью-Йорке. |
|