Борис Базуров: "Невозможное возможно" Фольклорист и музыкант, автор опер и ораторий, он не выпускал сольных работ десять лет. Новый альбом Базурова успешно связывает традицию и современность. Текст Артём Липатов Борис всегда был как-то наособицу от мейнстрима, даже этнического. Ему удавались неочевидные вещи - такие как "Псалмофония 2000", цикл псалмов, спетых на старославянском в современном звучании. "Псалмофония" стала последней сольной работой Базурова. Сегодня, спустя почти 12 лет, журнал Stereo & Video c гордостью представляет новый альбом Бориса "Автохтоника", записанный им сольно и - что важно для автора - вживую. На этот раз Базуров аккомпанирует себе на собственном изобретении - системе гуслетар. Впрочем, об этом и многом другом - в нашем разговоре. Почему ты ушел от концертов и как вернулся на сцену? В 2000-м я дал свой последний, как тогда думалось, концерт Диме Диброву в "Антропологии" и - как отрезало. Но захотелось опять на сцену! И чтоб отвечал за все. Один. Без ансамбля. Вспомнил свою идею гуслетара, оформил теоретичес¬ки и законтактировал с Эмметтом Чепменом, композитором и создателем стика. За два года освоил свой стиль игры на стике вместе с новгородскими гуслями, по оценкам экспертов, вошел в десятку лучших стикистов мира (звучит нескромно, зато правда!), подготовил концертную программу. Отвечать за все - это так важно? Когда композитор сочиняет, играя на рояле, он слышит, как все должно звучать на самом деле. И только потом переводит произведение в ноты. А игра на стике дает такую возможность сразу. Только симфонический дирижер получает тоже полный живой импровизационный контроль за темпом, ударными, полифонией и аккордикой. А если еще сверху и соло получится с вокалом - вообще полет с отрывом! Почему ты подчеркиваешь, что диск писался вживую? Именно поэтому! Это новый сольный исполнительский формат будущего. Но только для тех, кому есть что сказать в музыке. Коротко о гуслетаре: как ты решил увязать стик и гусли? Попытки именно "увязать" стик Чепмена и графитовую реплику гуслей XIII века начались сразу после получения первого с таможни в 2008-м. И два инструмента встали рядом на графитовую иглу от виолончели, связанные шелковым шнуром в двух местах! А скоро публике будет представлен электронный инструмент "два в одном", который мне помогают делать Эмметт Чепмен, Гарри Биатов и Уильям Виллекс Что ты чувствуешь, выходя на сцену сегодня? Самое для меня главное - видеть, что уже есть публика, ровесники наших детей, которым по-настоящему нравится такая импровизационно правильная музыка! Они ценят подлинность, несмотря на монопольное и агрессивное повсеместное насаждение коммерческого медиафэйка. |