Леонид Ройзман (1915/1916 - 1989).
"Искусство писать - это искусство сокращать", - знаменитая фраза Антона Чехова, применимая и к органному творчеству заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора Леонида Ройзмана. Его целью была сдержанная, благородная и возвышенная беседа с людьми. Он умел подчинить этой цели орган; умел выбрать из неисчерпаемых звуковых, колористических, тембровых возможностей инструмента уместные и необходимые.
Ученик пианиста Александра Гольденвейзера и органиста Александра Геди-ке (выпускник их фортепианных и органных классов в Московской консерватории, соответственно, 1938 и 1941 годов), Ройзман с 1942 года преподавал в этом учебном заведении (специальное фортепиано, орган и клавесин). Однако именно орган был главным центром его притяжения.
Большинство ныне выступающих и преподающих органистов прошли класс Ройзмана. Среди них Наталья Гуреева, Олег Янченко, Этери Мгалоблишвили, Владимир Тебенихин. Алексей Паршин, Алексей Шмитов, Александр Фисей-ский, Любовь Шишханова, Алексей Семенов, Рубин Абдуллин. Другие музыканты - органные "внуки" Ройзмана (ученики его учеников).
Невозможно преувеличить вклад Леонида Ройзмана в органное искусство бывшего СССР. Результатом его деятельности в качестве председателя Постоянной комиссии по органостроению (1958 - 1969), с 1969 - заместителя председателя Совета по органостроению Министерства культуры СССР стало оснащение органами десятков городов и концертных залов. Ройзман заботился о расширении органного репертуара (делал собственные обработки, привлекал отечественных композиторов к созданию органной музыки). Многочисленные сборники органной и клавирной музыки, подготовленные Ройзманом, - образцы высочайшей текстологической и источниковедческой пробы. Среди трудов ученого - монография "Орган в истории русской музыкальной культуры", редакции клавирных сочинений Баха, Генделя, а также фортепианных сонат Гайдна, концертов Гайдна, Моцарта, Вебера и др.; серии "Старые мастера" и "Советская органная музыка". Ройзман был членом международной редакционной коллегии Нового собрания сочинений И.С,Баха, которое выходит в Германии.
К сожалению, искусство органиста Ройзмана в нынешней музыкальной действительности представлено далеко не достаточно! Между тем, его записи поражают безупречностью вкуса, стилистической точностью (при этом живой, а не "музейной"!), стройностью и гармонией целого и деталей. И, конечно, отмеченные свойства особенно проявляются в исполнении музыки Иоганна Себастьяна Баха.
Михаил СЕГЕЛЬМАН