QUOTE: | Музыка и слова - Бориса
БГ - голоса и гитары Лорд А. Рацен - барабаны Александр Титов - бас Дед Василий - инструменты с использованием клавиш и воздуха Алексей Вихарев - таблы и бубны А. П. Зубарев - гитары и ситар Индеец О. Гончаров - маковый стебель
Аквариум благодарит И. Шнеерову за звуки клавесина, А. Решетина за звук скрипки и В. Цимбала - за тромбоны. Органы-портатив любезно предоставлены С. Шером и П. Чилиным. Детский Хор п/у С. Наумовича Струнное трио: О. Шубина (скрипка), Н. Сыромятникова (альт), П. Короленко (виолончель) Труба: Д. Валевин Аранжировка духовых и струнных: А. Зубарев и О. Сакмаров За предоставление танпура и ситара спасибо Обществу Сай-Бабы
Микс 1-7: Ю. Морозов и АКВАРИУМ, 8 - А. Барашкин Мастеринг оригинального издания - Анатолий Воробей, студия "Марафон" Мастеринг для винила 2016 - Евгении Гапеев
Концепция оформления - БГ Оригинальный шрифт - Эдуард Громаковский Разработка художественного макета оригинального издания - Павел Павлик. Фото - Вадим (Д) Кондрадт
SoLyd Records SLR LP A15 © BG, 1993, 2016 ©&(p) SoLyd Records, 2016 BOMBA
Производитель: MPO France Domaine de L'Orgerie. 53700 Averton, France 4 640004 135726 |
QUOTE: | Из интервью с БГ, 1994 г.:
- Вернемся, однако, к вашей деятельности. Ты как-то рассказывал, Борис, что в БГ-Бенд музыканты попадали сложными, чуть ли не мистическими путями. С новым АКВАРИУМОМ было также?
- Мы сели с Сакмаровым и стали думать - что нам делать дальше, потому что песни эти были, и было ясно, что этим дело не ограничится. Кого будем брать в басисты? Сакмаров говорит: "Вот есть Тит (Александр Титов - басист АКВАРИУМА классического состава)". Я сказал, что Тит вроде бы другими делами занят. "Да ни фига он не занят!" Мы встретились с Сашкой, и с первой же секунды встал вопрос о том, что и как конкретно делать, других вопросов не возникло - знакомы мы уже десять лет, и все тараканы личные, которые между нами были, все разбежались. Было понятно, что Алексей Павлович Зубарев - неотъемлемая часть всего этого. Вот уже четыре. С ударником мы подумали, и Тит сказал: "Нужно Рацена (Алексей Рацен - экс-барабанщик группы "Телевизор")", хорошо, стали играть с Раценым. Сначала совсем друг друга не понимали, но в то же время у меня все время было ощущение, что скоро это все пройдет. И действительно, вот скоро уже два года, как это все работает словно машина, и все очень довольны. Андрей Вихарев появился сам по себе , прямо с первой репетиции. Я очень долго не мог понять, что он вообще делает, но знал, что этому есть место. И сейчас, его дело - одна из составляющих, интегральная часть и этого звука, и подхода, и образа. |
QUOTE: | Из книги "АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем" (М.: ООО Издательский дом "София", 2004):
В июне 92-го года Гребенщиков получил приглашение выступить в Израиле. Необходимость самим потрогать легендарную землю требовала все бросить и ехать. Но устроители не могли потянуть приезд всего "БГ-бэнда" - речь могла идти максимум о двух людях. В конце концов договорились о приезде группы из трех человек: БГ+Сакмаров+Зу-барев. Новым составом репетировали новые песни.
"БГ-бэнд" начинался концертом в Казани. Новая группа с новыми песнями впервые выступила там же и сразу выехала в Израиль. По интенсивности впечатлений поездка на землю обетованную неожиданно оказалась сопоставимой с лучшими моментами жизни "БГ-бэнда". По всей стране было сыграно семь концертов с полными аншлагами. Казалось, что мы здесь и сейчас делаем что-то очень существенное, очень важное и для людей, и для себя. Через много лет на фестивале в Тушино к нам подошли два молодых человека. "Помните, мы с вами выпивали в Тель-Авиве всю ночь? Вы еще были у нас на квартире. Мы вам пели песни и жаловались, что они здесь никому не нужны, и спрашивали, что же делать дальше? А вы сказали: "Если хочется петь - пойте". Мы поняли - Борис Борисыч дает нам путевку в жизнь. Теперь мы называемся "Би 2". Поем песни и теперь нас слушают! Спасибо..."" (Олег Сакмаров)
"Весной 92-го на гастролях написались две песни "Летчик" и "Отход На Север (Царь Сна)", которые мы с "БГ-бэндом"уже не могли сыграть убедительно. Песни требовали чего-то кардинально другого". (БГ)
"В Израиле возникло новое групповое ощущение. Мы понимали, что идем к чему-то целому, к новому этапу". (А.Зубарев)
"Здесь произошло одно из важнейших событий в моей жизни. Борис впервые взял нас в психоделическое путешествие. Переживание первой в жизни кислотной ночи - материал для отдельной книги. В один из кульминационных моментов психоделического вылета Борис взглянул на мое лицо и процитировал сам себя: "Дед Василий, до конца охренев, сказал - наконец-то мы сошли с ума". Так я навечно стал Дедом Василием, а ласково - просто Дедушкой". (Олег Сакмаров)
В августе "БГ-бэнд" сыграл свой последний концерт - на фестивале в Сочи.
"Организаторы поселили нас в Абхазии, в каком-то правительственном пансионате с символическим названием "Гребешок". Прямо во время фестиваля началась грузино-абхазская война. Грузинский десант высадился прямо в нашем санатории и задержавшиеся семьи музыкантов чудом эвакуировались в мирный Сочи. Было страшно... Это было символическим финалом "БГ-бэнда"". (Олег Сакмаров)
"Я стоял на сцене и понимал, что делаю что-то, для меня совершенно постороннее. Происходящее было явно не нужно ни музыкантам, ни слушателям, а музыканты при этом не очень-то были нужны друг другу. Это было совсем не то, для чего я начинал играть концерты. У меня возникло призрачное ощущение того, что что-то кончилось". "В последнюю ночь я ушел спать, а ребята еще долго сидели на пляже и выясняли отношения. Поутру несколько из них пришли ко мне в номер и сказали, что в этом составе играть больше не могут. Я не удивился - это витало в воздухе". (БГ)
На очереди действительно было воссоединение АКВАРИУМА.
"Сакмаров - всегдашний дипломат и любитель концертов стадионного масштаба - сказал, что Тит снова хочет играть со мной. Мы встретились в клубе "TaMtAM" и поговорили о том. чего нам обоим хотелось бы. Поскольку полуторагодовая эпопея "БГ-бэн-да" был окончена, мои руки были свободны, и я с радостью принял предложение восстановить АКВАРИУМ с новыми людьми". (БГ)
Титов привел с собой барабанщика Лешу "Лорда" Ра-цена ("Телевизор"), с которым прежде играл блюзы в проекте "Турецкий чай". Творческий тандем Титов - Рацен означал появление за спиной у БГ, Сакмарова и Зубарева прочной ритм-секции. Дополнил состав перкуссионист Андрей Вихорев. Первое время (92-й - начало 93-го гг.) на афишах писалось "Борис Гребенщиков + новый АКВАРИУМ", но уже летом 93-го года все свелось к классическому названию АКВАРИУМ. У группы, кроме всего прочего, появился первый настоящий менеджер. С детства увлекаясь театром, Михаил Гольд испытывал раздражение от всех отечественных рок-групп вне зависимости от их статуса и качества. Дело в том, что во времена рок-клуба театр, в котором играл Миша, репетировал в Белом зале Дома народного творчества на улице Рубинштейна. Репетировать мешали волосатые самоуверенные молодые люди, забредавшие постоянно в Белый зал, курящие и орущие в туалете и холле и чувствующие себя’хозяевами Дома народного творчества. К моменту прихода в АКВАРИУМ Михаил работал мастером на Металлическом заводе. По рекомендации общих знакомых он приехал к Борису после рабочей смены, в спецовке, с грязными, пахнущими металлом руками. "Ну и?" - спросил он Бориса Гребенщикова, глядя ему прямо в глаза. Такого менеджера нельзя было не взять в группу. Начались репетиции в ДК связи. Через два месяца АКВАРИУМ с новыми-старыми музыкантами выступил в Питере (театр Дворца пионеров), а затем направился на гастроли в Рязань и Смоленск. Концерт-премьера во Дворце пионеров был, по выражению Михаила Гольда, для группы большой радостью.
"Зал этот впервые впустил в себя рок-группу, и я подумал - пусть лучше будут дорогие билеты, чем мне там, в этом зале, все разнесут. Перед началом концерта иду по коридору и чувствую, что из туалета тянет травой... Явно тянет. Охрана из Большого дома стоит - хоть бы что. Потом я спросил у них. в чем дело. Оказалось, что на фабрике Урицкого была проверка и обнаружили большую партию травы. Чтобы не засветиться, владельцы скинули ее в табак, и целая партия сигарет "Космос" оказалась "заряжена". Сигареты продавались в ларьках и магазинах, а люди очень радовались..."
Весной - летом 93-го года АКВАРИУМ отправился в крупномасштабный тур по любимой со времен "БГ-бэнда" Волге.
"Дружественный визит древнеегипетской делегации к берегам великой русской реки". Мы искали некий пафос. Похоже, что Борис внутренне над этим смеялся". (М. Гольд)
"На первом же выездном концерте нового АКВАРИУМА в Рязани произошло настоящее психоделическое крещение группы. Чего только не было! Над сосновым лесом шли кислотные дожди, витали духи "Битлз" и Джи-ми Хендрикса, кто-то вытирал мечи о траву, кто-то занимался прикладной магией. После ночи высочайшего безумия группа с утра оказалась на прямом эфире регионального телевидения... Эффект был поразительным. Когда после студии мы шли по улице - на ней останавливался транспорт и люди застывали в изумлении. У меня сохранилась видеокассета с записью этого эфира. Пленка до сих пор передает всю фантастическую атмосферу рождения новой группы". (Олег Сакмаров)
Шутки шутками, но в истории АКВАРИУМА это была первая возможность реально выехать за пределы Москвы - Петербурга с большими и прочными концертами. Нужно помнить, что АКВАРИУМ до 8б-го года не особо допускался к концертной деятельности, да и после 86-го выездные концерты можно было сосчитать по пальцам, а "БГ-бэнд" был все-таки формированием акустическим.
"Теперь мы всю музыку услышали другими ушами, - вспоминает БГ. - Получалось так, что Нечто важное, что было сказано в 60-е в Англии и Америке, в России до сих пор толком не прозвучало. Мы решили воссоздать именно ту часть культуры, которой здесь не хватало".
"Борис всегда был активнейшим меломаном и коллекционером. И он всегда щедро делился своими сокровищами со всеми! А с друзьями и своими музыкантами - прежде всего. Я был рядом с ним почти 20 лет - и такое количество музыки он открыл мне! Психоделическая классика 60-х, новая волна 80-х, все новейшие течения 90-х - все это не просто слушалось, а пропускалось через себя, проживалось, осваивалось и отражалось в собственном музицировании. Мы слушали музыку каждый день - и на гастролях, и в Петербурге. Стало общим местом высказывание - "АКВАРИУМ - это образ жизни", но это - святая правда. Жизнь рядом с Гребенщиковым наполнена музыкой, теологией, разнообразными порывами души. Сказанное о музыке вполне относится и к другим вещам - книгам, фильмам, изобразительным искусствам. Я с пиететом замечал, что Борис готовится к гастролям, как профессор к ответственной лекции, припасая для музыкантов кучу сюрпризов и маленьких подарков: новый альбом Тома Петти, свежий фильм, хорошую историю. А такой подход требует от его друзей взаимной отдачи. Будучи в АКВАРИУМЕ, нельзя не соответствовать уровню, задаваемому Гребенщиковым. Самое страшное - стать для него скучным и неинтересным". (Олег Сакмаров)
Тур "По Волге гуляет Рамзес молодой" сопровождался масштабными саундчеками, на которых исполнялась почти вся рок-н-ролльная Вселенная - от Элвиса Пресли и Rolling Stones до Тома Петти и Grateful Dead.
"Когда мы пришли в группу, у каждого на гастролях был свой кипятильник, пакетик с едой, ножичек, все были, в общем, автономны. А через полгода ни у кого уже не было кипятильников, все ходили ко мне и к Нине (администратор "А") за чаем и всем прочим и занимались уже другим - это, наверное, очень смешно, но в туре "По Волге гуляет Рамзес молодой" на завтрак музыкантам выдавались витамины. Потому что надо. Я пришел из другой истории - из детского театра. О детях надо заботиться... И мы с Ниной о музыкантах заботились, кормили их домашними котлетами. Потом все поменялось, понадобились более жесткие вещи, но на этом туре это было так. Концерт в Астрахани охраняли казаки в форме и с шашками, из зала Бориса пытались вынести на руках. Лето, тепло, хорошо, и все происходит само собой, потому что альбом уже случился. Были и бандиты: в Ярославле держали меня под пистолетом - в общем, полноценный такой был тур. Был еще концерт в Москве для американских друзей. Там выступали Ярмольник со своим "Цыпленком табака" и АКВАРИУМ. Американцы расплатились за выступление большим количеством "Эл-Эс-Ди", а в поезд мы успели купить джин, а на закуску - ничего. Так и ехали, закусывая этим "ничего". (М. Гольд)
Песни продолжали писаться на гастролях и начали складываться в альбом с эпиграфом "Три самые выдающиеся личности в истории мирового рок-н-ролла - это Будда, Рамзес IV и то существо, которое вдохновляло Beatles".
"To, что записывалось для РАМЗЕСА, и то, что записывалось для КОСТРОМЫ, рождалось на ходу, на гастролях; в почеркушках, которые появлялись где-то, и невероятно приятно было находиться при этом рождении. И Борина борьба за звук, которая происходила даже не на концертах и репетициях. У меня есть ощущение, что Боря не очень понимает, как этот звук делать, поэтому сейчас и есть Рубекин, поэтому и есть Гончик - они более технологичны. У Бориса же есть ощущение, и это ощущение он разными способами пытается и пытался доносить. Для меня всегда было очевидно, что речь всегда шла только о том, как все должно звучать, - поэтому к нему люди приближались, так или иначе испытывались, смотрелись, проходили через дом, проводились все религиозные истории - все для того, чтобы объяснить, какое звучание должно существовать. Неумение донести технологично рождает попытки донести это эмоционально". (М. Гольд)
"Мы поставили перед собой сверхзадачу создания эйсид-альбома. который помог бы каждой песне стать дверью в определенную вселенную, - говорил БГ накануне сессии. - Это уже АКВАРИУМ 90-х - музыка без занудности. В идеале я хочу создать русскую музыку, которая будет на высоте 68-го года".
Сразу было понятно, что новый звук потребует серьезного размаха записи. Появилось желание попробовать применить уроки Radio Silence на родной почве.
"Рамзеса" - по совету Курехина - решили писать на студии "Ленфильма". Дальше была простая задача - найти денег. Я пошел к давним приятелям, занял денег и оплатил студию. Миша, который работал на студии, честно сказал, что не знает, как работает пульт "Моцарт", - в итоге с пультом возились Мартисов и Гончаров. Помещение было темное, неуютное, Борис пытался его освоить палочками и чем-то еще, оно не осваивалось. Борьба шла не на уровне записи, а на уровне попытки победить всю эту фигню, чтобы хоть что-то случилось. Хотя тогда была записана песня "Отец Яблок", привезенная из Алма-Аты, которая до этого ни разу не игралась, а сразу пошла на ленту". (М.Гольд)
Выбор тон-ателье "Ленфильма", представлявшего собой огромный зал, темный и холодный, оказался ошибочным. Саша Титов вспоминает, что с социалистической аурой закрытого предприятия, с пропускной системой и ощущением тотальной заброшенности музыканты боролись, как могли. Стоя над пультом, читали мантры. Задымили студию индийскими благовониями, нотам все равно скорее веяло симфониями Гостелерадио, чем "Алисой в Стране чудес".
"Нам хотелось отыграть весь материал "живьем", -вспоминает Алексей Зубарев. - Но тут началась мощнейшая психостения. Технические условия никакие, провода длиной 48 метров, и ни один звук до пульта не доходит... Какой микрофон ни ставь, от звука гитары и скрипок там не остается ничего. Криминал полный".
"Альбом записывали только-только сформированным составом, - вспоминает концертный "звуковик" АКВАРИУМА Саша Мартисов. - Музыканты, стиснув зубы, работали без комбиков, с какими-то странными барабанами. Это было тяжелое испытание для всех - АКВАРИУМ и технический персонал друг друга просто не понимали".
Когда все инструменты и вокал уже были прописаны, неожиданно выяснилось, что микшировать все это богатство на "Ленфильме" невозможно. Операторы не знали, как работает пульт. Пришлось нести болванки на "Мелодию" к опытному звукорежиссеру Юрию Морозову. Когда спустя некоторое время композицию "Летчик" перемастерили для французского сборника Boris Grebenchikov & Aquarium (1991 - 1994), слушателям стало понятнее, как именно представляли звук альбома музыканты.
"Рамзес" - один из самых любимых мною альбомов нового АКВАРИУМА. Наше посвящение мастерам психоделии 60-х. Сочетание точного изначального знания того, что должно получиться, и свободной импровизации во время записи. Плод слушания любимой музыки и страстного желания попасть в те же пространства, что и наши герои - "Битлз", Хендрикс и прочие божества. Абсолютно гениальный по замыслу и аранжировкам альбом считается несовершенным по саунду, но я до сих пор люблю каждую его ноту, каждое слово. Ощущение чудесной атмосферы во время записи до сих пор живет во мне. А рождение "Отца Яблок" у ленфильмовского рояля - просто наглядное пособие по музыкальной импровизации. Играл на флейте и органе-портативе в "Королевском утре" - как в открытый космос выходил. Хор мальчиков в "Летчике" должен был походить на пение ангелов, которое всегда звучало в нас, просто хотелось им поделиться". (Олег Сакмаров)
"На "Рамзесе" мы решили развернуться вовсю - как в России никто никогда не пробовал делать. Мы пошли на значительные расходы, чтобы сделать все по-настоящему. Выло желание сотворить что-то новое и нужное для нашей культуры - как будто мы одни вышли в большой мир, потом вернулись домой и попытались этот свой дом преобразовать. Я не хочу хвалить АКВАРИУМ, но тогда мы шли абсолютно против шерсти. В не слишком человеческих условиях мы пытались все делать по-человечески". (БГ) |
QUOTE: | Из книги А. Кушнира "Хедлайнеры":
Ранним январским утром 2003 года я получил от БГ электронное письмо следующего содержания: Высылаю тебе твой текст по "Любимым песням Рамзеса IV" с рядом резких корректив. Как-то текст у тебя получился мрачным и скандальным. Все было не так плохо...
Комментарии Борис Борисовича меня не на шутку озадачили. Цитирую. "БГ-Бэнд" мог бы существовать и дальше, если бы они выносили друг друга, а не дрались, как только я выйду из комнаты , - описывал события 92 года Гребенщиков. - Березовой пил невыносимо, Петя Трощенков интересовался только собой, а Сакмаров что-то не поделил со Щуром и уговорил меня не играть с ним... После чего и последовала наша встреча с Титом... А то получается, что я интригами окончил "БГ-Бэнд". Это не в моем стиле, я прошу прощения!
Если исходить из этого эмоционально послания, действительно "все было не так уж плохо". Кто бы спорил? Лично я спорить не стал, внеся в текст про "Рамзеса IV" все необходимые правки. Антология ведь позиционируется как авторизованная - т.е. отражает позицию группы "Аквариум". И взгляды группы "Аквариум". А я - только ретранслятор. Нет проблем. |
|