QUOTE: | Оригинальный саундтрек к двенадцатисерийному советскому художественному телефильму Татьяны Лиозновой, снятому по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Музыка к фильму написана композитором Микаэлом Таривердиевым. Релиз представлен на красном виниле.
Микаэл Таривердиев - советский и российский композитор. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР. Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, а также более 100 песен и романсов, 4 балета, 5 опер, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. |
QUOTE: | Работа над "Семнадцатью мгновениями весны"
В 1968 году Юлиан Семенов написал сценарий фильма о советском разведчике и показал режиссеру Татьяне Лиозновой. Работать над музыкой в нем предложили Таривердиеву. Композитор сначала хотел отказаться, ведь в это время он писал саундтрек к фильму о шпионах - "Резиденту". Но когда прочел сценарий, согласился.
Татьяна Лиознова предложила использовать в фильме образ неба с улетающими журавлями, которые не знают войны и для которых не существует границ.
QUOTE: | Я, как всегда, когда пишу музыку к фильму, стараюсь поставить себя на место героя. <...> Ведь Штирлиц - герой собирательный, такие люди существовали, их было трое, тех, кто работал в высших эшелонах немецкой власти. Двое были раскрыты и погибли, один остался жив. Так что же должен чувствовать этот человек? Ну, конечно, меру ответственности, чувство долга. Но что главное? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. <...> Не по березке, а по небу. По российскому небу.
Микаэл Таривердиев |
Для фильма Таривердиев написал 10 песен. Каждая из них должна была открывать и закрывать определенную серию фильма. Однако позже Таривердиев решил, что достаточно всего двух сочинений - "Мгновений" и "Песни о далекой родине". Исполнить эти композиции брались многие певцы, в том числе Муслим Магомаев. Однако композитор считал, что их должен исполнить другой певец. "И мы стали переписывать их заново, уже с Иосифом Кобзоном. Он приезжал ко мне в течение месяца к 10 утра, и я с ним занимался, делал песни. Спел он их блестяще", - вспоминал Таривердиев. Иосиф Кобзон записал и другие песни, не вошедшие в киноленту.
Музыкальную тему, которая должна была звучать во время свидания Штирлица с женой, Таривердиев написал сначала для оркестра. Но после монтажа решил, что лучше оставить только фортепианную партию. Татьяна Лиознова, прослушивая музыку, заплакала.
Таривердиев был на пике популярности. Но в 1973 году кто-то прислал в Союз композиторов телеграмму от имени композитора Франсиса Лея. В ней Таривердиева обвиняли в плагиате - якобы музыку для "Семнадцати мгновений весны" на самом деле написал французский композитор. Позже выяснилось, что сам Лей о телеграмме ничего не знал. Репутация Таривердиева пострадала. Концертов меньше не стало, но почти на каждом из них его спрашивали, правда ли, что он украл музыку у Лея. "С тех пор я ненавижу публику", - делился композитор.
В 1976 году фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Таривердиев участвовал в создании 132 советских фильмов. В 1977 году кинолента с музыкой Таривердиева - "Ирония судьбы, или С легким паром!" - получила Государственную премию СССР.
Культура.РФ |
|