- Послушай, "Старший брат" - это классика. Я понимаю: можно не одобрять юри, можно до слез не любить слезливые мелодрамы, можно проклинать день и час, когда было нарисовано первое аниме о девочках в закрытой школе, но: "Старший брат"!!! (все встают и снимают шляпы).
- О чем ты говоришь?! Это же бразильское мыло в японском флаконе! Натуральная мыльная опера, пенистая, как "Фэйри": "эффективно отчищает здравомыслие и не оставляет интеллектуальным пятнам ни единого шанса".
- "Мыло"? Хорошо, пусть "мыло". Не буду спорить. Любое изображение страстей – особенно страстей женских, пылких и малорассуждающих – тянет на это определение, n'est-се pas? Но что, скажи, изменится оттого, что мы назовем "Старшего брата..." "мыльной оперой"? Назови Джульетту – скороспелой малолеткой, а Федру – потаскушкой, и по гамбургскому счету будешь прав. И – чтО в тебе в такой правоте? Тебя не тошнит от ее пошлости?.. Погоди, я еще скажу про "Брата": это ж сильная вещь! Полнокровная. С драмами – и драмами нешуточными. С характерами - не выдуманными. С конфликтами, несочетаемостью, противоречиями – которые не могут разрешиться от одной лишь улыбки главной героини или ласковой музыки титров. Понимаешь? Что отличает то "мыло", о котором ты говоришь, от того трансцендентального Мыла, которым является "Брат..."? Компромисс с природой вещей – или его отсутствие. "Брат..." на компромисс не согласен.
- Ой, вот только не своди всё на космический абсолют, ладно? Мы вообще об одной и той же вещи говорим?.. Конец прошлого века. Закрытая школа для девочек, "Сэйран", кажется. Закрытые там девочки – числом много; от потогонной педагогической системы и отсутствия мальчиков они потихоньку съезжают с рельсов и начинают хаотично влюбляться друг в дружку. Старшие девы вполне тянут на классических сёдзе-юношей – плечистые, статные, в локонах – коня на скаку остановят, а девочку на пару лет себя моложе вынут из автобуса на вытянутых руках... Это оно?
- Оно, оно. 1991 год. Снимал Осаму Дэдзаки, между прочим – если тебе это что-то говорит.
- Свят-свят, ты еще про черно-белый "Могучий Ато-м" расскажи! Причем тут имена мэтров?-
- При том. "Брат..." - один из столпов сёдзе. Где был бы жанр без таких программных вещей? "Старший брат..." был одним из первых и наверно, самым ярким сериалом для ВЗРОСЛЕЮЩИХ девочек, и такие вещи, как "Утэна", шли по проторенному "Братом..." пути.
- Хорошо-хорошо, Бог с ней, с исторической значимостью. Но сейчас-то это смотреть невозможно!
- Ничего подобного. Мне тоже графика сперва казалась ужасно старомодной, а опенинг удивительно тусклым... Но, черт побери, ведь опенинг – только обложка, мы как-то подзабыли об этом последние годы. А ты будь глубже и зри в корень. Когда нужно драм – вот они. Готовь нераспечатанную пачку "Клинекса". И потом: мне нечасто попадались вещи, проникнутые таким завораживающим девичьим эротизмом. Чего стоят девушки (да, ты прав – почти юноши!)-старшеклассницы, "Сен-Жюст" и "Принц Каору" – надменные, высокие, прекрасные; как они ходят, как смотрят, как носят себя, как небрежно принимают поклонение младшеклассниц; в них - вся прелесть юного порока... Что, скажешь, плохая идея нести культуру в девичьи массы посредством TV-сериала?
- Ты лесбийскую культуру имеешь в виду?..
- Нет! Я имею в виду Великую Французскую революцию и "Принца Гэндзи". Зрительницам в титрах переводят псевдонимы, а они могут потом, в охотку, подчитать про Луи Антуана Сен-Жюста и Благоуханного Принца Каору. И вообще в "Старшем брате..." имеется целый букет образов-архетипов. Маленькая ведьма Марико Синобу, классическая "бедная богатая девочка". Г-жа Фукико Мия – Прекрасная Дама, Не Знающая Милосердия. Как это будет по-французски?.. А-а, не надо, не перебивай. Нанако Мисоно, главная героиня – традиционнейшая и типичнейшая "инженю", воплощение расхожего тезиса "у хорошей девочки и жизнь будет хорошей" – но насколько живой и дышащий персонаж! (Не перебивай, говорю!) Так вот, еще об эротизме: юри здесь - на самом деле юри: драма взаимоотношений девушек, а отнюдь не пикантные намеки для привлечения противоположного пола. Лепестки сливы плывут по воздуху; розы зажаты в ослепительно белых зубах... Ах, ах и еще раз "ах"!
- Вот-вот. К этому всё твое словоизвержение и шло – к лепесткам и розам...
- Кашу маслом не испортишь, а сёдзе не делается хуже от наличия лепестков, да-с! Да я и не говорю, что их там нет, преувеличений. Всё есть: дождь стекает с кончиков пальцев, цветы летят с моста, девушка рыдает под запертой дверью... Но это закон жанра. И, если хочешь, закон возраста. В пятнадцать лет жизнь заканчивается, когда Та Самая дверь заперта, разве не так?
- Ну, значит, это не "Старший брат" обветшал, это мы состарились.
- Говори о себе, каменное ты сердце. Я, может статься, еще пересмотрю. При случае...
Анастасия Розанова (
http://world-art.ru/animation/animation.php?id=625