|
|
QUOTE (INI): | [ISO] Files=JJ CALE.iso LayerBreak=2077376 | "To Tulsa and Back" 2004Удивительное рядом - Джей Джей Кейл выпускает новый альбом. Честно говоря, его поклонники практически отчаялись - предыдущая студийная работа музыканта, альбом Guitar Man, вышел аж в 1996-м.
"Многие хотели сделать меня действительно великим, - сказал в одном из нечастых интервью Джей Джей Кейл, -- но пришлось их окоротить. Слава и успех-- неприятные вещи. Мешают сосредоточиться на рыбалке". Поза? Безусловно, поза, но из тех, в которых доля истины очень сильна. Да и, в конце концов, этот человек имеет право на какую угодно позу.
Вообще Кейл всегда был сам по себе. Спокойный такой, лаконичный. Когда вышел его первый альбом (Naturally, 1971), в моде были сюиты с названиями в абзац длиной; на альбом таких влезало от силы три. У Кейла песни редко длились дольше трех минут, да и названия что песен, что альбомов состояли обычно из одного-двух слов, а иногда он просто отделывался цифрами.
Биография его малосодержательна, зато богата именами. Жан-Жак (почему, никто не знает) Кейл родился в Талсе, штат Оклахома, 66 лет назад. По его собственным словам, он "пытался понять, как играют Чет Эткинс, Лес Пол и Чак Берри - скопировать не удалось, я промахнулся и придумал свое". В 1964-м он уехал в Лос-Анджелес, где работал как студийный инженер и играл вместе с другими уроженцами Талсы - вроде Леона Расселла и Карла Рэдла (в будущем - участника Derek & The Dominoes). Именно тогда Кейлом и Роджером Тиллисоном был записан психоделический альбом Take A Trip Down Sunset Srip, вышедший под псевдонимом Leathercoated Minds. Альбом понравился музыкантам, но публика его не заметила - кто мог подумать, что из одной инструментальных пьес впоследствии родится знаменитый хит After Midnight? Поняв, что в Лос-Анджелесе делать нечего, Кейл вернулся домой - к спокойной, уютной жизни. "В Талсе так хорошо, что даже если ты беден, ты не чувствуешь этого".
По просьбе Расселла Кейл записал короткую демо-ленту, которая попала к Рэдллу, а уж тот показал ее Эрику Клэптону. Клэптон пришел в восторг и записал вышеупомянутый хит.
"Сижу я это дома", - вспоминал Кейл, "и тут по радио слышу... собственную песню. Это был шок, конечно. Приятно, а что же - Эрик хороший музыкант, он мне и тогда нравился, да и сейчас я его люблю". Так было, или Кейл лукавит - неизвестно, однако факт остается фактом: именно после этого Кейлу позвонил старый знакомый, продюсер Оди Эшуорт, и предложил записать альбом. "Да у меня песен столько нету!" – по легенде, воскликнул Кейл. "Так напиши!", - рявкнул Эшуорт и бросил трубку. Альбом Naturally был записан в Нэшвилле в начале 1971 года и вышел в свет тем же летом.
Так Кейл стал тем самым Кейлом, которого мы так хорошо знаем. За тридцать с гаком лет и 12 альбомов он не сильно изменился. Все то же нежелание развернутых соло, все то же стремление побыстрей отделаться от песни... Взять знаменитую песню Anyway The Wind - если вслушаться, она состоит ровно из одного аккорда!
Кейл стал популярен - но это его не изменило. Он купил себе дом в глубинке, на лесном озере, и трейлер - чтобы на лето уезжать во Флориду или в Калифорнию. Ради интереса и удовольствия продюсировал записи Нила Янга, Арта Гарфанкела и Джимми Роджерса.
В 1976-м Карл Рэдл наконец познакомил Кейла с Клэптоном - это случилось в Лондоне, Кейл как раз поехал в тур с альбомом "Трубадур", на второй стороне которого была записана песня "Кокаин". В версии Клэптона она вышла в 1977-м на альбоме Slowhand - и снова стала хитом! А когда этот альбом по лицензии выпустила фирма "Мелодия", внимательные редакторы песню вырезали. Из-за названия, понятное дело.
Не один Клэптон, конечно, пел песни Кейла. Этим занимались Джонни Кэш, Сантана, Кэптен Бифхарт, Брайан Ферри, Лжон Мэйолл, группы Lynyrd Skynyrd, Allman Brothers - каждый находил в этих негромких, лаконичных эскизах что-то свое. Наши музыканты тоже не обделили Джей Джея вниманием - Дмитроий Ревякин с "Калиновым мостом" перекрестил Sensitive Kind в "Девочку летом", а Чиж сделал из нее же свой хит "Перекресток" - но ревякин авторство кейла указал, а Чиграков, увы, нет.
Кейл построил в Нэшвилле собственную студию и продолжал свою неспешную, размеренную жизнь. В 1983-м на альбоме Number 8 впервые появилась фотография музыканта, после чего музыкант взял серьезную паузу - аж на шесть лет. На вопрос журналиста, чем он занимался все это время, Кейл спокойно ответил: "Да ничем особенным - ездил рыбачить, катался на велике, по субботам стриг газон". Но журналист не унимался: "А как же музыка - вы что, совсем о ней забыли?!". "Нет, конечно! Я слушал много рэпа. Да, и еще Van Halen".
За девяностые годы он сменил фирму грамзаписи, купил дом в Калифорнии и записал два альбома - до нынешнего июня диск 1996 года Guitar Man был последним его студийным альбомо. Кейл записывал его так: "Я написал за день восемь песен. Потом арендовал студию в Голливуде и за два дня записал вокал, после чего забрал материал домой и записал все остальное". Потом был отличный концертный альбом 2000 года, во многом вознаградивший меломанов за годы ожидания, и вот теперь - To Tulsa And Back.
Джей Джей Кейл кажется человеком, живущим в высшей степени правильно. Судите сами - его фирменный коктейль из блюза, рокабилли и кантри стал настолько популярен и оказал влияние на стольких музыкантов, что трудно их сосчитать. Он дает не более 50 концертов в год - если вообще в данный конкретный год дает концерты. Да что говорить, ведь и новомодный стиль "американа", который так трудно определить словами, есть не что иное, как эксплуатация того, что сделал за свою жизнь Кейл. А его записи продолжают поражать своей красотой, свежестью, безыскусностью.
"Я пишу песни, когда мне больше нечего делать, если честно", - говорит Кейл. "Так что для новой пластинки их набралось достаточно. Восемь лет прошло, говорите? Так это, в сущности, совсем немного".
Скажете, снова поза? Да нет, похоже этот небритый старикан с усталым взглядом не лукавит. Ну разве только чуть-чуть.
|