Printable Version of Topic
Click here to view this topic in its original format
Forums > Аудиокниги своими руками > Мои опыты с железками, хэви метал для записи голоса


Posted by: WhiteRabbit on 04-07-2008, 17:43
Ну вот... Начнем с того, что я, говоря честно, прямо и откровенно, - не железячник. То есть до полностью наоборот. Юзверь белый и пушистый. Так что претендовать на какие-то великие истины никак не могу.
Зато вот что могу - так это рассказать о результатах такого благородного дела, как эксперименты на себе, по принципу: как делать не надо.

Процессор/память
Для меня первые попытки записей стали настоящим кошмаром. Записываешь файл, стараешься, - начинаешь прослушивать, и тут выясняется, что куски слов с определенной периодичностью выпадают напрочь... Я опускаю три тонны разговоров с людьми, опытными в аудиоредакции, и знатоками программ, - все равно шесть номеров не угадал никто, пока до меня самой не дошло. Машина у меня оказалась слабовата, а Аудишен, которым я писала - оказался довольно требовательным. Так что первый вывод из серии "вот этого не надо": Пентиум 3 - 500 Мгц с 128 мега памяти - маловато будет.:) Сейчас, правда, таких зверей и в природе-то почти не осталось.:)
Впрочем, 1500 Мгц и 512 мега памяти уже оказались вполне достаточными, чтобы этот глюк пропал.

Звуковая карта
Почему-то мне казалось, что для записи звука нужна хотя бы средней руки звуковая карта. Но когда я взялась изучать вопрос, на что бы эффективнее потратиться, - выяснилась странная вещь. Все железячники в компьютерных магазинах в один голос утверждали, что все звуковушки отличаются между собой на выходе - примерно пропорционально цене: чем дороже, тем лучше. А вот на входе микрофона - все они представляют собой решительно одно и то же, и никак особо не отличаются от того же микрофонного входа онборд на материнской плате. Я решила доизучать вопрос до конца - и отправилась в магазин для музыкантов. Вот там мне объяснили, что таки есть специальные звуковухи для записи, круто навороченные, с настройками и регулировками - но стоит это счастье от 500 баксов и выше. И нужно оно, главным образом, чтобы записывать вокал на уровне оперного, а для чтения - примерно как в бане лыжи. Я сказала "спасибо" - и с тем и живу, пользуясь звуком онборд на материнской плате...

Микрофон
Вообще насчет микрофонов народные мнения сильно расходились. Люди, которые занимались аудиозаписью десятки лет, говорили: правильные микрофоны - это кондесаторные, а динамические микрофоны - это неправильные микрофоны. На практике все оказалось несколько иначе: конденсаторные микрофоны, которые используются(или использовались? Я не в курсе современного студийного оборудования) на всех нормальных студиях, хороши тем, что очень чувствительны к высоким частотам. Да, записысвать на них сопрано-вокал или там струнные - здорово. Голоса -тоже. При условии, что у тебя - приличная студия со звукоизоляцией и красная кнопка, проводочком присобаченная к светящейся табличке: "Тихо! Идет запись!" В условиях же городской квартиры - неустранимый уличный шум, соседская кошка сверху, соседские дети - снизу, - менее чувствительные динамические микрофоны дают запись более чистую, тем более, что "разговорный" голос укладывается в относительно небольшой диапазон частот. Правда, самые простенькие микрофоны по 10 баксов все-таки сильно искажали звук, и вдобавок умудрялись выдавать свои собственные шумы на записи в неприличном количестве. И тогда был прикуплен микрофончик Vivanco, динамический, но с неплохими характеристиками частот. И поставлен на штативе перед чтецом. И вот как раз тут начались проблемы. То микрофон заслоняет книжку. То чуть не так направлен. То чтец чуть повернул голову, перейдя на другую страницу. Уровень записи от этого резко прыгает. Чтецу приходится часами пытаться удерживать одну и ту же позу без особого шевеления... Мрак ночной.
И вот тогда один умный и опытный человек посоветовал нам попробовать мультимедийные гарнитуры(хэдсеты) - причем, не какие попало, а с USB-входом и DSP-процессором, который обеспечивает хорошую передачу голоса. Во-первых, подключать такую штуку легко и удобно, во-вторых - подключая ее к USB-порту на передней панели системника - избегаешь близости других электрических шнуров, а стало быть, наведенных шумов. В-третьих - чтец таки может вертеться, как ему понравится, артистически размахивать руками, и вообще делать все, что вздумается - расстояние до микрофона и его направление не меняется, запись получается ровненькая... В общем, рекомендация свелась кPlantronics DSP-500 (http://www.plantronics.com.ua/plantronics/catalog/products/plantronics_dsp-500.php3, как идеальному соотношению цены и качества. Как вариант - из той же линейки продуктов гарнитура PLANTRONICS Audio DSP-550, еще понавороченнее - но и дороже... Кстати, насчет цены. Оказалось, что это такая изменяемая вещь... В Израиле эти гарнитуры нашлись в одном-единственном магазине, по ценам около 180 баксов в пересчете на зеленые деньги. Когда я сдуру поинтересовалась, сколько оно же стоит, скажем в Москве - ответ поверг меня в глубокий шок: оказалось, еще дороже. Тратить немедленно такие деньги не очень-то хотелось, и я начала листать E-bay. Долго листать не пришлось - вожделенная гарнитура была приобретена в Гонконге за 48 баксов(такую трату на назревающее хобби я могла себе позволить) и доставлена мне за 5 дней. То есть, меньше, чем за неделю. Если у кого-нить будет желание - пишите в приват, разыщу координаты продавца. Не делать же ему здесь рекламу. Хотя, в целом, парень со своим магазинчиком заслужил.:)
До сих пор, садясь за запись, обращаюсь в душе с благодарностью к этому советчику: записывать стало легко и удобно, шума мало, уровень записи ровный и постоянный. Это, несомненно, самое то, что надо. По крайней мере, для домашней записи.
Вот таковы результаты наблюдений за подопытным Кроликом. user posted image

Posted by: ns38 on 05-07-2008, 00:46
Маленькое замечание: Adobe Audition 2 не поддерживает процессоры без SSE2
На старых процессорах лучше использовать Adobe Audition 1.5

Posted by: WhiteRabbit on 05-07-2008, 22:53
ns38
Вот приятно поговорить с умным человеком! Действительно, был такой случай, товарищ мне жаловался, что не идет второй аудишен, глючит его и корячит. Мы тогда экспериментально откатили на 1.5 - и все заработало, но почему такое произошло - так и не поняли тогда. А ответ - вот он.
Спасибо! Это ценная информация.

Posted by: FiL on 07-07-2008, 18:24
ссылка на "петлю" битая.
Я так понимаю, что правильная ссылка такая - PLANTRONICS Audio 500 (http://www.plantronics.com.ua/product.php?id=plantronics_audio_500

Posted by: minios on 07-07-2008, 21:16
В последнее время я подсел (podsel :) ) на интересный ресурс www.rpod.ru - русскоязычный сайт для подкастов и о подкастах. Покопавшись, там можно найти немало информации о том, как и на чем лучше записывать. Разумеется, я не призываю всех бросаться сломя голову покупать Shure SM 7b (копите деньги!), но надеюсь что энтузиасты звукозаписи на дому найдут на rpod'е что-то полезное именно для себя.

Posted by: Gleb_t on 08-07-2008, 07:55
Знаете, у меня достаточно долго валялся вот этот хедсет (http://www.tigerdirect.com/applications/searchtools/item-Details.asp?EdpNo=3428392&sku=L23-7842
Покупил я его при случае, долларей за 8 (не на тигре, а в другом месте, где их уже нетути). Вчера попробовал и, честно говоря, очч приятно поразился! Больше всего порадовало то, что микрофон не перед ртом (как, скажем, у моего Плантроши), а сбоку. То есть, пыхи в него и не попадают. Да и вообще, качество более чем преемлемое.

Posted by: eShiva on 16-09-2008, 15:31
Привет, ниже оттранслирую взгляд из мира podcasting на запись голоса.

Коротко: В пределах 200 грин альтернативой может быть динамический микрофон USB Rode Podcaster, стоит провести улучшения в студийном окружении (искать финансирование у сообщества - это от меня).

Кроме готового цифрового интерфейса USB (и снятия с этим многих вопросов с аудиотрактом компа), Rode Podcaster предлагает возможность мониторинга - есть куда воткнуть наушники. Это качественно отличается от записи "по приборам" - обратная связь "решает" в момент возникновения проблем. Цена вопроса - около 200.

Собственно разница подходов стационарный вс хеадсет не только в мобильности. Стационарный предполагает организацию пространства и в целом ориентирован на обработку в процессе записи, так как наследует от онлайн радиопередач. На стороне хеадсета - законченое решение. Если вы захотите искать дальше - обратите внимание на R0de Podcaster (http://www.thomann.de/gb/rode_podcaster.htm?partner_id=79570, а тут можно послушать о нем (http://www.podsqod.com/podcast/pme_136.mp3(проксимити, отклонение от осей, дистанция - все есть в демке).

К слову о влиянии на звук комнаты посмотрите темы 1 и 3 на http://www.recordbetteraudio.com/podcast%20movies/podcastmov.html (http://www.recordbetteraudio.com/podcast%20movies/podcastmov.html

В процессе сильного сокращения первой части [раз в 5 ;) ] обратил внимание на другой "USB для студий" - http://www.thomann.de/gb/mxl_drkusb.htm (http://www.podsqod.com/2008/04/18/the-mxl-007-vidcast-not-just-another-usb-mic/']MXL%20007[/URL].%20Вкусностью%20является%20конденсаторный%20характер%20звучания.%20[URL='' title='Есть моно вариант для desktop записи'>Есть моно вариант для desktop записи цена в районе 127 евр

И чтобы цена не пугала, чтобы не казалось, что собрать стационарную студию можно только за мега баксы - Samson Q1U (http://www.podsqod.com/2006/03/15/pme-32/ - динамический микрофон с USB подключением за 49 грин. Нет монитора, но это "настоящий" бренд. На мой взгляд звучит как раз по-книжному (против любимого подкастерами FM-like). Звук по той же ссылке вверху.

На www.thomann.de нет конца выбору.... но если он иссякнет: этот сайт ПодСквад рекомендует для покупок на Американском континенте (http://www.bswusa.com/podcast.asp

Posted by: eShiva on 16-09-2008, 16:19
есть еще несколько комментов в стиле "для начинающих":

железный аспект:
*) стоит оценить размер и загрузку жесткого диска, на который идет запись. не стоит запускать на компьютере что-то кроме аудишн во время записи чтобы не обнаружить побочные эффекты слишком поздно. отключите события по таймеру (антивирус, дефрагментор... кому что). и для ориентировки себя проверьте как происходит запись если таки начать грузить комп.
*) стремитесь использовать UPS - это сохраняет нервы. кондиционеры электропитания (типа Pilot или электр.нахлобучки для холодильника \ стиральной машины тоже) лечат то же.
*) аудио на маме и мыши PS\2 могут быть источником шума, который возникает уже в компьютере. Проверьте что у вас не "чирикает" на записи, когда вы возите мышь.
*) аудиокарты, все-таки, различаются качеством преобразователя в цифру (его разрядностью и частотой дискретизации). если стоит выбор между купить криэйтив аудижио или остаться на маме - лучше криэйтив, но беспокоиться об этом стОит лишь в реальной ситуации планируемого апгрейда.

софтверный:
*) запись, естественно, идет в wav, все обработки в нем же, сохранение в mp3 нужно стараться делать в конце. этапы обработки нужно автоматизировать - подбирать настройки, а потом организовывать конвейр.
*) сама запись в mp3 способна повлиять на качество. для однородного по условиям записи материала тоже стоит подобрать параметры и сжимать большие объемы общим batch процессом - это помогает сохранять постоянство качества.
*) 44 или 48 кГц оцифровки - не суть важно, лучше остаться на 44 - меньше размер вавки. также бесполезно с т.з. качества, сохранять голос в >128 kbps. Старайтесь не использовать VBR - это даст более предсказуемое позиционирование в готовом файле.
*) С другой стороны, если нужен архивный или промежуточный дубль - можно сохранить в избыточном mp3-156-ABR/VBR. При восстановлении в wav голоса (без музыки) вы получаете практически 1:1.
*) стерео \ моно. по сути своей вы записываете моно сигнал - не стоит забывать.
*) согласуйте разрядность захвата аудио звуковой карты с настройками для pcm wav. имеется в виду 16/24 бита на канал.

и еще из практики:
Для оценки результата обработки, наложеных эффектов используют закрытые наушники - это позволяет сосредоточиться на разнице звука и не слышать окружающую среду.
Для оценки готового продукта, наоборот, ширрпотребский дрэг, типа вкладышей от iPod позволяет оценить различимость речи в присутствии внешнего шума. Это, в частности, влияет и на практический уровень громкости и комфорт от продолжительного проигрывания.
Если сможете, постарайтесь настроить бэкап вашего чтения (на mp3-рекордер, а если доступен mini-disk - еще лучше). В редких случаях, но тем более ценно, бывает необходимо заполнить дырку в мастере. Да, микрофон там будет стремный, но идея в независимом рекордере.

Posted by: WhiteRabbit on 17-09-2008, 14:32
Спасибо, комменты в большинстве своем очень правильные.
Не соглашусь, пожалуй, по паре пунктов:
QUOTE:
Если сможете, постарайтесь настроить бэкап вашего чтения (на mp3-рекордер, а если доступен mini-disk - еще лучше). В редких случаях, но тем более ценно, бывает необходимо заполнить дырку в мастере.
В этом случае куда проще технически начитать необходимый для замены кусочек отдельно и копипастнуть его в мастер. :)

Powered by Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)