Эдита Станиславовна Пьеха народная артистка СССР
50 лет на эстраде – удивительный юбилей. Когда Эдита Пьеха хотела отмечать 25-летие творческой деятельности, чиновничьи "инстанции" недоумевали: юбилеи могут быть у Шаляпина, у народного артиста академического театра, но никак не у артистки эстрады... Она все равно выступила с юбилейными концертами, которые пришлось назвать "творческим отчетом перед трудящимися Ленинграда". Потом была феерическая программа к 30-летию творческой деятельности, с которой Эдита Пьеха выступала в Ленинграде, а затем неоднократно приезжала в Москву. Новый век она встретила новой программой "Привет, XXI век!". Это сейчас она имеет множество титулов, званий и наград – Народная артистка СССР, "Живая легенда", "Госпожа Песня" и т.д. и т.п. Но мало кто знает, какие трудности и преграды пришлось ей преодолевать на своем пути, сколько было запретов, сколько несправедливой критики. Она была первопроходцем на нашей эстраде второй половины ХХ века. Родившись во Франции в семье поляков, Эдита уже из Польши приехала в 1955 г. на учебу в Ленинградский университет. Познакомилась с удивительным музыкантом Александром Броневицким, стала артисткой и навсегда связала свою жизнь с городом на Неве. Второкурсница Эдита Пьеха лично добилась у министра высшего образования разрешения учиться заочно, потому что уже не мыслила себя вне сцены.
Дебют Эдиты Пьехи состоялся в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 г. на сцене Консерватории, а уже в 1956 г. она снималась в документальном фильме "Мастера ленинградской эстрады" и записывала на "Ленпластмассе" свои первые пластинки. В 1957 г. на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве Эдита Пьеха и ансамбль "Дружба" завоевали золотые медали. Потом были гастроли по восемь-девять месяцев в году, фестивали, съемки, репетиции – работа, песни, города... И так из года в год, десятилетия.
Менялись моды, появлялись и исчезали новые "звезды", а Эдита Пьеха оставалась любимой и неповторимой – звездой, которая не гаснет. Только на ее концертах с колосников на сцену падали сотни цветов от поклонников... Только на ее концертах из зала поднимались слушательницы и протягивали ей снятые с себя драгоценности – в знак благодарности за песни для их сыновей в Афганистане. Только она пела в том же Афганистане на взлетной площадке в горах, сразу после боя наших ребят с "душманами", только она выступала на площади в столице Перу, разрушенной землетрясением. Только ей стоя 47 дней подряд аплодировала парижская "Олимпия". Ей дарили цветы хозяин "Олимпии" Бруно Кокатрикс и Изабелла Юрьева, космонавт Алексей Леонов и Клавдия Шульженко, а она каждый раз вспоминает те розы, которые выращивал ее отец в маленьком шахтерском поселке на севере Франции. Юрий Гагарин носил ее на руках, а она обыграла его в бильярд, ансамбль скрипачей Большого театра аккомпанировал ей на записях, в нее влюблялись и ее обожали... Ее, пока она не имела советского гражданства, не пускали во многие "закрытые" города, зато отправляли на международные песенные конкурсы и фестивали – за золотыми наградами. Она снималась в кино – играла или шпионок, или саму себя. Ее долгие годы ругали за польский акцент, хотя по-русски она говорит намного лучше, чем иные аборигены. Она стала законодательницей мод на нашей эстраде – во всех смыслах. Удивительная судьба у Эдиты Пьехи, достойная не одной, увы, еще не написанной, книги...
В советские времена Эдиту Пьеху как символ города на Неве сравнивали с крейсером "Аврора". Но чаще – с Эрмитажем и Белыми ночами, имея в виду, что она такая же неизменная и прекрасная... Мэр Ленинграда и Санкт-Петербурга Анатолий Собчак сравнивал ее с "Медным всадником" – величественным памятником Петру I. Когда в 1980-х партийные власти не дали разрешения на присвоение Эдите Пьехе звания "Народной артистки СССР", за нее встали горой не только ленинградцы, но и сотни слушателей из всех городов страны. Письма и телеграммы с требованиями присвоить Э.Пьехе высшее для артиста звание шли лавиной, и в течение нескольких лет каждый день (!) чиновникам клали на стол пачку за пачкой. Аппаратчики из Ленинградского обкома КПСС и Министерства культуры были вынуждены капитулировать: в 1987 г. истинно народная артистка это звание официально получила. Как в день присвоения звания Эдита Пьеха уезжала из Венгрии, как ее провожали и как встречали на каждой станции по пути в Ленинград, и что творилось в Ленинграде – это уже история. Как давно вошли в историю дни ее рождения 31 июля, которые она отмечает на сцене Большого концертного зала "Октябрьский". В этот день все в городе знают, что цветы покупаются только для нее – для Эдиты Пьехи. И, безусловно, намного дороже любых званий и наград для артистки всегда остается неизменная любовь ее слушателей. Ее публика верна ей многие, многие годы. Сама же Эдита Пьеха дарит своим слушателям самое дорогое, что у нее есть, – свои песни и свое сердце.
Начав со знакомых ей с детства польских и французских песен, Эдита Пьеха уже с середины 1960-х стала петь песни, специально создаваемые для нее лучшими советскими композиторами и поэтами, среди которых Оскар Фельцман, Роберт Рождественский, Александр Флярковский, Игорь Шаферан, Марк Фрадкин, Андрей Петров, Станислав Пожлаков, Александр Броневицкий и многие, многие другие.
20 лет она была солисткой ансамбля "Дружба" под руководством талантливого и во многом опередившего свое время А.А. Броневицкого. Никто не занимался ее "раскруткой", "пиаром". Ее и без этого знала и любила вся страна. Ее голос невозможно не узнать и невозможно забыть. Главное, о чем пела и поет Эдита Пьеха, – это любовь. Перечислять ее песни нет смысла – их надо слушать...
Пресса о дисках фирмы "Мелодия":
История в виниле На "Мелодии" вышел коллекционный диск в честь юбилея Эдиты Пьехи Какими бы записями ни потчевали нас модные рекорд-лейблы, вернуть детские ощущения от хрипловатой музыки, льющейся из обшарпанных, дребезжащих динамиков какой-нибудь "Весны" или "Романтики" способна только "Мелодия". Потому как права на изрядную часть советской эстрады она удерживает за собой. Стиль советских эстрадников сегодня легко узнаваем. Вначале задумчивость с легкой томностью, как, например, у Клавдии Шульженко, и бойкая бравурность (а-ля "Нас утро встречает прохладой"). Потом - через гневные инвективы в адрес "музыки толстых" - постепенная смена стилистических ориентиров в сторону мягких поп-джазовых аранжировок, которые очевидны даже в песнях Анны Герман... Кстати, ее классические "советские" диски "Мелодия" выпустила не так давно.
И вот теперь она выпустила еще один "пласт" (во всех смыслах слова) ностальгических музыкальных ассоциаций. Это сборник песен Эдиты Пьехи. Под аккуратной, но очень красивой черно-серо-бело-серебристой обложкой. Сколько великих имен в списке треков: Фельцман, Фрадкин, Танич, Рождественский, Броневицкий... Ну и, конечно же, все основные хиты - или, как раньше говорили, "золотые шлягеры" - на месте. "Я люблю", "Стань таким", "Радуга", "Прости меня, прости".
Сразу завораживает осторожная пульсация ансамбля. Умелым аккомпанементом он подчеркивает все изгибы глубокого и богатого тембрами голоса Пьехи. Но это естественно. Главное волшебство не в этом. А в странно знакомом ощущении. Кажется, что это вовсе никакой не CD. А словно бы к винилке, пусть даже новенькой и незаезженной, прикасается иголка проигрывателя, пусть даже не стершаяся и вообще никогда не бывшая в ходу... Невидимая пыль, которая слегка потрескивает на невидимой виниловой поверхности, - это, вне всякого сомнения, пыль времен. Те же самые песни звучат иначе, не так, как на многочисленных сборниках и "Собраниях записей". Не знаю, в чем тут дело. В параметрах записи или просто в обаянии "Мелодии", старейшей фабрики музыкальных грез. Которая в те времена имела целую сеть специальных заводиков для их изготовления. Помните Апрелевский завод грампластинок? А Ташкентский, где ограниченным тиражом дерзали испечь из винила то, о чем и не помышляли в столицах? Вплоть до Фредди Меркьюри, говорят...
Выход диска не случаен. 31 июля Эдита Станиславовна отмечает свое 70-летие и 50-летие эстрадной деятельности. В этот день все, кто любит певицу, вспомнят и ансамбль "Дружба", и "творческий отчет перед трудящимися Ленинграда", и выступления в Афганистане на взлетной площадке, и в Перу, разрушенном землетрясением...
А ведь всего лишь 25 лет назад в аналогичной ситуации чиновники Госконцерта искренне удивлялись: какие такие юбилеи у артиста эстрады? Ладно бы Шаляпин или народный артист академического. А тут: служишь Мосэстраде, ну и служи себе. Теперь все наоборот: юбилеи вошли в привычку, и иные даже готовы отмечать одну и ту же дату несколько раз. Мол, если по версии вокалиста наша группа появилась такого-то числа, а по версии бас-гитариста - такого-то. Вот и отпразднуем дважды, чтобы никого не обидеть. К счастью, с Эдитой Пьехой дело обстоит по-другому. Или как раз к несчастью. Ее юбилейные торжества не затянутся, а жаль.
Евгений Белжеларский, Журнал "Итоги" № 31, 30 июля 2007 года © 2006 "Мелодия" Все права защищены |