МОНОЛОГ 15 апреля 1949 года для большой Страны Советов был самым обычным днем. Но для семьи фронтовика Бориса Михайловича Пугачева и Зинаиды Архиповны Одеговой был настоящий праздник: родилась дочка Алла. Мало кто мог и подумать, что в маленькой квартире деревянного дома в Зонточном переулке начнется жизнь человека, который вот уже двадцать с лишним лет вершит нашу культурную историю. Много воды утекло с тех самых пор, как знаменитый дуэт - Лившиц и Левенбук - метался по Москве в поисках певицы, способной отправиться с ними на гастроли по стране с их новой эстрадной программой "Пиф-паф", пока от отчаяния не прихватил с собой никому не известную студентку дирижерско-хорового отделения музыкального училища им. Ипполитова-Иванова. Кому-то нужно было петь песни, в том числе и незатейливую "Робот" Левона Мерабова и Михаила Танича. Пройдет совсем немного времени, и судьба человекоподобной "железяки" прозвучит на всю страну в самой популярной передаче "Доброе утро" Владимира Трифонова и Дмитрия Иванова. Чуть позже озвученные все тем же "Добрым утром" "Как бы мне влюбиться" и "Не спорь со мной" Владимира Шаинского в исполнении все той же студентки станут победителями в конкурсе "Мелодия месяца" и будущая звезда или, как ее тогда называли "старшие товарищи" по цеху, "нахалка из самодеятельности" выйдет на старт. Череда дальнейших событий в жизни Аллы Пугачевой мало чем отличалась от жизни эстрадного артиста того времени. Это поездки к тюменским нефтяникам с шефскими концертами, проводимыми радиостанцией "Юность", участие в группе поддержки российских космонавтов, физическая и творческая "пахота" в совхозе "Борец" села Ассаурово, тамбовские "гастроли" эстрадно-циркового училища. К концу шестидесятых относится и весьма знаменательное, но недолгое знакомство с Микаэлом Таривердиевым, следствием которого стала запись баллады "Уехал славный рыцарь мой" для фильма "Король-Олень". И хотя имени Пугачевой в титрах не было, знакомство с кинематографом, о котором она так мечтала, состоялось. Официально профессиональная деятельность певицы началась с должности солистки группы Липецкой филармонии "Новый электрон". Затем она пела в оркестре Лундстрема и очень недолго работала в Московской областной филармонии. В октябре 1974 года с песнями "Посидим, поокаем" и "Ермолова с Чистых прудов" Алла выступила на Пятом Всесоюзном конкурсе эстрады. В глубине души она, конечно же, надеялась на победу, но было решено... не присуждать ей никакого места вообще. И лишь вмешательство Гелены Великановой, вступившейся за талантливую девочку, смогло изменить ход событий: третье место после переголосования членов жюри, общее мнение которых было: "Таким на советской эстраде делать нечего!" В конце года Алла работала на этой самой эстраде уже в составе популярных "Веселых ребят" Павла Слободкина. И именно с его подачи и по иронии судьбы она попала на международный конкурс "Золотой Орфей". Собиравшийся на Слынчев бряг солист эстрадного оркестра Армянской ССР под управлением К. Орбеляна Георгий Минасян незадолго до того был заподозрен в нетрадиционной половой ориентации и срочно понадобился кто-то другой. Этим "другим" и стала Пугачева, с грандиозным успехом исполнившая на Солнечном берегу песню "Арлекино" Эмила Димитрова, ноты которой кто-то из друзей случайно нашел у себя дома. Но по советскому телевидению выступление Пугачевой, получившей Большой конкурсный приз, почему-то было решено не показывать, и его удалось пробить в эфир спустя лишь месяц... У многих значимых событий в богатой биографии певицы была непростая подоплека, но в рамках этой небольшой статьи невозможно не то чтобы остановиться на них подробно, а даже перечислить в телеграфном стиле. Всегда интересно, как начинают свой путь. Остальное это уже хорошо известная история звезды, больше усеянная победами, нежели поражениями, хотя споры вокруг певицы не смолкают до сих пор. Ее эксцентричность и неординарность дают пищу для самых разнообразных слухов. Но неоспоримым остается тот факт, что она смогла стать настоящей звездой на 1/6 части суши и на территории 11 часовых поясов, что, согласитесь, впечатляет ровно настолько, насколько сами размеры экс-СССР. На пороге третьего тысячелетия Пугачева также гордо реет в музыкальном пространстве России, как и родной триколор над Кремлевскими башнями. Ее достижения по продажам пластинок концертной деятельности по-прежнему остаются вне зоны досягаемости для конкуренток, хотя время у последних для этого было. Пожалуй, лучше всех феномен творческого долголетия певицы, сам того не подозревая, сформулировал журналист Николай Добрюха, написав, что "наш народ не представляет себя без Пугачевой, ибо уже привык, что она время от времени поддерживает его пошатнувшийся душевный настрой". А пошатываться у него причин немало. В последнее время - в особенности.
Вадим Пересветов |