QUOTE | Концерты И. С. Баха для органа соло, предложенные на этой пластинке, являются транскрипциями концертов Антонио Вивальди (№ 2 и 3) и Иогана Эрнста Саксен-Веймарского (№ 1), написанные в оригинале для солирующих инструментов и оркестра. Перечень баховских транскрипций инструментальных концертов включает еще целый ряд аналогичных переложений для клавира соло, где в качестве первоосновы избраны также, главным образом, произведения А.Вивальди и его итальянских современников. Появление органных концертов Баха исследователи его музыки ориентировочно датируют 1714 годом, указывая при этом, что идея создания сольных концертов на материале сходных по жанру ансамблевых сочинений возникла у Баха одновременно с Иоганном Готфридом Вальтером, видным немецким композитором и музыкальным деятелем (в первые десятилетия XVIII века оба музыканта жили в Веймаре, поддерживали близкие дружеские отношения и, по-видимому, не избежали определенного взаимного влияния). Однако, несмотря на внешнее сходство, органные концерты Баха и Вальтера обнаруживают различный подход композиторов к выбору первоисточников и методам их обработки. Так, Бах интересовался новейшим и наиболее зрелым пластом концертной литературы, обработав для органа и клавира, в первую очередь концерты Вивальди, тогда как Вальтер переложил для органа преимущественно произведения, относящиеся к периоду становления жанра инструментального концерта. По сравнению с тем критическим пересмотром, которому подверг первоисточники своих органных концертов Бах, манера переложения Вальтера выглядит гораздо более "осторожной", а временами и откровенно "ученической". А Швейцер пишет, что Бах, обрабатывая концерты Вивальди и других композиторов, "скорее судит о них, внося свои гениальные исправления", чем заботится о верности следования тексту оригинала. Не вызывает сомнения, что переложением чужих сочинений Бах занялся не от скудости творческого воображения и тем более не из-за приверженности к жанру транскрипции, как таковому. Работая над транскрипциями, он стремился с их помощью освоить новые для него принципы композиторского строения концертов итальянского образца, глубже проникнуть в эмоциональный мир этих сочинений, а также расширить сферу органной выразительности, приемами, почерпнутыми из арсенала средств ансамблевой музыки. Таким образом, органные концерты Баха явились знаменательной вехой на пути совершенствования творческого почерка композитора, послужили толчком к обогащению его стиля, и в это смысле их значение трудно переоценить. С другой стороны, было бы несправедливым недооценивать их самостоятельную художественную ценность. Ведь сочинения эти переросли масштабы своего первоначального предназначения, и сегодня , слушая их, мы любуемся не столько мастерски выполненными транскрипциями, сколько замечательными органными произведениями, в которых музыка первоисточников преобразовалась и, по словам профессора Л. Ройзмана, засияла "ослепительным светом от прикосновения руки великого Баха!"
В. Коростылёв |
|