С тех пор прошло несколько лет. Весной 2003 года объявился Нияз, он приехал что-то записывать на студию ДДТ и позвонил нам. Мы встретились, он рассказал, что у него лежат 4 недоделанные песни, есть только музыка, но нет текстов. В общем, предложил с этими заготовками что-нибудь сделать, конечно же, если музыка понравится. Так возникла идея создания "Сквозь пальцы". Шесть песен существовало уже и добавилось ещё четыре. Песня "Ключ" (одна из тех) была включена в акустический альбом "Гербарий" (2000г.), естественно, в новой аранжировке. Но мы не думали, что когда-нибудь вернёмся к Ниязовским песням и, что они будут обнародованы. Название предложил Егор и объяснил идею, почему так надо назвать альбом. Иногда надо смотреть на какие-то вещи в прямом смысле "сквозь пальцы", вопреки всему, делать что хочешь, а не то, что требуется или что делают все остальные. Текст "Сквозь пальцы" родился, собственно говоря, из самого названия. Остальные недостающие тексты я писала по своему главному методу: слушала музыку, пыталась уловить настроение, характер, погрузиться в неё. В хорошей музыке всегда можно "услышать" о чём будет текст, приходит слово, потом вытягивается строка и пошло-поехало. Ритмика строки уже заложена в мелодии, остаётся правильно расставить каждый слог и совместить все ударения.
Мы упорядочили структуры песен, гармонию, сделали рабочую демо-запись (чтобы ещё раз всё проверить, попробовать пропеть тексты, исправить какие-то неточности, несовпадения). Так готовится каждый наш альбом. Все эти подробности многих интересуют, поэтому я и рассказываю. Попросту говоря, долго запрягаем и быстро едем.
Мы договорились со студией "Аквариум" на летние месяцы июль-август, т.к. весь "Аквариум" разъезжался на каникулы. Вообще то в студию никого не пускают (в смысле записываться), она только для "внутреннего" пользования. Но для нас было сделано исключение.
Борис Рубекин (клавишник и по совместительству студийный звукорежиссёр группы "Аквариум") с энтузиазмом взялся за работу, чуть позже подключился Александр Докшин. Два уха хорошо, а четыре ещё лучше. Егор хотел, чтобы на барабанах сыграл Алик Потапкин (они вместе работали в "Нутилусе" в одном из составов). Такая прихоть вполне понятна: Егор очень соскучился по "барабанщику Потапкину". Алик серьёзно отнёсся к работе и попросил "демо" для подготовки, но там, где он отдыхал, слушать "демо" было не на чем. Поэтому в студии играл, что называется "на раз". "Мастерство не пропьёшь", барабанные треки были записаны "без шума и пыли". "Парк гитар" был в изобилии: свои и БГ-эшные, всё, что нашлось в студии. Егор, как Плюшкин, почистил, струнки поменял, разложил их в рядок и, по очереди, играл на каждой. Он "отвёл душу" и на акустической бас-гитаре (самому записать басовые партии, да ещё на роскошной гитаре). "Рубик", (Борис Рубекин) "завёлся", сказал, что надо пригласить "скрипку", "виолончель", "кларнет" и записать "живой" квартет. Потом сказал, что хочет попробовать записать "бэк"- вокал, "другой" голос. Впервые на нашей записи дополнительные "бэк" - треки пела не я. С одной стороны было как-то странно, с другой – любопытно. Но мы не роптали, а ждали "доказательство налицо". Потом, услышав результат, поняли, за что так бился "Рубик". Новая голосовая окраска – новый инструмент, новый штрих в нашем альбоме. Так как, эти песни я уже когда-то озвучивала, записывать их было проще. Новоиспечённые песни тоже были чуть-чуть впеты. В итоге, возни со мной не было. {mospagebreak}
Мы соблазнились возможностью привлечь к записи и самого БГ. Аргументом явились строчки из песни "Сквозь пальцы": "Сквозь пальцы игривое солнце пускай ослепляет и жжёт глаза, на запад выходит оконце, а в сердце моём – Восток навсегда!". На что Боря сказал, что нет никакого деления на Восток и Запад, что всё - целое и общее. Озадачил нас и пошёл придумывать мантру для песни, которая встала в неё как влитая. В конце записи Боря вошёл в раж и спел матерное слово. Конечно, смачно, весело и здорово, но нецензурно к сожалению. Тот случай, когда хочется, но не можется. Аналогичный случай был, когда мы выбирали песню БГ для альбома "Танец на цыпочках". Мне хотелось сделать кавер-версию, но там были слова: "я напьюсь, как свинья, и усну под столом". Мне, как совершенно малопьющему человеку было бы неискренне произносить эту фразу, не прочувствовав на своей шкуре "драматургию ситуации". В "роке" за каждое слово надо отвечать и быть подлинным, чтобы тебе поверили. В результате мы сделали кавер-версию "Десять стрел". Когда БГ услышал историю о мучительном выборе песни, сказал, что надо было спеть: "я напьюсь как БГ и усну под столом". Если б услышали совет своевременно, то так бы и сделали, наверное.
Приятно работать с профессионалами: Андрей Самсонов (известный звукорежиссёр, работавший со многими известными группами) пришёл и "с листа" быстро сыграл свою партию на кларнете, пожал всем руки, поблагодарил и ушёл. Андрей Суротдинов мужественно перенёс жару в студии (всё-таки лето, вентиляция шумит, включать нельзя), с такой же скоростью справился с задачей. Кстати, "Сур" (Андрей Суротдинов) участвовал в записи альбома "НеНАСТье" (2002г.).
Очень много нового для нас происходило на этой записи. Такой тщательной работы в студии до сих пор не было. Перфекционизм Бори Рубекина требовал большого терпения, когда мы уже ничего не слышали, он всё находил и находил какие-то огрехи. Такого неравнодушного к студийной записи мы ещё не видели, а практика у нас большая. Новые люди, новая обстановка и атмосфера, необычный альбом. Двор Пушкинской10 терроризировался одними и теми же треками часами, окно не закроешь, жарко. В общем, процесс длинный, трудный, иногда нудный, но удивительно интересный. Спасибо всем участникам! |