![]() |
|
1973 - Secret Oyster [Furtive Pearl] {2007 The Lazer's Edge LE 1050}
TRACKLIST |
1. Dampexpressen . . . . . .4:27 2. Fire & Water. . . . . . .5:38 3. Vive La Quelle? . . . . .8:52 4. Blazing Lace. . . . . . .4:59 5. Public Oyster. . . . . .10:52 6. Mis(S) Fortune. . . . . .1:32 7. Ova-X . . . . . . . . . .5:03 8. Dampexpressen (Live). . .7:26 9. Orlavær. . . . . . .2:16 |
1974 - Sea Son {2006 The Lazer's Edge LE 1045}
TRACKLIST |
1. Oysterjungle. . . . .3:02 2. Mind Movie. . . . . .9:17 3. Pajamamafia . . . . .6:12 4. Black Mist. . . . . .3:42 5. Painforest. . . . . .5:32 6. Paella. . . . . . . .8:27 7. Sea Son . . . . . . .5:26 8. Alfresco, Part I. . .5:39 9. Alfresco, Part II . .2:07 |
1975 - Vidunderlige Kælling [Astarte] {2005 The Lazer's Edge LE 1043}
TRACKLIST |
1. Intro . . . . . . . . .2:12 2. Stjernerne Pе Gaden . .5:44 3. Sirenerne . . . . . . .4:59 4. Astarte . . . . . . . .6:33 5. Solitude. . . . . . . .4:08 6. Tango-Bourgoisie. . . .2:44 7. Bellevue. . . . . . . .3:23 8. Valse Du Soir . . . . .1:58 9. Outro . . . . . . . . .5:09 10. Sleep Music . . . . . .6:16 11. Circus Sax. . . . . . .5:02 12. Intro To Act II . . . .0:50 |
1976 - Straight to the Krankenhaus {2007 The Lazer's Edge LE 1049}
TRACKLIST |
1. Lindance . . . . . . . . . . . .1:14 2. Straight To The Krankenhaus. . .2:50 3. My Second Hand Rose. . . . . . .4:18 4. High Luminant Silver Patters . .5:38 5. Delveaux . . . . . . . . . . . .7:57 6. Stalled Angel. . . . . . . . . .3:57 7. Rubber Star. . . . . . . . . . .4:18 8. Traffic & Elephants. . . . . . .6:11 9. Leda & The Dog . . . . . . . . .5:51 10. Alfred . . . . . . . . . . . . .3:55 11. Glassprinsen (Glass Prince). . .6:25 |

Замечательная датская джаз-рок/фьюжн супергруппа. В ее состав вошли очень сильные инструменталисты, успевшие хорошо себя зарекомендовать в нескольких прог-роковых составах Дании. Так, саксофонист Карстен Вогель и барабанщик Бо Триге Андерсен – выходцы из Burnin’ Red Ivanhoe, Кеннет Кнудсен пришел из Coronarias Dans, а гитарист Бюлинг успел снискать славу одного из виртуознейших гитаристов Дании, играя в составе Hurdy Gurdy и тех же Coronarias Dans. Основными авторами в группе были Вогель и Кнудсен, которые явно хотели играть более разнообразный и где-то даже более экспериментальный, чем в своих предыдущих группах, джаз-рок. Название новой группы, выбранное в честь одной из лучших пьес Burnin’ Red Ivanhoe "Secret Oyster Service", декларировало, впрочем, что далеко от корней коллектив отходить не намерен.
Их стремление к экспериментам полностью реализовалось на первом одноименном (также известном как "Furtive Pearl") альбоме, который вышел в 1973 году. При прослушивании создается впечатление, что музыканты вырвались на свободу и, отринув любые стилистические ограничения, стали играть именно ту музыку, которая интересна каждому участнику. В итоге альбом получился эклектичным, что, наверное, стоит считать одним из его основных достоинств. Группа отталкивается от характерной для Burnin’ Red Ivanhoe смеси джаза и тяжелого ритм’н’блюза. Написанные Фогелем в этом ключе "Dampexpressen" и "Fire & Water" впечатляют слушателя виртуозными дуэлями альт-саксофона и гитары. Затем, однако, музыка движется в сторону более серьезного экспериментального фьюжна, порой вызывая в памяти Coronarias Dans. Несомненная удача – 11-минутная пьеса "Public Oyster", впечатляющая сложным построением и виртуозными сольными партиями. А последняя композиция "Ova-X" – атмосферная, практически фри-джазовая пьеса – просто сражает наповал. В этой пьесе партия сопрано-саксофона отчетливо напоминает манеру игры великого Альберта Эйлера: характерный "эйлеровский" звук, потусторонние вибрации, короткая музыкальная фраза, вокруг которой движутся другие инструменты.
Альбом оказался успешным и неплохо продавался, причем не только в Скандинавии, но и в Германии, Англии и США. После записи диска в группе поменялась ритм-секция: ушедших Виндинга и Андерсена заменили басист Jess Stæhr (игравший ранее в Burnin’ Red Ivanhoe) и бывший барабанщик Coronarias Dans Ole Streenberg. На втором альбоме группа отказалась от прежней эклектичности в пользу более строгого и цельного звучания. Музыканты определились с курсом и нашли наконец свою неповторимую манеру. Стилистическая доминанта альбома – спейс-фьюжн. В основе этого гибрида лежит традиционный джаз-рок, уходящий корнями в "In A Silent Way" и "Bitches Brew" Майлза Дэвиса, однако долгое солирование уступило место "многослойному" построению композиции, где джазовые партии как будто покрыты сверху слоем атмосферных, гипнотических звуков и мелодий, характерных для спейс-рока. Это вызывает ассоциации с Gong и Hawkwind с одной стороны и с немецким краут-роком с другой. Порой также в музыке можно услышать что-то "кентерберийское". Разумеется, нет нужды лишний раз употреблять в отношении наших героев эпитеты "изобретательный", "виртуозный" и т.п. – все это ясно и так. "Sea Son" – несомненная жемчужина датского прогрессивного джаз-рока.
На третьем альбоме группы звучит музыка, написанная участниками Secret Oyster для балета Флеминга Флиндта, премьера которого состоялась в декабре 1975 года. "Vidunderlige Kælling" (изданный годом позже в США под названием "Astarte") звучит более традиционно. На этом альбоме активно используются синтезаторы, что было не свойственно для группы раньше. Как и любая "звуковая дорожка", альбом состоит из довольно контрастных пьес. В основе – по-прежнему фьюжн, но на этот раз менее экспериментальный: от отличной этно-джазовой вещи "Astarte" с восточной мелодикой и ситаром до абсолютно конвенционального электрического фьюжна на "Sirenerne" и "Bellevue". "Solitude" и "Ourto" – это красивые фортепианные пьесы, напоминающие самые лиричные фрагменты альбома Camel "Snow Goose". За двухминутным симфо-роковым "Intro" следует "Stjernerne Pa Gaden" – спейс-роковая композиция с блюзовым оттенком на манер вступления к "Shine On You Crazy Diamond" Pink Floyd. "Tango-Bourgoisie" – это действительно танго с трубой в качестве ведущего инструмента. Был ли балет успешным – не знаю, однако можно сказать точно: музыка к нему получилась весьма достойной.
Следующий диск стал попыткой возвращения к стилистике "Sea Son", однако композиции получились не такими изощренными, атмосферными и цепляющими. Хотя утверждение Асбьёрнсена, что это была попытка упростить свою музыку, не вполне корректно. Музыканты вновь играют спейс-фьюжн с оригинальным "краутовым" привкусом. На "Straight To The Krankenhaus" много виртуозной гитары, красивых симфонических клавиш и отличного сопрано-саксофона (порой вновь а-ля Альберт Эйлер). Правда, сам факт использования синтезаторов в джаз-роке может отпугнуть некоторых слушателей. В целом же альбом кажется мне пусть и не шедевром, но очень гармоничной и крепкой работой. Все четыре альбома, по сути - студийная дискография Secret Oyster, были изданы в на CD американским лейблом The Laser’s Edge в 2005-2007 г.
Karsten Vogel – alto & soprano saxes, organ, string synthesizer
Claus Bøhling – electric guitar, acoustic guitar, sitar
Kenneth Knudsen – electric piano, Moog synthesizer
Mads Vinding – bass (1972 -1974)
Jess Stæhr – bass (1974 -1977)
Bo Thrige Andersen – drums (1972 -1974)
Ole Streenberg – drums (1974 -1977)
2007 - Live in the USA 2007 {2008 Calibrated CALI070}
TRACKLIST |
1. Sirenerne . . . . . . .5:18 2. Oysterjungle. . . . . .3:22 3. Black Mist. . . . . . .3:59 4. Rubber Star . . . . . .4:41 5. Paella. . . . . . . . .4:40 6. Leda And The Dog. . . .6:37 7. Pajamamafia . . . . . .8:00 8. Traffic & Elephants . .6:46 9. Mind Movie. . . . . . .8:38 |

Переиздание своих альбомов на компакт-дисках в США и их концерт на North East Art Rock Festival в Вифлееме близ Нью-Йорка в июне 2007 года (результатом этого выступления и стала данная пластинка), побудил группу к воссоединению и с тех пор она гастролирует в Дании с большим успехом. В августе 2008 года Secret Oyster провели успешные гастроли в Америке...
Karsten Vogel / saxophone
Claus Bøhling / guitar
Ole Streenberg / drums
Daniel Fridell / keyboards
Assi Roar / bass
