Forums -> АудиоКниги -> Персоналии -> Эрих Мария Ремарк
| Full Version

alenenok72
user posted image
Ремарк родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке, Германия. Он был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Цвейга, Томаса Манна, Достоевского, Пруста и Гёте.

В 1904 году поступил в церковную школу, а в 1915 - в католическую учительскую семинарию.

В 1916 году был призван в армию, 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку и шею и провёл остаток войны в военном госпитале в Германии.

После смерти матери в 1918 году сменил своё второе имя в её честь.

В период с 1919 сначала работает учителем, а в конце 1920 года сменяет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. События, впоследствии лёгшие в основу "Чёрного обелиска".

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental, в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque.

В октябре 1925 года женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат из "Трёх товарищей". Брак продлился чуть более 4 лет, после чего они развелись. Впрочем, в 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак - чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам, а позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.

С ноября 1927 по февраль 1928 года публикуется его роман "Станция на горизонте" в журнале Sport im Bild, в котором он в то время работал.

В 1929 году опубликовал наиболее известное из его произведений, "На западном фронте без перемен", описывающее жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период. За этот роман его в 1931 году номинировали на Нобелевскую премию, но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.

На основе романа был снят одноимённый фильм, вышедший в 1930 году. Прибыль от фильма и книги позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара.

В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой "Нет - писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка". После этого Ремарк оставил Германию и поселился в Швейцарии.

Существует легенда о том, что нацисты объявили, что Ремарк якобы является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). Этот "факт" до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1937 году писатель познакомился с Марлен Дитрих, с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Марлен прообразом Жоан Маду - героини "Триумфальной арки".

В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

Его старшая сестра Эльфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована за антивоенные и антигитлеровские высказывания в 1943 году. На суде она была признана виновной и 16 декабря была казнена (гильотинирована). Существуют свидетельства, что судья ей объявил: "Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти". Ей Ремарк посвятил свой роман "Искра жизни", вышедший в 1952 году. 25 лет спустя её именем назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годар, бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после связи с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, "действовала на него положительно". Благодаря улучшению душевного здоровья писатель смог закончить роман "Искра жизни" и продолжать творческую деятельность до конца жизни. В 1957 году Ремарк наконец развелся с Юттой, а в 1958 году он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Они оставались вместе с Полетт вплоть до его смерти. Ремарк сыграл роль Польмана в одноименной кинопостановке (A Time to Live and a Time to Die, США, 1958) по собственному роману "Время жить и время умирать".

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули). В 1968 году, к семидесятилетнему юбилею писателя, город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.

Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72 лет в городе Локарно, и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Полетт Годар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.
Alexxus67
Интересные факты:
- Существует версия, что Эрих Ремарк и Адольф Гитлер неоднократно встречались во время войны (оба служили на одном направлении, хотя и в разных полках) и, возможно, были знакомы. В подтверждение этой версии часто приводится фотография, на которой изображены молодой Гитлер и еще двое мужчин в военной форме, один из которых имеет некоторое сходство с Ремарком. Тем не менее у этой версии нет иных подтверждений. Таким образом, знакомство писателя с Гитлером не доказано.

- Известная советская рок-группа "Чёрный обелиск" позаимствовала свое название из романа Ремарка.

- На момент середины 2009 года произведения Ремарка были экранизированы 19 раз. Из них чаще всего "На западном фронте без перемен" - трижды. Также Ремарк консультировал авторов сценария военного эпика "Самый длинный день", повествующего о высадке войск союзников в Нормандии.

- Ремарк сыграл роль доктора Польмана в кинопостановке "Время любить и время умирать" (A Time to Love and a Time to Die, США, 1958) собственного романа "Время жить и время умирать".

Цитаты Ремарка:
Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Другого быть не может.
Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.
Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, которого ты в прошлом любил.
Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.
Кто хочет удержать - тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить - того стараются удержать...
Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.
Жизнь слишком длинна для одной любви.
Жизнь - это болезнь, и смерть начинается с самого рождения.
Когда ещё хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче...
Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.
Очень страшно ждать чего-то... страшно, когда ждать уже нечего...
Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.
Судьба никогда не может быть сильнее спокойного мужества, которое противостоит ей.
Человек без любви всё равно что мертвец в отпуске.
Человек никогда не может закалиться. Он может только ко многому привыкнуть.
Вечное душевое отчаяние - отчаяние ночной темноты. Приходит с темнотой и исчезает вместе с нею.
Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.
Чем меньше человек заботится о своем душевном состоянии, тем большего он стоит.
Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником - когда видишь, что делает из неё большинство людей.
Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги - это свобода. А свобода - жизнь.
Иногда удается спросить себя только когда спросишь другого.
От принципов необходимо иногда отступать, иначе они не доставляют радости.
Не важно, где жить. Важно только то, на что мы тратим свою жизнь.
Никогда еще жизнь не была так драгоценна как сегодня...когда она так мало стоит.
В хладнокровных размышлениях можно растворить ненависть и обратить ее в целеустремленность.
И вдруг я увидел, что значу что-то для другого человека и что он счастлив только от того, что я рядом с ним. Такие слова сами по себе звучат очень просто, но когда вдумаешься в них, начинаешь понимать, как это все бесконечно важно. Это может поднять бурю в душе человека и совершенно преобразить его. Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое, ради чего стоит жить. Мужчина не может жить ради любви. Но ради другого человека - может.
Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее.
Власть - самая заразная болезнь на свете.
Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом и его беда, и его обаяние.
Страшно, как все, к чему прикасается тело - постель, белье, даже ванна, - лишившись человеческого тепла, мгновенно мертвеет. Утратив тепло, вещи становятся отталкивающими.
Люди любят друг друга, и в этом - всё.
Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован.
Жалость самый бесполезный предмет на свете. Она - обратная сторона злорадства.
Мы шутим не потому, что нам свойственно чувство юмора, нет, мы стараемся не терять чувства юмора, потому что без него мы пропадем.
Мимо них молча проходила вереница людей. Нагнувшись, всматривались они в бледные окостеневшие лица и искали близких. Гребер тоже примкнул к этой веренице. Какая-то женщина в нескольких шагах впереди вдруг опустилась наземь перед одним из мертвецов и зарыдала. Остальные молча обошли женщину и продолжали свой путь...
Счастье никогда не бывает полным, когда его переживаешь, полным его делают воспоминания.
Забыть... Какое слово! В нем и ужас, и утешение, и призрачность. Кто бы мог жить, не забывая? Но кто способен забыть всё, о чём не хочется помнить? Шлак воспоминаний, разрывающий сердце. Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить.
Чудо всегда ждёт нас где-то рядом с отчаянием.
- Где прекрасные спокойные дни 1922 года? Доллар поднялся в тот год с двухсот пятидесяти марок всего до десяти тысяч. Уже не говоря о 1921-м - тогда это были какие-то несчастные триста процентов. (Из книги "Чёрный обелиск").
Жизнь человека всегда бесконечно больше любых противоречий, в которые он попадает.
Странно, каких только путей мы не выбираем, чтобы скрыть свои истинные чувства.
Страдания любви нельзя победить философией - можно только с помощью другой женщины.
Те, кто считает себя справедливым, особенно безжалостны.
Исполнение - враг желания.
Настоящая любовь не терпит посторонних.
Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой.
Такт - это не писанное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением.
Не пренебрегайте мудростью церкви. Это единственная диктатура, которая устояла в течении двух тысячелетий.
Любовь не печальна, а только приносит печаль,оттого что она неосуществима и удержать ее нельзя.
Женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.

Библиография:
Приют Грёз (нем. Die Traumbude) (1920)
Гэм (нем. Gam) (1924)
Станция на горизонте (нем. Station am Horizont) (1927/28)
На западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues) (1928/29)
Враг (нем. Der Feind) (1930/31)
Возвращение (нем. Der Weg zurück) (1930/31)
Три товарища (нем. Drei Kameraden) (1936/37)
Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten) (1939/41)
Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe) (1945)
Искра жизни (нем. Der Funke Leben) (1952)
Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954)
Последний акт (нем. Der letzte Akt) (1955)
Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!!) (1956)
Последняя остановка (нем. Die letzte Station) (1956)
Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk) (1956)
Жизнь взаймы (нем. Geborgtes Leben) (1959/61)
Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon) (1961/62)
Земля обетованная (нем. Das gelobte Land) (1970)
Тени в раю (нем. Schatten im Paradies) (опубликовано посмертно в 1971)
Damballah
Ремарк мне когда-то нравился. Правда, в большинстве книг одна сюжетная линия - все дуют кальвадос, болеют туберкулезом и в конце благополучно помирают. :D:
alenenok72
QUOTE (Damballah @ 05-12-2012, 16:47)
Ремарк мне когда-то нравился. Правда, в большинстве книг одна сюжетная линия - все дуют кальвадос, болеют туберкулезом и в конце благополучно помирают. :D:
Очень люблю его за особую атмосферу, которую он создает в своих книгах.
Пьют не всегда кальвадос, не всегда болеют и не всегда помирают. Есть книги и с хорошим концом. Хотя всё равно грустные. Грустные и в тоже время очень светлые.



Added:
QUOTE (Alexxus67 @ 05-12-2012, 16:47)
Цитаты Ремарка
мои любимые цитаты из Возлюби ближнего своего

Кто-то подыхает рядом, а ты ничего не чувствуешь. Ну, допустим тебе жалко человека. Но боли ты ведь все равно не чувствуешь! Твой живот цел – в этом все дело. Рядом, в двух шагах от тебя,кто-то гибнет, и мир рушится для него среди крика и мук... А ты ничего не ощущаешь. Вот ведь в чем ужас жизни! Запомни это, малыш. Вот почему мир так медленно движется вперед. И так быстро назад.

Благодарность, если только ты способен почувствовать ее, согревает душу.

Злобные люди жестче, они могут больше выдержать.

Чем примитивней человек, тем более высокого он о себе мнения. А сомнения и терпимость присущи только подлинно культурному человеку.Из-за них-то он и гибнет всякий раз. Вековечный сизифов труд. Одно из самых сложных уравнений человеческого бытия.

Да я и сама хотела бы радоваться, Людвиг. Но какая-то я тяжелая на подъем. А так хочется быть легкой!.. Хочется делать все хорошо, но почему-то всегда получается неловко, тяжело..

Не страшно, - сказала она. - Пока жив друг - ничего не страшно.

Вы знаете, что страшнее всего на свете? Скажу вам доверительно: то, что в конце концов становится привычным.

- Скажите, вы еще верите во что-нибудь?
- О, да! Я верю в священный эгоизм! В безжалостность! В ложь! В косность человеческого сердца!
- Вот чего я опасался!.. Впрочем, как же вам рассуждать иначе?..
- Но это еще не все! - спокойно продолжал Керн. - Я верю также в доброту, в чувство товарищества, в любовь и готовность людей помогать друг другу! Все это я испытал на себе. Быть может, больше иного из тех, кому живется хорошо.

Человек велик в своих высших проявлениях, - сказал он. - В искусстве, в любви, в глупости, в ненависти, в эгоизме и даже в самопожертвовании. Но то, чтобольше всего не достает нашему миру, - это известная, так сказать, средняя мера доброты.

- Знаешь, Рут, а все-таки человек - это чудо, правда?

Уж лучше горевать, стоя перед картиной Делакруа, Рембрандта или Ван Гога, нежели сидеть за рюмкой водки или предаваться бесплодным сетованиям и бессильной ярости.

История культуры - это история страданий тех, кто ее создавал.
ArCanon
Арманьяк ещё пьют... и помирают. Продают колымаги, как новые... :laugh: :wub:

Added:
Читал и перечитывал. И в библиотеке имеются. И ещё перечитаю :diablo: Согласен с alenenok72 за атмосферу :hi:
Damballah
QUOTE (ArCanon @ 05-12-2012, 18:45)
Арманьяк ещё пьют... и помирают. Продают колымаги, как новые... :laugh: :wub:
Прям про Россию писал. :laugh:
alenenok72
В Возлюби ближнего своего не умирают. И заканчивается всё в общем-то хорошо. И в Чёрном обелиске не умирают. Я имею в виду главных героев.
ArCanon
alenenok72, У главных героев умирают. Любимые, друзья. Что, в какой-то мере, даже более трагично. :(
alenenok72
QUOTE (ArCanon @ 05-12-2012, 18:05)
alenenok72, У главных героев умирают. Любимые, друзья. Что, в какой-то мере, даже более трагично. :(
Вот в Возлюби ближнего людимые не умирают. И самых близких друзей там нет. Да, смертей много, но такое время было. Но книги светлые очень, не смотря на это.
ArCanon
alenenok72, ты одну единственную книгу Ремарка прочитала? :drag:
alenenok72
QUOTE (ArCanon @ 05-12-2012, 19:18)
alenenok72, ты одну единственную книгу Ремарка прочитала? :drag:
Нет, не единственную. Но не всё. Просто как-то в этом плане именно эта книга опровергает картинку смерти любимой и прочего. Я прочитала его первые три книги (но они мне не понравились и не запомнились, это еще не Ремарк), Чёрный обелиск, Три товарища, Триумфальная арка. Причем Черный обелиск два раза, Триумфальную арку и глазками, и аудиовариант, а три товарища книгу глазками и спектакль по этой книге. И Возлюби ближнего своего. Глазками. Остальные приберегаю на "сладкое", когда именно такого настроения захочется.
Смертей и предательств хватает в любой книге Ремарка. Но они светлые и теплые. И всё равно он видит и хорошие качества людей. Очень показательна вот эта его цитата:
QUOTE
- Скажите, вы еще верите во что-нибудь?
- О, да! Я верю в священный эгоизм! В безжалостность! В ложь! В косность человеческого сердца!
- Вот чего я опасался!.. Впрочем, как же вам рассуждать иначе?..
- Но это еще не все! - спокойно продолжал Керн. - Я верю также в доброту, в чувство товарищества, в любовь и готовность людей помогать друг другу! Все это я испытал на себе. Быть может, больше иного из тех, кому живется хорошо.
ArCanon
QUOTE (alenenok72 @ 05-12-2012, 19:36)
Я прочитала его первые три книги (но они мне не понравились и не запомнились, это еще не Ремарк), Чёрный обелиск, Три товарища, Триумфальная арка.
Во-первых, это не первые его книги. А во-вторых именно в перечисленных произведениях и умирают. В чём соглашусь, так это в том, что книги о жажде жизни.
3. И это как раз Ремарк.
Damballah
Перечитать, что ли... А то я дискографию Ремарка лет двадцать назад читал. Уже как-то смутно помню. :)
ArCanon
QUOTE (Damballah @ 05-12-2012, 21:29)
дискографию Ремарка
Прикалываешься или уже клинит? ;-) :laugh:
Damballah
Привычка. :D:
alenenok72
Я не совсем понятно выразилась. Я первые три даже названия не стала писать: Гэм, Приют грёз и станция на горизонте. Вот про них я писала, что это не Ремарк. Кстати, если не ошибаюсь, то эти три книги не печатали в советское время.
Siget
добавлю свои полторы копейки :D:
мне Чёрный обелиск скорее понравился, чем нет. Да немного легковесен, да не так замысловат как романы Фёдора Мхайловича, но ведь это всего лишь художественная литература, фикшн, зачем пытаться сделать из неё гибрид физиологического рассказа, философского эссе и фрейдовской заметки? Очень хорошее слово для подобного жанра было у дореволюционных критиков - беллетристика, ни больше ни меньше. Это уже в советскую эпоху худ. литература во всех возможных видах была возведена на неподобающий ей пьедестал. Ещё подкупило нежелание автора пыжиться и надуваться как болотная лягушка, пытаясь наподобие Джойса выглядеть ооочень большим интелектуалом, вшивая в своё произведение множество псевдослоёв. Но зато Ремарку удалось достичь одной очень важной и существенной черты - он смог в произведении художественном и легкочитаемом прекрасно отобразить историческую атмосферу Германии двадцатых годов. Получился очень яркий и чёткий снимок со многими интересными деталями. И что самое главное - снимок вполне аутентичный, это вам не романы Григория Чхартишвили Фенимора Купера... :)
ArCanon
Сам придумал? ;)
Siget
QUOTE (ArCanon @ 05-12-2012, 21:07)
Сам придумал? ;)
не, с Лурка утянул :laugh: думаю авось кто вступится за Джеймса нашего Джойса или за Бориса не нашего Акунина, смотришь и тему можно будет раздуть похлеще обамовской страниц так на тридцать :lol:
ArCanon
А за Фёдора Михалыча вашего не вступиться можно? :drag:
Alexxus67
QUOTE (Siget @ 05-12-2012, 21:49)
Но зато Ремарку удалось достичь одной очень важной и существенной черты - он смог в произведении художественном и легкочитаемом прекрасно отобразить историческую атмосферу Германии двадцатых годов. Получился очень яркий и чёткий снимок со многими интересными деталями. И что самое главное - снимок вполне аутентичный
Согласен на 100% И в других своих произведениях, он делал то же самое. Да и как он мог по дргуому... Ведь практически его книги во многом биографичны...
Siget
Конечно можно ...если осторожно :p: Предлагаю обсудить Записки из мёртвого дома, одно из его самых сильных произведений user posted image :)
Alexxus67
QUOTE (Siget @ 05-12-2012, 22:44)
Конечно можно ...если осторожно :p: Предлагаю обсудить Записки из мёртвого дома, одно из его самых сильных произведений user posted image :)
Может только не в этой теме?