QUOTE | Федор Чистяков - интуит. По его собственному признанию. во времена группы "Ноль" он блуждал впотьмах, наивно рассчитывая достичь некоего избранничества.
Оставшись в середине 90-х после известных трагифарсовых событий у разбитого корыта, Чистяков долго и мучительно пытался нащупать новую концепцию, переигрывал Баха, перепевал советские шлягеры и изредка сочинял собственный (довольно блеклый, за редкими исключениями), материал.
Годы летели, а озарение все не приходило, и несколько лет назад заматеревший музыкант уже было смирился с положением крепкого профессионала, прочно встроенного в отечественный шоу-бизнес. Внутреннее недовольство при этом продолжало расти. Окончательным толчком для перехода на новый виток стала смерть в конце 2011-го тяжело больной мамы Федора, за которой он ухаживал на протяжении двадцати лет. Вскоре был представлен интернет-сингл "Искусство". Покопавшись в черновиках разных лет, Чистяков набрал песен на 100% авторский альбом "Правило игры".
Застрявшие в 80-х фанаты "Ноля" до сих пор не могут простить дяде Федору того, что он так и не стал "русским Моррисоном". Упреки сводятся к тому, что якобы раньше он сам диктовал "правила игры", а теперь они повелевают им. В новой пластинке Чистяков не оспаривает данный тезис, но подходит к нему с несколько неожиданной стороны. Правила игры диктуются самим современным обществом, краеугольными камнями которого являются бесконечные провокации, нелепые разоблачения, черный пиар и принцип тотального монтажа, констатирующий смерть подлинных героев.
Открывающая альбом песня "Видеомонтаж" - грандиозное полотно, которое начинается как пейзажные зарисовки Чистякова конца 90-х и начала нулевых, но перерастает в итоге в буйную фантасмагорию, где к заглавное слово виртуозно рифмуется с понятиями "харизматический купаж" смонтированного на компьютере рая и крутой "вираж", за которым вряд ли предвидится переход на следующий уровень.
Тему продолжает девятиминутная антиутопия "День рождения умершего", которая, по сути, является развернутой перефразировкой евангельского "пусть мертвые хоронят своих мертвецов" и обличений Христа в адрес фарисеев, строящих гробницы умученным пророкам. Все мы давно находимся за гранью смерти, поклоняемся несуществующим сказочным персонажам, а настоящему герою строят памятник его убийца. Усугубляет картину аллегорическая зарисовка "Колесико" с беспощадным припевом: "Чем быстрее бежит белочка, тем быстрее крутится колесико". Вспоминается и фонарщик с разгоняющейся планеты из "Маленького принца" Экзюпери и современные менеджеры, страдающие от хронического недосыпа.
Еще беспросветнее "Злой язык", написанный по следам громкого скандала Чистякова с каналом НТВ. Но песня, безусловно, не исчерпывается к прямолинейной сатирой на нечистоплотных журналистов. Посыл куда масштабнее: пока ты брызжешь ядом, за тобой все азартно охотятся с ручками, мобильниками, фотоаппаратами и диктофонами. А сам по себе со своими чаяниями и переживаниями ты никому не интересен. Об этом даже не гласит, а прямо таки вопиет трек "Немой", семантически примыкающий к "Злому языку".
В "Немом" намечаются и пути выхода из пресловутого "беличьего колесика". Клич слепого и прокаженного нищего, сидящего у дороги игнорируют прохожие, но слышит, Господь, который прощает ему все грехи. В "Искусстве" говорится о бессилии всех художников перед произведениями главного Творца. А притча о горе "Мориа", посвященная библейскому Аврааму, ведущему на заклание своего сына Исаака, утверждает непреложную истину: если русские на войне своих не бросают, то всемилостивый Господь чем паче не оставит собственных избранников.
Альбом "Правило игры" и похож, и не похож на вершинные диски группы "Ноль". Песни с глубокими и тяжеловесными текстами склеены нарочито неряшливо, а полновесное соло на баяне можно услышать в единственном номере пластинке - "Видеомонаже". Порою Чистяков мастерски стилизуется под группу "Аквариум" ("День рождения умершего" и "Немой"), но альбом предельно далек от благостной расслабленности и держит в лихорадочном напряжении" от первого до последнего трека. От заключительных "Северного блюза" и "Прости" веет последним альбомом "Ноля" "Полундра" - злым, саркастичным, безупречным и исповедованным. Ей Богу, даже как тревожно становится за нынешнего Федора Чистякова!
Денис Ступников km.ru |
|