Польские заслацы о Донбассе :) :
Wirtualna PolskaTylko w WP.PL: tam mają Polaków za faszystów
"Поляков там считают фашистами"- Успокойся, мама, я не поеду туда, где стреляют! – уверяет по телефону водитель такси Алёна, которая отважилась отвезти нас в осаждённый Славянск. В лобовом стекле её автомобиля – пулевое отверстие, заклеенное изолентой. Это не первая её поездка в город. Через час после этого разговора мы попадаем под минометный обстрел.
Подобная ложь ради успокоения родных встречается здесь нередко. Несколько украинских солдат, чью базу мы посетили в окрестностях Доброполья, не захотели говорить на камеру. – Меня здесь нет, понимаете? Моя жена думает, что мы находимся в центральной Украине, – отвечает один из них. – А моя мать – что я дома, – добавляет другой.
Иконы и автоматы - Большинство из нас в повседневной жизни имеют нормальную профессию. Я, например, художник и занимаюсь реставрацией церковных икон, – отвечает нам вооруженный пожилой мужчина на одном из многочисленных блокпостов так называемой Донецкой Народной Республики. Говорит, что взяться за оружие его вынудила "угроза фашизма", которого он опасается более всего в своей жизни.
Наш собеседник любезен, что среди людей, поддерживающих мятеж в Донбассе, встречается далеко не повсеместно. Местную атмосферу более характеризуют всеобщая подозрительность и непредсказуемость. Вы можете спокойно говорить с человеком, с вниманием прислушиваться к его точке зрения, но, спустя какое-то мгновение, по ему одному известной причине, он может броситься на вас с камнем или прицелиться в тебя из автомата.
Люди переполнены внутренней агрессией, ищущей выхода наружу. И она его находит – в реках братоубийственной крови, которая всё более мощным потоком льётся на востоке Украины.
Отцы и дети. Этот конфликт является братоубийственным в буквальном смысле слова, принимая во внимание, что разделение на два лагеря нередко происходит даже внутри семейств. Едва ли не ежедневно мы слышим очередную историю о муже – стороннике мятежа и жене, которая за Украину (или наоборот).
- Вы не слышали, кто-нибудь уже разводился по этому поводу? – спрашиваем мы у предпринимателя Руслана, в чьей семье, напротив, царит полное согласие. – На данный момент – нет. Ещё не слишком много времени прошло с начала конфликта – отвечает он. – Тем не менее, разводы, наверное, будут, так как некоторые уже кидаются друг на друга с ножами, – добавляет Руслан.
Внутрисемейный раскол также часто наблюдается на уровне поколений. Дети – за Украину, желают жить в демократическом европейском государстве. Для отцов и матерей Запад и Европа соответственно являются воплощением всего наихудшего в этом свете.
Поляк = фашист Славянск. Мы подъезжаем к дому, в который полчаса назад попал снаряд украинской армии. В ходе разговоров с местными выясняем, что в соседнем доме во время взрыва находился без присмотра ребёнок, чьи родители как раз перед этим отправились в магазин на велосипедах. Я нахожу отца, быстро вступаю с ним в разговор, он не против рассказать свою историю перед камерой. Только спрашивает: откуда мы? Услышав, что из Польши, внезапно меняет выражение лица.
– Полякам интервью на дам. Бандеровцы вас вешали, вырезали, а теперь вы поддерживаете этих фашистов! – говорит, стискивая зубы, домозяин. В ответ на наши заверения, что мы хотим показать правду об их страданиях, он кричит: "Вон с моего двора!"
В какой-то момент мы сбились со счёта, в который раз нас именуют "фашистами" – от того, что мы являемся сотрудниками польского портала. На одном из блокпостов в Славянске завзятый "антифашист" за то же самое уже было собирался ударить нас по лицу. Однако, на помощь пришёл вооруженный до зубов Денис, командир поста, который (какая ирония!) назывался "Варшава" – также как микрорайон города, доступ к которому этот пост защищал.
– Я бы с радостью поубивал вас всех, поляки. Впрочем, возможно, доживу до такого времени и такой возможности, – откровенно сообщил нам на другом блокпосту сражающийся за "великую Россию" боец со снайперской винтовкой.
Милиция не поможет – Алло, милиция? Мы в центре Донецка, на нас напали люди с автоматическим оружием!
– Спасибо за информацию, уже делаем ноги!
Такие грустные анекдоты без конца повторяют сейчас в столице региона, охваченного пророссийским мятежом. Общим настроением у обычных людей является чувство абсолютной беззащитности. Причиной этому является пассивность стражей порядка, которые сами в ужасе смотрят на то, что творится вокруг. Кроме того, значительная часть из них поддерживают мятежников. Так что, пока вы не воротитесь в гостиницу, вы представления не имеете, что с вами может случиться в любой момент.
Отдавай камеру! Поздний вечер, возвращение в Донецк. Мы останавливаемся у одного из блокпостов ДНР. Вооруженная разновозрастная группа жителей окрестных деревень направляет в нашу сторону ружья и требует выйти из автомобиля. Некоторые из них явно в состоянии алкогольного опьянения.
Они предъявляют нам, что мы якобы снимали их блокпост, проезжая мимо сегодня утром. Утверждают, что запомнили наш автомобиль. Мы предлагаем посмотреть наши снимки, показываем, что на них нет их блокпоста. Однако, этот аргумент не срабатывает, хозяева приходят во всё большее исступление, угрожают разбить нам камеры. Говорят, что отвезут нас в свою "комендантуру", где мы заночуем, а завтра они решают, что с нами делать дальше.
– О камерах можете забыть, – говорит один из юных мятежников, который реквизировал всё оборудование, вместе с касками и бронежилетами. Его коллеги уже успели их примерить. Нас прошибает холодный пот – вместе с оборудованием мы теряем весь отснятый в течение дня материал. Если они заберут у нас всё, вся наша поездка, можно сказать, накрылась медным тазом.
В это время водитель Алёна срывается в истерический плач. Это ещё более раздражает напавших. Однако, среди них присутствует один более старший и более трезвый мужчина, который единственный, как мы заметили ранее, имел сомнения в нашей мнимой "вине". Мы уговариваем его ещё просмотреть все материалы и убедиться, что мы не нарушали установленных тут ими правил. В конце концов, он звонит кому-то из своих начальников и, к неудовольствию товарищей, отпускает нас, возвращая всё оборудование. Мы с облегчением вздохнули.
Народная революция Ведущей силой мятежа на востоке Украины являются именно такие малообразованные, нереализовавшие себя в жизни люди, которые теперь получили определённую власть и, с автоматом Калашникова в руках, имеют возможность использовать её против остальных. Они чувствуют себя хозяевами мира на своём крохотном блокпосту.
В этом смысле, термин "народная", присутствующий в названиях вновь провозглашённых на этих землях государственных образований (Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика) весьма метко фиксирует их сущность. Так же, как во время Октябрьской революции 1917 года, одной из главных движущих сил в этом сегодняшнем мятеже в восточной Украине являются беднейшие социальные массы. Историческая преемственность данного феномена просто бросается в глаза. Почти каждый из активных участников мятежа не скрывает своей ностальгии по Советскому Союзу.
Алег Барцевич, Виртуальна Польска
перевод - iskander_ulmas
p.s. на оригинальной страничке WP.PL ещё размещено небольшое видео.