QUOTE | В 2013 году компания Bomba Music совместно SoLyd Records представила переиздание всех "естественных" альбомов Аквариума на тяжелом коллекционном 180-граммовом виниле. |
QUOTE | песни - БГ, кроме (A3) - Игорь Тимофеев
Борис Гребенщиков Борис Рубекин Игорь Тимофеев Олег Шар Андрей Суротдинов + Александр Титов Brian Finnegan Liam Bradley
Additional musicians:
Phil Cunningham - accordion (B3) Sean Og Graham - button accordion (A4) Mikey Rowe - Hammond, mellotron, space keyboard, piano (A6) Karen Street - accordion (B3) Meabh O'Hare - fiddle (A2) Becky Taylor - Northumbrian pipes (A2) Brona Graham - banjo Neill McColl - banjo Eoghan O'Brien - harp Sandy Lawson - didjeridoo Barry Kerr - Uillean pipes Tiarnan O'Duinnchinn - pipes The Kickhorns (A5, B1) Kenneth Schaffer - Morse code Сергей Стародубцев - мандолина (A4)
Sound recordist - Jerry Boys Запись музыкальных звуков - Борис Рубекин Мастеринг - Н. Иванов-Номан Звуковая редакция - Евгений Гапеев Дизайн - БГ / В. Забавский Фото - П. Антонов и БГ |
QUOTE | Предыдущий "аквариумовский" альбом "Лошадь белая" был почти единодушно объявлен лучшей их записью за, мм, сколько-то последних лет. И не было никаких причин оспаривать это мнение, пока не вышел "Архангельск", у которого, конечно, большие проблемы с одежкой (дизайн заставляет вспомнить худшие образцы аггро-индастриала начала 90-х, а уж в сравнении с гениальной обложкой "Лошади"...), зато все остальное по уму.
Хотя, казалось бы, какой ум может остаться в группе, которой через год исполнится 40 лет. Вот и три года назад немногие упреки состояли в том, что Гребенщиков заговорился, дескать, и лирически, и музыкально. "Лошадь белая" похожа на весь предыдущий "Аквариум" разом, так лоскутное одеяло похоже на магазин тканей. Ясный и внятный новый альбом подозрения в старческом слабоумии опровергает (рождая подозрения иного рода, но об этом позже) и помогает понять причину упреков. Факт, что когда-то молодой Гребенщиков писал тексты, наугад тыкая пальцем в словари и энциклопедии. По прошествии лет у "Аквариума" сложился не только собственный язык, на котором можно говорить и заговариваться, но и словарь этого языка. Почему бы не поиграть уже с ним?
И на "Архангельске" этот метод срабатывает как надо, гребенщиковский палец почти всегда попадает прямиком в небо, вытаскивая из этого гипотетического словаря лучшие определения. Например, гребенщиковское регги? Вот, пожалуйста, проникнутая какой-то религиозной целеустремленностью "Огонь Вавилона". Песни про странных приятелей? Изумительно убедительный духовой марш "Капитан Беллерофонт". Кельтские дудочки? "Марш священных коров". Отповедь? "Назад в Архангельск", в которой даже недавний гребенщиковский сип не кажется смешным. Проповедь? "На ход ноги". Да, КПД "Тайного узбека" ниже, чем был у "Человека из Кемерова", но "Небо цвета дождя" - это уже и впрямь почти новая "Аделаида". "Архангельск" вообще похож на "The Best of" позднего "Аквариума". Поздний "Аквариум", из которого выкинули все несмешные веселости, школьный "диппапл" клавешника Рубекина, акуны-мататы и другие подмигивания.
А вот и обещанное позже. "Архангельск" вышел 24 сентября, и это совпадение (или нет?) с другим событием того же дня позволило разойтись молве о разнообразных политических смыслах альбома, такое вот, мол, высказывание на злобу дня. Ну да, вокруг такие нервные лица, и поезд снова в огне, и с аурами что-то не то, и за окном не видно ни зги, и вообще хочется, чтобы поскорее на ближайшем поле приземлился дракон. А правда в ушах слушающего: при желании в текстах действительно можно обнаружить приметы смутного времени, эмигрантов и иммигрантов, калик перехожих и священных коров, тянущих водку с мартини под крики воронов. В конце концов, заглавную песню с ее четким посылом назад в Архангельск можно принять за оду дауншифтингу, если бы она не была ровно про обратное, самый настоящий аплифтинг в ирреальный русский Лос-Анджелес, горний архангелов град. Так и весь альбом вряд ли следует воспринимать через призму выпуска новостей. Гребенщиков, как бы ни были чудны дела его, всегда был шире этого, его претензии к действительности нельзя свести к политике и всему такому прочему, они у него метафизического, бытийственного порядка. И живем мы на закате Кали-Юги, и огни Вавилона опаляют нам лица, и мир, как мы его знали, подходит к концу. Ну и Бог с ним.
Иванов на остановке ждет маршрут "Вавилон-Архангельск". А ты лучше неси-ка сюда водку-мартини. Политические ли это высказывания? Наверное. С точки зрения деревьев, все мелочь, блажь и суета.
Саша Свистонов |
|