QUOTE | В середине 80-х молодая американская певица, вчерашняя студентка Джоанна Стингрей совершила невозможное: открыв для себя подпольный питерский рок, она тайно вывезла на Запад записи его тогдашних звёзд, организовав там выпуск двойного альбома "Red Wave", который произвёл в мире несомненный фурор и - что куда более существенно - сдвинул с места какие-то колёсики в неповоротливой государственной машине Советского Союза, подтолкнув её сначала к частичной, а потом и к полной легализации питерского, а за ним и всего отечественного рока. Позднее Джоанна сделала в России неплохую соло-карьеру, хотя через десять лет после своей первой встречи с русским роком всё же вернулась в США.
Она родилась 3 июля 1960 в Лос-Анджелесе, Калифорния как Джоанна Филдз (Joanna Fields) и росла в престижном районе Беверли-Хиллз, хотя её семья не принадлежала к финансовой элите или шоу-бизнесу. В 1978 она закончила школу Беверли-Хиллз Хай и стала студенткой Университета Южной Калифорнии (UCLA). Школьницей Джоанна интересовалась музыкой не больше и не меньше среднестатистического американского подростка той эпохи, была чирлидером, серьёзно занималась плаванием и однажды даже выиграла местное первенство по прыжкам в воду.
Лишь в Университете она начала петь и сочинять песни, а в 1983 выпустила на крохотном местном лэйбле Time Coast Records макси-сингл "Beverly Hills Brat" с четырьмя своими номерами, укрывшись под одним именем Джоанна. Он прошёл незамеченным, но начало было положено.
В марте 1984 Джоанне Филдз случайно выпал шанс побывать в экзотической и загадочной Советской России - она рассчитывала набраться там впечатлений, которые могли бы подтолкнуть её музыкальную карьеру. Перед самым вылетом Джоанну нашла её одноклассница Дайана Стёрр, которая к тому времени вышла замуж за эмигранта из СССР. Её муж, Андрей Фалалеев, вырос в Ленинграде и был тесно связан с питерским музыкальным сообществом - и прежде всего, с АКВАРИУМОМ, который в конце 70-х жил и репетировал у него дома.
Андрей дал Джоанне телефон Бориса Гребенщикова, сказав, что в СССР он - настоящая рок-звезда. Что это могло значить, молодая певица не могла и представить.
Как бы то ни было, она позвонила по указанному номеру и вскоре с головой окунулась в кипучую жизнь, охватывавшую Рок-клуб, "Сайгон", неофициальные салоны, музей-квартиру битлзфана Коли Васина, студию "АнТроп" и другие адреса Swinging Петербурга. Хотя записи, которые ей предлагали послушать, были сделаны кустарным способом, музыканты играли на самодельных или не самых хороших фирменных инструментах, Джоанна быстро поняла, что в этом - её шанс.
Следующие два года она совершала челночные рейсы между Штатами и СССР, доставляя своим новым знакомым пластинки, инструменты и разнообразное музыкальное оборудование, а в обратном направлении тайно вывозя записи самодеятельных питерских групп. Разумеется, её финансовых возможностей на всё это не хватало, поэтому Джоанна развела в США бурную активность, привлекая к идее поддержки советского рока звёзд (например, Дэвида Боуи) и компании по производству музыкального оборудования. Тогда-то, чтобы не привлекать излишнего внимания КГБ, она стала использовать в переговорах кодовое имя Джоанна Стингрей (Joanna Stingray), под которым и вошла в историю.
Позднее Джоанна признавалась, что на крючке её держал не только КГБ, но и ЦРУ - и каждая организации подозревала в ней агента противной стороны! Несмотря на все трудности, за эти годы она сумела помочь музыкантам КИНО, АКВАРИУМА, СТРАННЫХ ИГР, снять большое количество уникального с нынешней точки зрения видеоматериала, и переправить значительную часть архивов питерского рока начала 80-х в США.
Там Джоанне многие сочувствовали, но помочь делом особенно не спешили. В конце концов, ей удалось заинтересовать своим проектом небольшую компанию Big Time Records, под лэйблом которой 26 июня 1986 в Штатах вышел двойной альбом "The Red Wave: Four Underground Bands from the USSR". В него вошли сделанные "Антропом" записи АКВАРИУМА, КИНО, СТРАННЫХ ИГР и АЛИСЫ. Каждой группе досталось по одной стороне альбома. Реакция на него во всём мире была позитивной, но не слишком эмоциональной: рок-журналисты по привычке сравнивали музыку с известными им аналогами, обсуждали стиль и владение инструментами, мало вникая в социально-политический аспект события.
В СССР, напротив, официальная (вернее, полуофициальная) точка зрения была куда более экспрессивной: махрово-коммунистическая газета "Комсомольская правда" разразилась разгромной статьёй ""Красная волна" на мутной воде", в которой певицу обвиняли в антисоветизме и провокации, сравнивая издание "The Red Wave" чуть ли не с нелегальным вывозом икон. Следом затявкали и все остальные печатные органы. Зато в стане неофициальной культуры акции Джоанны Стингрей взлетели до небывалых высот.
Последствия всего этого были самыми неожиданными. С одной стороны, осенью АКВАРИУМУ, который был главным жупелом для коммунистической пропаганды, было разрешено неделю выступать в самом большом дворце спорта Питера, для чего он без всяких возражений получил соответствующие документы, а Андрею Тропилло было дано добро на издание своих записей силами фирмы "Мелодия". С другой стороны, самой Джоанне, которая в марте собиралась выйти замуж за гитариста КИНО Юрия Каспаряна, упорно отказывали в визе. Перипетии всего, что было связано с деятельностью Джоанны Стингрей в это время, пристально отслеживал ежемесячник РИО, на страницах которого она дала свои первые в России интервью.
Подковёрная борьба с советским истэблишментом заняла у Джоанны почти весь 1987 год - в процесс вмешался даже сенатор от Калифорнии Алан Крэнстон! Только в ноябре она после годичной паузы смогла вернуться в Питер, чтобы сыграть там свою рок-н-ролльную свадьбу.
Всё это время Джоанна Стингрей продолжала популяризовать русский рок на Западе, тесно контактировала с движением "Greenpeace" и способствовала установлению связей между ним и советскими экологическими организациями, а также выходу альбома "Greenpeace Rock", в котором участвовали многие звёзды. Кроме того, Джоанна добилась того, что компания "Yamaha" подарила комплект своей концертной аппаратуры Ленинградскому Рок-клубу. Тогда же она создала продюсерскую компанию "Red Wave" для продвижения на Западе российского рока.
Летом 1988 они с Каспаряном посетили Калифорнию, где предприняли попытку записать свой материал. Собственно, всё это время Стингрей не забывала об идее, которая привела её в Советский Союз. Ещё в 1986 в Питере она начала записываться с местными музыкантами и переводить на английский язык слова особо полюбившихся ей песен (либо сочинять вольным стилем собственные тексты к ним). Альбом "Joanna Stingray" (или "Save Stingray") расходился по стране на кассетах и официально увидел свет только в 1994, однако, уже её вторая американо-российская работа, "Thinking 'Till Monday" ("Думаю до понедельника") была в 1988 отпечатана в виниле фирмой "Мелодия".
В роли соавторов Джоанны выступили БГ, Курёхин, Цой и Каспарян, а также Виктор Сологуб (ИГРЫ). К слову, с ИГРАМИ и КИНО она много раз выступала на сцене. Среди сессионных музыкантов, которые участвовали в её записях на западном берегу, были гитаристы Джон Гудсэлл (ATOMIC ROOSTER, BRAND X и т.п.) и Рик Блэйр (THE PARROTS), клавишник Пол Делф (экс-EMPIRE, Элис Купер) и другие музыканты.
Логика раскрутки собственной карьеры заставила Джоанну в 1989 перенести большую часть своей активности в Москву. Там она сотрудничала с группой ЦЕНТР (её младшая сестра Джуди вышла замуж за его лидера Василия Шумова), выступала на телевидении, а позднее собрала собственную группу, с которой на протяжение нескольких лет гастролировала по стране.
Её имидж, разительно отличавшийся от советских и постсоветских эстрадных певичек (чёрные очки, кожаные перчатки, мелированные волосы) на какое-то время оказал значительное воздействие на подростковую моду: чуть ли не до середины 90-х повсюду можно было встретить её доморощенные клоны. Помимо того, Джоанна надолго вошла в устный фольклор со своими экологическими клипами, лейтмотивом которых стала фраза "Не надо мусорить!"
В 1991 компания Sintez Records выпустила третий российский альбом певицы "Walking Through Windows", сделанный по уже проверенному рецепту. К тому времени Джоанна развелась с Каспаряном, вторично вышла замуж за музыканта ЦЕНТРА Александра Васильева и окончательно переселилась в Москву. В этот период её привлекали телевидение и видео (вместе с бывшим бас-гитаристом ЗВУКОВ МУ Сашей Липницким Джоанна смонтировала видеофильм "Солнечные дни", посвящённый КИНО). В 1993 под лэйблом SNC свет увидел альбом "Rock Me But Don't Disrupt My Mind", включавший ранние записи певицы (1983-1987), а на следующий год Moroz Records опубликовала её пятую работу "For a Moment" (та же фирма переиздала её первый альбом), однако, экономическая ситуация в России, бандитские войны и иные прелести дикого капитализма заставили Джоанну, которая готовилась стать матерью, весной 1996 вернуться в Штаты.
Её американская дискография включает (помимо юношеского сингла) только альбом "Shades Of Yellow" (1998). Со временем Джоанна отошла от музыки, хотя продолжала поддерживать виртуальные контакты со своими российскими друзьями. В Калифорнии она занималась недвижимостью, а ещё позже стала исполнительным директором ассоциации выпускников школы Беверли Хай.
В ноябре 2004 Джоанна Стингрей с дочерью Мэдисон посетила Россию, сыграв джем в московском клубе "Б2" и организовав короткую встречу в питерской "Платформе", а три года спустя свет увидел её первый после десятилетнего перерыва альбом "May There Always Be Sunshine" (2007).
Андрей Бурлака |
|