QUOTE | 3 сентября 1984 года на прилавках магазинов появился пятый студийный альбом британского хэви-металлического коллектива Iron Maiden - Powerslave. Выпущенный компанией EMI и её дочерним американским отделением Capitol Records, он упрочил и даже ещё больше увеличил популярность этого коллектива.
История создания
Альбом записывался тем составом "мэйден", который принято считать классическим: Брюс Дикинсон (вокал), Дэйв Мюррей (гитара), Адриан Смит (гитара), Стив Харрис (бас-гитара) и Нико МакБрэйн (ударные). Руководил записью известный продюсер Мартин Бёрч. Думается, стабильность состава сыграла в успехе альбома не последнюю роль: Powerslave стал первым альбомом, записи которого не предшествовали никакие изменения в группе.
Работа над пластинкой велась на Багамах, в студии Compass Point Studios. Это место было облюбовано Iron Maiden ещё со времён записи их предыдущего альбома Piece of Mind. Однако на выбор места повлияли не только приятные впечатления и воспоминания, но и значительные налоговые льготы, существовавшие на Багамах.
Каким будет новый альбом, участники группы не знали. Впрочем, для Iron Maiden это было привычной ситуацией.
"Мы совершенно не представляем себе, что мы будем писать - и так перед каждым новым альбомом, - признаётся Стив Харрис, - Мы никогда не сочиняем на гастролях. Мы никогда не задаёмся каким-то направлением будущего альбома. Мы просто пишем какое-то количество материала и смотрим, что можно с этим сделать".
Отличительными чертой альбома Powerslave можно назвать его яркую образность и обращение к историческим сюжетам: от древнего Египта до Второй мировой и Холодной войн. Центральному, "египескому" сюжету группа обязана Брюсу Дикинсону.
По крайней мере, такой точки зрения придерживается Адриан Смит: "У него на плёнках накопилась целая уйма идей, начиная от аранжировок риффов и заканчивая чёрт знает чем. Египетская тема была одной из них. Все, кому он рассказывал о ней, поднимали большой палец вверх".
И странно, что Харрис, а не влюблённый в авиацию Дикинсон сочинил Aces High - это хэви-металлическое посвящение лётчикам Второй Мировой.
Египетская тема развивалась как на обложке пластинки, так и в сценических декорациях. На концертах Брюс Дикинсон носился как угорелый по сооружениям песочного цвета, напоминающим египеские гробницы фараонов. Причём это происходило не только во время World Slavery Tour, посвящённого альбому, но и на более поздних выступлениях Iron Maiden. Что касается обложки альбома, то она удалась на славу. Её рисовал Дерек Риггс, постоянный художник группы. Мы видим на ней вход в древнеегипетский храм, в центре которого - огромная статуя фараона с лицом старины Эдди - талисмана "мэйденов". Не обошлось и без приколов: если приглядеться, то на обложке можно обнаружить изображения Микки Мауса, Чеда (популярного героя английских граффити времён Второй Мировой), несколько забавных надписей, а на обороте - ещё и смерть с косой.
Поступив в продажу в сентябре 1984 года, Powerslave достиг второго места в английских национальных хит-парадах и 21-го - в американских. Последовавший за ним концертный тур стал самым масштабным и продолжительным в истории группы и остаётся таковым по сей день. Записи, сделанные во время этого тура, составили впечатляющий концертный альбом Live After Death (1985), но это уже, как говорится, совсем другая история...
А теперь более подробно о содержании альбома.
1. Aces High - песня, ставшая несомненным украшением творчества группы. Ураганный боевик, в котором поётся о знаменитой Битве за Британию 1940 года - крупнейшем авиационном сражении Второй мировой. На концертах этой композиции обычно предшествует видеоролик с речью Уинстона Черчилля, в которой премьер-министр призывал биться с немцами. Уже после выхода альбома появился сингл Aces High, достигший в хит-парадах 20-го места.
2. 2 Minutes to Midnight 2 Minutes to Midnight - ещё один несомненный хит группы, который играется почти на всех концертах. Апокалиптический текст повествует об угрозе ядерной войны и отсылает к знаменитому проекту журнала Bulletin of Atomic Scientists под названием "Часы судного дня". На обложке журнала время от времени публиковались часы, показывающие без нескольких минут полночь. И чем сильнее была угроза ядерной войны, тем ближе к полуночи находилась стрелка. Две минуты до полуночи оставалось в 1953 году, когда СССР и США с разницей в 9 месяцев испытали свои термоядерные бомбы. В музыкальном отношении 2 Minutes to Midnight - достаточно традиционная для хэви-метала вещь. Песня выходила на сингле ещё до появления альбома и заняла в британском хит-параде почётное 11-е место. Кроме этого, песня звучит и во всеми любимой компьютерной игре GTA: Vice City.
3. Losfer Words (Big ‘Orra) Losfer Words (Big ‘Orra) - последняя инструментальная композиция в творчестве Iron Maiden на данный момент. Её сленговое название расшифровывается довольно просто: lost for words, "нет слов, нечего сказать". А Big ‘Orra это не что иное, как производное от bif horror, "большой ужас". "У нас просто не было для неё текста, - сообщает Стив Харрис. - К тому же, когда мы её слушали, нам показалось, что было бы неправильно, если бы мы положили слова на эту песню, настолько хороша была эта мелодия".
4. Flash of the Blade Flash of the Blade - эту песню, как и две следующие, я воспринимаю как достаточно средние, проходные вещи. Тем не менее, это весьма динамичный боевик, сочинённый Дикинсоном. Сюжет и название, очевидно, были навеяны его страстью к фехтованию.
5. The Duelists The Duelists - песенка, близкая по теме к предыдущей. Вот только автором её является уже Харрис. Он почерпнул вдохновение из одноимённого фильма 1977 года, ставшего дебютной полнометражной работой известного кинорежиссёра Ридли Скотта, в основу которой, в свою очередь легла повесть Джозефа Конрада "Дуэль", повествующая о противостоянии двух французских офицеров времён Наполеоновских войн.
6. Back to the Village Back to the Village - песня по мотивам английского сериала The Prisoner о секретных агентах, мировом правительстве и так далее. Песня с одноимённым названием у Iron Maiden уже была. Интересно, можно ли считать Back to the Village её продолжением?
7. Powerslave Powerslave - центральная композиция альбома, задающая тон оформлению пластинки и концертным декорациям. От не самых выразительных боевичков мы переходим к эпосу. Powerslave - это семиминутная композиция о последних днях умирающего египетского фараона. В ней есть всё: и среднетемповый триольный ритм, так называемый "галоп", любимый "мэйденами", и лирическая часть, и скоростное агрессивное соло... Очень мощная вещь!
8. Rime of the Ancient Mariner Завершается альбом ещё более длинной композицией, тринадцатиминутным "Рассказом старого морехода", написанным по мотивам одноимённой поэмы Сэмюэла Тейлора Кольриджа - автора, творившего на рубеже XVIII-XIX веков, одного из представителей так называемой "озёрной школы". Более того, Стив Харрис, автор этого эпического полотна, включил фрагменты из поэмы в текст песни. По воспоминаниям Адриана Смита, текст был такой длинный, что когда во время записи песни Харрис вывешивал его на стену, то занимал им всё пространство от потолка до пола. Что характерно, несмотря на свою длительность, эта многотемповая композиция всё время держит в напряжении. Особенно атмосферной получилась середина песни, с неспешным гитарным перебором, таинственным шёпотом, скрипом палубы и свистом ветра. Не менее ярко выглядит и её концертное исполнение, во время которого сцена превращается в старый корабль: сгнивший остов, изодранные паруса, какие-то призраки и, разумеется, Брюс Дикинсон, который носится и скачет, как сумасшедший, по всему этому нагромождению. В общем, достойное завершение более, чем достойного альбома.
И еще немного истории Powerslave.
В один из сентябрьских дней 1984 года увидел свет легендарный Powerslave - первый альбом Iron Maiden, записанный тем же составом, что и предыдущий. Конечно же, мы не могли не отметить 3 сентября в истории рока и группы в целом.
После выхода в 1980-м дебютного одноименного альбома в составе Iron Maiden произошла смена гитариста: Денниса Стрэттона сменил Эдриан Смит, который поучаствовал в записи следующего альбома, Killers. Минул ещё один год, и из "Железной Девы" уходит вокалист Пол Ди’Анно, и голосом группы становится Брюс Дикинсон. Выходит The Number Of The Beast и британцев вновь настигает смена состава: уволен ударник Клайв Берр, и к началу записи Piece Of Mind место за барабанной установкой занимает Нико МакБрейн. И как не странно, но в 1984 году все пять музыкантов (Харрис, Мюррей, Смит, Дикинсон и МакБрейн) по-прежнему остаются единой командой. И в данном случае стабильность как никогда стала залогом высочайшего мастерства.
Стив Харрис: "В поддержку Piece Of Mind мы предприняли целое мировое турне, которое должно было позволить Нико прижиться в группе - ведь бас-гитарист и ударник должны понимать друг друга очень хорошо. Так что эти гастроли, наверное, помогли нам наладить мосты меж собой".
Стив Харрис: "Мы совершенно не представляли себе, что мы будем писать - и так перед каждым новым альбомом. Нет ни каких-то старых неизданных песен, оставшихся с прошлых сессий, ни даже отдельных музыкальных фрагментов. Мы работали с абсолютно свежим материалом в абсолютно четко очерченный временной период - мы никогда не сочиняем на гастролях" Брюс Дикинсон: "Всё делалось наобум. Собственно, так происходит всегда, хотя никто этому не верит. Я пишу свои тексты так, чтобы они были максимально визуализируемы, потому что я думаю таким образом. Каждый написанный мною текст я представляю себе словно на картинке. Я "пою картинками" - когда я пою, я представляю себя на палубе этого чертового корыта в Rime Of The Ancient Mariner или думаю о "псах войны" в 2 Minutes To Midnight. Я пишу в своём маленьком мирке, а затем вываливаю всё это на бумагу в форме текста".
Эдриант Смит о Rime Of The Ancient Mariner (13-минутной песни, основанной на поэме Сэмюэля Тейлора Кольриджа): "Это была безумная идея Стива. В те дни у нас была такая практика: мы мчались в Джерси как банда злобных неплательщиков налогов, арендовали там студию и записывали материал, какой у кого имелся. А затем все вместе доводили эти фрагменты до ума. Я чаще всего работал в связке с Брюсом, который писал тексты к моим песням, или с Дейвом, который писал гармонии и некоторые гитарные партии. Стив же обычно работает в одиночку, показывая свои песни остальным, лишь доведя их до 90-процентной готовности. Когда же он показал нам Mariner, я тут же понял, что мы должны выпустить эту песню - я никогда раньше не слышал ничего подобного. Когда мы писали эту композицию на Багамах, он вывешивал текст песни на стену. И этот текст занимал ВСЮ стену - от пола и до потолка, таким он был длинным. И сам Стив был так воодушевлён этой композицией, что легко убедил всех остальных - иначе и быть не могло."
Стив Харрис: "Я не знаю, откуда взялась идея этой песни. Изначально я начал писать её ещё в Джерси, но львиная доля всей работы пришлась на студию на Багамах. Забавно, но никто и не предполагал, что она окажется длиной в 13 минут. Мы планировали записать восьми-девятиминутную композицию, но когда в конце концов наш продюсер Мартин Бёрч (работавший с Maiden со времен Killers, а в 70-х сотрудничавший с Deep Purple) измерил её, мы воскликнули "Ну нифига себе! Тринадцать минут!" И тем не менее, играя эту песню на концертах, мы нисколько не ощущаем этих тринадцати минут." Эдриан Смит: "Замысел Powerslave принадлежит Брюсу. Весь тур в поддержку Piece Of Mind он проездил с отвратительным японским четырёхдорожечным магнитофоном. В итоге у него накопилась куча идей, в том числе и та самая египетская тема. Все, кто слышал его рассказы об этом, незамедлительно поднимали вверх большой палец. И мы решили взять её за основу".
Стив Харрис: "Стилистика альбома - это полностью случайное стечение обстоятельств. Ничего заранее согласованного или запланированного. Когда мы начинаем очередной тур Iron Maiden, мы действительно хотим иметь какой-то повод или тему для него. Оформление альбома должно быть согласовано с декорациями сцены. У меня никогда не возникало проблем с тем, чтобы придумать большое шоу - напротив, я не могу понять, когда группы ничего не пытаются сделать со своими декорациями. Если ты собираешься показать людям представление, сделай его офигительно качественным и запоминающимся".
Стив Харрис о Losfer Words (Big ‘Orra) (одна из редких инструментальных композиций IM): "У нас просто не было для неё текста. К тому же, когда мы её слушали, нам показалось, что было бы неправильно, если бы мы положили слова на эту песню: настолько хороша была мелодия".
Брюс Дикинсон: "Losfer Words? Можете понимать это буквально (жарг. от Lost For Words - у меня нет слов). У нас больше не было текстов, и мы буквально бились как рыба об лёд, пытаясь найти слова, которые были бы в тему к музыке. Но кто-то в итоге усомнился, а нужны ли слова вообще? И я согласился "Нет, не нужны. Всё отлично так, как оно есть".
Появившись на прилавках музыкальных магазинов 3 сентября 1984 года, Powerslave добрался до второй строчки британских чартов и до 21-й - американских. За ним последовал невероятно масштабный и продолжительный тур, по мотивам которого в 1985 вышел концертный альбом "Live After Death". По сей день Powerslave считается одним из наиболее важных метал-альбомов 1980-х, по-прежнему являясь источником вдохновения для множества групп: как новичков тяжёлой музыки, так и для давно зарекомендовавших себя звёзд. И эта пластинка, бесспорно, стала важнейшей вехой в истории рока и Iron Maiden, открыв для лондонцев новую эпоху их творчества.
Роккульт.ру |
|