QUOTE | "Awake" - поворотный альбом в творчестве ДТ. Именно их третий альбом вывел группу из разряда локальных героев на звёздную орбиту. "Проснувшийся" альбом показал миру всю широкомасштабную дерзость их амбиций и заставил привыкать к мысли о том, что Дримсы пришли всерьёз и надолго. Амбициозность ДТ основывается на безукоризненной профессиональной выучке инструменталистов, умении адекватно воплощать свои идеи, используя широкий спектр композиционных приёмов и на несомненной музыкальной эрудиции, которая и позволяет добиться этой адекватности воплощения. Эрудиция эта, само собой, подразумевает и знания из области симфонической музыки, и джаза, и даже блюза. Успешная компиляция этих знаний и стала основой для создания музыкального мира ДТ. Сочетание виртуозности и полифоничности, прямолинейного натиска и многоплановых музыкальных схем - отныне это фирменный почерк "Театра мечты". Ничего сверх-нового "театралы" этим не открыли - формула была известна давно, но они сумели дать ей новый импульс. Впрочем, об этом сказано уже тысячу раз до меня и скажут ещё сто тысяч раз после, я лишь подчеркнул, что именно "Awake" стал для ДТ мандатом "чрезвычайных и полномочных представителей прог-металла" в мире шоу-бизнеса.
Умненькие Дримсы вовсю используют своё знание сюитной формы для создания сложных композиций, которые язык не поворачивается назвать "песнями". Само по себе такое "сюито-сложение" не является признаком качества, напротив - есть масса примеров, когда это становилось признаком удручающей претенциозности и скучнейшего школярства, способного восхитить только легковерных верхоглядов, кайфующих от потребления зауми по факту: "во какой пельмень я в рот запихал!.. не каждый может такую глыбу заглотить!.. большой я молодец и подлинный едок!"... а то, что "пельмень" напичкан протухшей мертвечиной - это пустяки, главное - крупный. С таким пельменем в зубах "и сам как-то становишься ... " .
Но в случае с "A". - пельмень не просто крупный, но и с начинкой там тоже всё в порядке. Начинка приготовлена из качественных ингридиентов, обдуманно смешана и отлично заправлена. Металлический форсаж гитарных атак грамотно сменяется фортепианными этюдами, ритм - секция от громогласного торжества тектонической рок-природы продуманно отвлекается на джазово-утончённую рефлексию, позволяя Мьюингу и Портному проявить себя и в ковке металла, и в ювелирной филиграни. При этом нигде (лично я) не чувствую надуманной искусственности и нарочитой усложнённости - конструкции выглядят гармонично и не свисают по краям музыкальной базы неряшливыми соло-запилами. Солируют Петруччи и Кевин Мур не для ублажения слуха фанатов музыкального фастфуда с недоваренной начинкой, а исключительно с целью развития темы и более точного масштабирования заложенных в неё музыкальных идей. Иногда эти соло звучат несколько шаблонно, но никогда - самовлюблённо. Здесь со вкусом всё в порядке.
Говорить о техническом мастерстве музыкантов в данном случае - бессмысленно, оно при исполнении подобной музыки, подразумевается само собой, как наличие огня для растопки костра. "Огня" у ДТ в достатке и костёр они сложили грамотно. Если попытаться выделить кого то из "Театралов", как наиболее симпатичного мне лично (только такой критерий в данном случае мне кажется уместным, ибо технически они все стоят на одном - предельно высоком - уровне), то я назову столь удобно звучащую для русского уха фамилию - Портной.
Портной в ДТ "больше, чем ударник". Портной - суперклей, на который сажают композиционный материал, состоящий из довольно непростых для склейки элементов. Портной - шест-балансир в руках канатоходцев - солистов и надёжный бруствер для точной стрельбы. И кроме того, Портной - автор отличной композиции "Зеркало", которая в связке с "Ложью" Кевина Мура является для меня одним из любимых мест альбома...
Впрочем, подобной оды достоин любой из ДТ за работу на этом альбоме (за единственным исключением, о котором чуть ниже).
Из того, что я мог бы назвать недостатками этой работы могу назвать только один: Вокал Джеймса ЛяБри... Это - сакраментальный упрёк в адрес ДТ, но от него никуда не денешься и я не стану уходить от признания очевидного. ЛяБри вполне успешно справляется с медленными фрагментами - умеет передать драматизм и иллюстрировать текст верной интонацией, но в агрессивных вещах он выглядит блёкло, что особенно заметно на фоне блистательных инструменталистов. Голос ЛяБри - единственный инструмент в составе ДТ, который часто не соответствует поставленной задаче (скажем мягче - не до конца соответствует :)). Интонации его однообразны и неинтересны, даже по меркам "металла", в котором вобщем-то не принято особо обращать внимания на подобные "мелочи", арсенал технических приёмов лимитирован до того, что иногда становится просто обидно за исполняемый материал.
Есть ещё упрёк и относительно качества текстов, но это - общее место для всего стиля и зацикливаться на нём наверное не стоит, к тому же Дримсы в этом плане "ещё из лучших". Они хотя бы не сочиняют глянцевые страшилки для наивных подростков, не спекулируют гимнами о рок-н-ролле, не корчат из себя "последних героев" и "вечных аутсайдеров", не рядятся в пророков и не клеймят своих же работодателей за алчность. Просто они - не великие поэты и на фоне высоко-качественной музыки это иногда слишком бросается в глаза. Но повторюсь - это настолько распространнное явление в рамках жанра, что надуманную псевдо-философичность, конфликт абстрактного с абсурдным, графоманскую помпезность оборотов - всё это можно уже назвать "прогрессивной традицией". Пргрессивный паралич поэтической мысли.
Кстати, говоря о текстах, хочу отметить тексты Кевина Мура - "6:00", "Lie" и особенно - "Space-Dye Vest", как (на мой взгляд) самые качественные. Мне вообще кажется, что с уходом Мура (он покинул ДТ сразу после записи этого альбома), группа потеряла очень важный элемент в своей концепции. Мур, помимо того, что он - замечательный музыкант, был более других способен стать комфортным мостиком между элитарным сектанством музыки ДТ и неподготовленным слушателем, который однако любознателен и способен к самообразованию. При этом "мостик" Мура не являлся бы "опопсением", не снижал бы планку и не заигрывал бы с неофитами, а просто давал бы шанс на сближение. Примером такого "мостика", на мой взгляд, является замечательная финальная композиция этого альбома, словно говорящая: "Не робей, браток! Мы - не боги и не роботы. Мы - люди"... Это заложено в её элегантной простоте, в интимной интонации и исповедальности текста... Мур делал музыку ДТ более "очеловеченной" (это относится уже не только к последнему треку) и являлся (вместе с Мюингом) замечательным противовесом жителям "башни из слоновой кости" - Петруччи и Портному... В дальнейшем именно этого порой будет очень не хватать "Театру Мечты". Во всяком случае - такое моё субъективное ощущение. Но на Awake баланс соблюдён и не даёт взлететь в безвоздушные заоблачные эмпиреи музыке ДТ, оставляя мне грешному возможность ею насладиться. Ибо я, грешный человек - в эмпиреи не летун. Я воздухом дышу и по земле хожу.
На этом позвольте откланяться, констатировав напоследок, что альбом Awake, субъективный разбор которого я закончил - пиковое достижение в дискографии группы DREAM THEATER и яркая страница в истории стиля, который принято называть "прог-металл". Я бы даже сказал - классическая и ключевая его страница.
Driver Pete |
|