| QUOTE | | В 2017 году компания Bomba Music совместно SoLyd Records продолжила переиздание всех "естественных" альбомов Аквариума на тяжелом, коллекционном, 180-граммовом виниле. |
| QUOTE | Все песни БГ, кроме (A2) - БГ/Джордж. БГ - голос, гитара А. Зубарев - эл.гитара О. Сакмаров - флейта, гобой и другие духовно-струнные клавиши С. Щураков - аккордеон А. Титов - бас Лорд А. Рацен - drums А. Вихарев - percussion
+
А. Решетин - скрипка (B3) Татьяна Капуро "с подругами" - вокал (A1, B5)
Запись - Ю. Морозов в студии Мелодии в церкви Св. Анны, что на Васильевском острове. "Пой Пой Лира" - в студии Титаник на Фонтанке реставрация и мастеринг - Евгений Гапеев
фото из архива группы
SoLyd Records SLR LP A17 © Б. Гребенщиков, 1994, © (p) SoLyd Records, 2017 BOMBA Произведено в Объединенной Европе ООО "Хай-Тек Медиа Клуб", г. Москва, 129090, ул. Щепкина, 28 4 640004 137751 Printed in EU |
| QUOTE | БГ, "Краткий отчет о 16 годах звукозаписи":
Полоса, когда хотелось писать стадионный рок-н-ролл, а писались сплошные парковые вальсы. Все песни написаны на дороге; как раз в это время произошла смычка с народным монгольским ансамблем "Темуджин" - к сожалению, не успели с ними запи саться, но в "Московской Октябрьской" появился аутентичный монгольский кусочек. "Пой Пой Лира" - старый неизвестный текст Джорджа, вдруг выскочив ший прямо из забытой записной книжки и сильно пере деланный. Для солидности опять писались на "Мело дии", и хотя операторы были хороши, но было не уйти от ощущения скованности. (В итоге, была использова на "Лира" с Фонтанки). Чтобы вывести альбом из сос тояния тотального вальса, мы записали "Ты Нужна Мне" и "Сувлехима" - песни, написанные еще на Валдае летом ’88, вместе со "Ворониным", "Скобелевым", "Когда Пройдет Боль" и "Королевским Утром". Это был естественный ход, ибо обе эти песни активно игрались на всех концертах того периода, давая возможность выйти в полный овердрайв и сказать все напрямую. Стены на Пушкинской были перекрашены в тибетский темно-красный цвет; я уехал в Непал и вернулся, обойдя всех лам и все ступы, с готовой обложкой и желанием переписать все уже записанные голоса (что оказалось весьма резонным - после недели странствий по пещерам и монастырям поется гораздо лучше. С тех пор мы так и поступаем). Там же была, наконец, дописана "Гертруда", много до этого скитавшаяся по России, но обретшая свою окончательную форму на главной улице Катманду. Альбом получился непридуманным и - поэтому - очень любимым. Каким и должен быть Аквариум. "Маленькие четкие звуки" - было такое определение Аквариума году этак в 1973-м. |
| QUOTE | Из книги "АКВАРИУМ. Сны о чем-то большем" (М.: ООО Издательский дом "София", 2004):
После выхода в свет "Рамзеса IV" АКВАРИУМ - как будто бы "БГ-бэнд" на новом витке - пустился в бесконечные гастроли. Одновременно с этим Борис, безвылазно просидевший в России с января 91 -го года, вновь пустился в путешествия. Как физические, так и духовные.
"Как-то по дороге в Берлин я прочитал книгу "Открытие Алмазного Пути". Я сел в самолет, смутно подозревая тибетцев в черной магии, а вышел светящимся и уже заучивая мантры".
Уже через пару месяцев БГ (вместе с Зубаревым и Сак-маровым) поехал в Крым, где странствующий по миру автор "Алмазного Пути" Оле Нидал проводил "пхову" - курс обучения перемещению сознания. Пообщавшись с гуру-датчанином, который до своего превращения в буддиста был знатным контрабандистом, Гребенщиков решил самолично отправиться в Непал - познакомиться с буддизмом из первых рук. Ехал он, что называется, на деревню к дедушке. "В Катманду есть ступа Сваямбху, приходишь туда, спрашиваешь ламу Цечу", - напутствовал русского искателя скандинавский миссионер.
"Мы с женой не знали, куда едем, - вспоминает БГ. - Пытались навести справки. Нас свели с одной девушкой, которая там была. Она с большой задумчивостью сказала нам: "Объяснять бессмысленно. Увидите сами, все поймете". Так мы и поехали из аэропорта на такси в никуда - по улице, на которой грязь, какой я даже в России еще не видел. Толпы велосипедистов, под ногами - дети, коровы, собаки. Огоньки свечей в лавках, тьма и ни одного фонаря: тогда вечером в Катманду на час отключали электричество. Но когда мы дошли до ступы Боднатх и поднялись на нее, сразу стало понятно - мы приехали в правильное место".
Новые впечатления немедленно начали отражаться в песнях. По привычке - довольно противоречиво. К моменту создания вышеупомянутых "Русской Нирваны" и "Не пей вина, Гертруда", у АКВАРИУМА образовался целый блок "странных", по определению Гребенщикова, песен. Практически весь базис альбома "Кострома" был написан в дорогах и разъездах.
"Это была полоса, когда хотелось писать стадионный рок-н-ролл, а писались сплошные парковые вальсы", - говорил БГ.
...Весной 1994 года АКВАРИУМ засел в студию записывать "Кострому". Работали на "Мелодии", в здании протестантской церкви Святой Екатерины на Васильевском острове. Поскольку у менеджмента группы начались контрактные отношения с компанией "Триарий", АКВАРИУМ наконец-то получил определенную финансовую свободу. Другими словами, время записи было не ограничено и оставляло пространство для всевозможных экспериментов.
Записью альбома занимался Юрий Морозов, а помогал ему в качестве инженера Александр Докшин, который через несколько лет станет "штатным" звукорежиссером АКВАРИУМА. И Морозов, и Докшин любят и знают рок-музыку; и тот и другой владеют музыкальными инструментами и обладают абсолютным слухом. Вдобавок к этому и Юрий, и Александр - музыканты. В этой связи понимание и контроль со стороны звукорежиссеров были обеспечены на профессиональном уровне.
"В 91-м году мы переехали на Васильевский остров, и там уже более тесная работа с АКВАРИУМОМ у меня была на записи альбома "Кострома мон амур". Там работали Юра Морозов и Саша Мартисов, который тогда уже ездил с АКВАРИУМОМ. Морозов в какие-то дни мог работать, а в какие-то не мог - тогда я садился за пульт. Это была по-настоящему замечательная работа. Сама по себе обстановка на записи этого альбома была благоприятная, очень хорошая. До этого, хотя я и сталкивался прежде с группой, у меня оставалось ощущение неизведанности их материала, я не понимал,что это такое. Хотя, разумеется, слышал их ранние диски. Но в "Костроме" меня как-то поразил сам материал, в русском роке я такого еще не слышал. Фольклорный материал и в то же время совершенно рок-н-ролльная платформа. Это мне очень понравилось. Атмосфера, дух, подход - все это меня очень зацепило, и я понял, что в группе идет мощное музыкальное развитие, которое, наверное, никогда не должно остановиться. И впоследствии я не раз убеждался в том, что был прав... "Докшин очень хорошо делал звук, - говорит Сакмаров. - Не торопясь, не суетясь - отличный аналоговый саунд, на мой взгляд, вполне сопоставимый со Снежным львом’ и ‘Навигатором’, которые писались в Англии на совершенно другом бюджетном уровне". Все звуковое пространство на "Костроме" было выстроено не за счет реверберации, а путем спектрального разделения звука. При конечном микшировании мы пытались выделить то напевную русскую мелодику, то жесткую рок-н-ролльную ткань - в зависимости от настроения композиции. При удачном синтезе это выглядело как картина, у которой видны вторые планы и контрасты красок". (А. Докшин)
..."АКВАРИУМ был в очень хорошей форме, - считает Гребенщиков. - Мы писались на "Мелодии"; посреди стоял огромный пульт, а я ходил вокруг него кругами и читал мантры. 1000 мантр, 10000 мантр... Горели благовония - цирк был полный".
..."Когда мы работали на "Костроме" - это была работа с симпатичными людьми. С симпатичными музыкантами. У нас не было ощущения работы, многое делалось в шутку, было очень тепло и просто. Это очень важно. Важно ощущение того, что ты занимаешься каким-то делом просто в удовольствие. Хотя можно и уставать, и засыпать... И потом, когда слушаешь - понимаешь, что это была не работа, что это просто то, чем ты жил все это время, это материализовалось, воплотилось". (А. Докшин)
В Москве было сделано шесть сольных концертов в театре "Сатирикон". По Москве висели афиши: "Москва. Весна. АКВАРИУМ". Настроение было праздничное. Билеты на все концерты распроданы заранее, но в последний момент выяснилось, что у группы нет охраны. Здание "Сатирикона" стеклянное, стоит в Марьиной роще.. Вызванным из ближайшего отделения милиции работникам правопорядка были даны инструкции: "Всех любить и после начала концерта девушек с цветами, не имеющих билета, пускать бесплатно". На одном из концертов старший лейтенант подошел к директору группы и сказал: "Слушай, я сейчас девчонку пропустил с цветами... Такой кайф! Бесплатно пропустил... Кайф!"
..."Альбом получился непридуманным и поэтому очень любимым, - писал БГ. - Каким и должен быть АКВАРИУМ. "Маленькие четкие звуки", - было такое определение АКВАРИУМА году этак в 1973-м". |
|