QUOTE | "Знак Огня" – альбом Бориса Гребенщикова 2020 года. Входит в официальную дискографию группы "Аквариум", однако выпускается под маркой БГ. Официальная дата релиза пластинки – 20 июня.
История создания альбома
Идея и название альбома "Знак Огня" возникли еще во время записи пластинки "Время N". Таким образом, эта работа стала третьим сольником Бориса Гребенщикова, образовав трилогию, начало которой положил диск "Соль". При этом каждая работа отражает определенный период времени. В июле 2019 года Борис Гребенщиков открыл краудфандинг-акцию на портале "Планета", в ходе которой собирались деньги на запись новых песен. Никакой конкретики по поводу нового альбома тогда высказано не было. Но в процессе сбора средств лидер "Аквариума" в различных интервью говорил о работе сразу над пятью дисками. В ходе акции собрали 4 607 221 рубль. При этом изначально целью сборов указали 2 500 000 рублей. Проект поддержали 1940 раз, однако собранных средств в итоге не хватило. В конце апреля 2020 года Борис Гребенщиков, застрявший в Лондоне из-за введенного в связи с пандемией коронавируса карантина, предложил поклонникам оплатить студию, чтобы выпустить пластинку в течение месяца.
Как записывали альбом
Черновые записи для альбома "Знак Огня" делались на протяжении последних двух лет. Некоторые песни публиковались как синглы в виде клипов. При этом каждая из них вызывала большой резонанс в обществе. Однако в марте 2020 года стало понятно, что работа над альбомом продолжаться привычным способом не может. В итоге песни записывались музыкантами удаленно. Итоговый материал сводился под пристальным контролем Бориса Гребенщикова.
"Коммерсантъ" |
QUOTE | В записи песен, вошедших в новый альбом Бориса Гребенщикова, поучаствовало много именитых и разноплановых музыкантов, отметить вклад которых пресса считает своим долгом. Здесь и Омар Торрес, и Джеймс Халлауэлл, и Джереми и Пол Стэйси, и Лео Абрахам, и Слай Данбар, и Робби Шекспир, и Филипп Пикетт, и кубинцы, и Марк Титов, и Глеб Гребенщиков. При этом сам БГ подчёркивает, что не на список имён нужно обращать внимание в первую очередь. Вот пара цитат из недавнего интервью "Коммерсанту": "Для слушания песен не так уж важно, кто из музыкантов где играет, для меня важно только одно: что они говорят, от сердца они или нет, настоящие или подделка"; "А хвастаться тем, кто там играет, как-то даже смешно".
Это абсолютно так и есть. Как говорил мне лидер одной из популярных рок-групп, "вообще неважно, кто там стоит на сцене у меня за спиной. Звучу в любом случае я". Вряд ли кто-то включит альбом Бориса Гребенщикова для того, чтобы послушать Омара Торреса. Да кто бы там не играл, хоть Эрик Клэптон с Элтоном Джоном - всё равно это будет БГ с его знакомой манерой, но всегда оригинальным взглядом на вещи.
"Знак огня" встал в дискографии Гребенщикова следом за резкими и злободневными "Солью" и "Временем N". Если рассматривать новый альбом как завершающий трилогию, есть искушение увидеть в нём даруемые БГ слушателю свет и надежду на конец тёмных времён. Но это будет натяжка и подгонка задачи под ответ. Если и есть в "Знаке огня" концептуальная идея, то она заключается в том, что жизнь многообразна и не стоит уделять слишком много внимания какой-то одной из её граней. Без беспощадной актуальности Борис Гребенщиков на пластинке не обошёлся, но помимо этого сюда включены песни с абсурдными текстами, песни в духе "Русского альбома", регги-композиции, бард-фолк-треки, композиции с клавесином и чуть ли не фламенко.
Те, кто хотел "движухи" и поэтического осмысления современности, найдут это в начале альбома в песнях "Вон Вавилон" и "Баста Раста". Хотя в "Вавилоне" БГ ощутимо ёрничает, в тексте встречаются пресловутые "солдаты НАТО", а сосредоточенно-злую "Басту Расту" вообще хочется растащить на протестные цитаты. Однако после этого музыкант меняет тему, и в композиции "Моё имя пыль" парадоксально скрещивает смурной вокал и жизнерадостные кубинские аранжировки. Следующий номер "Вечное возвращение" мог бы иллюстрировать классическую фразу про исходящее от БГ сияние, а в нервном и тревожном "Знаке" фраза "пока я не дам тебе знак" через годы рифмуется с "пора вернуть эту землю себе", только вот нет теперь уверенности что пора подавать этот знак.
Депрессивный "Знак" сменяется регги-вайбом "Изумрудной песни" и новейшей "притчей графа Диффузора" под названием "Масала Доса", где БГ под аккомпанемент кабацкого пианино развлекается в рифмовке бессмысленных, но порой завораживающих фраз. Мама, мы все сошли с ума? Возможно, но ненадолго, поскольку далее лидер "Аквариума" предлагает суперкороткие и суперпечальные "Хиханьки да хаханьки" и программную философскую песню "Не судьба", в которой древнерусскую тоску точнейшим образом иллюстрирует латиноамериканская гитара Торреса. Записанный с оркестром "Мой ясный свет" может навести на мысль, что две программные композиции подряд - это перебор, но следующий "кельтско-танцевальный" номер "Поутру в поле" вновь поднимет слушателю настроение.
Алексей Мажаев, InterMedia |
|