QUOTE | Соло-рояль, соло-клавесин Микаэл Таривердиев. Песни на стихи Роберта Рождественского (5, 14) исполняет Иосиф Кобзон. Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, дирижер Юрий Силантьев. |
QUOTE | Оригинальный саундтрек к двенадцатисерийному советскому художественному телефильму Татьяны Лиозновой, снятому по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Музыка к фильму написана композитором Микаэлом Таривердиевым. Релиз представлен на красном виниле.
Микаэл Таривердиев - советский и российский композитор. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР. Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, а также более 100 песен и романсов, 4 балета, 5 опер, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. |
QUOTE | Когда я делаю музыку к фильму, я стараюсь поставить себя на место героя. Писать музыку к обычному политическому детективу мне было неинтересно. И я стал думать, что испытывает человек, который был заброшен в Германию задолго до начала этой страшной войны. Мне казалось, что он должен был испытывать тоску по дому. А что такое тоска по дому? Это тоска по людям, по жене. Да, романтично, но что-то не то. А может быть тоску по небу? По своему небу? Ведь небо везде разное. Одно небо в Берлине, другое - в Нью-Йорке, совсем другое - в Москве. Состав воздуха, химический, наверное, один и тот же. Но оно другое, это небо. И вот я подумал, что я сделаю эту тоску. Не по березке, а по небу. По российскому небу.
Так родилась тема далекой родины. Я думал, что на этой теме я решу весь сериал. Но не получилось. Была нужна еще какая-то тема. Ведь это последние месяцы войны. И я подумал о быстротекущих мгновениях, которые проходят, как песок сквозь пальцы. Так родилась тема мгновений. По ходу работы понадобилась еще одна тема - тема тревоги. Все же Тихонов играл полковника немецкой разведки - "характер нордический". И тревогу нужно было загнать внутрь, то есть поручить музыке передавать это состояние. Так появилась тема нервного ожидания, тревоги, беспокойства. А потом понадобилась еще одна тема - тема движения. В машине, пешком, когда герой, наконец, может остаться в одиночестве, погрузиться в свои мысли. А потом появилась еще и краска под "информацию к размышлению". Вот так складывалась музыкальная драматургия фильма.
Далеко не все, что было написано для картины, в нее вошло. Например, мы отказались от нескольких песен, написанных также на стихи Роберта Рождественского. Оставили только две. Иначе структура фильма разрушалась бы. Много не вошло разных инструментальных вариантов, или же они вошли лишь фрагментарно. Я безжалостно отказывался от многого, в процессе мы искали то, что работало бы на успех картины. |
QUOTE | Работа над "Семнадцатью мгновениями весны"
В 1968 году Юлиан Семенов написал сценарий фильма о советском разведчике и показал режиссеру Татьяне Лиозновой. Работать над музыкой в нем предложили Таривердиеву. Композитор сначала хотел отказаться, ведь в это время он писал саундтрек к фильму о шпионах - "Резиденту". Но когда прочел сценарий, согласился.
Татьяна Лиознова предложила использовать в фильме образ неба с улетающими журавлями, которые не знают войны и для которых не существует границ.
QUOTE | Я, как всегда, когда пишу музыку к фильму, стараюсь поставить себя на место героя. <...> Ведь Штирлиц - герой собирательный, такие люди существовали, их было трое, тех, кто работал в высших эшелонах немецкой власти. Двое были раскрыты и погибли, один остался жив. Так что же должен чувствовать этот человек? Ну, конечно, меру ответственности, чувство долга. Но что главное? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. <...> Не по березке, а по небу. По российскому небу.
Микаэл Таривердиев |
Для фильма Таривердиев написал 10 песен. Каждая из них должна была открывать и закрывать определенную серию фильма. Однако позже Таривердиев решил, что достаточно всего двух сочинений - "Мгновений" и "Песни о далекой родине". Исполнить эти композиции брались многие певцы, в том числе Муслим Магомаев. Однако композитор считал, что их должен исполнить другой певец. "И мы стали переписывать их заново, уже с Иосифом Кобзоном. Он приезжал ко мне в течение месяца к 10 утра, и я с ним занимался, делал песни. Спел он их блестяще", - вспоминал Таривердиев. Иосиф Кобзон записал и другие песни, не вошедшие в киноленту.
Музыкальную тему, которая должна была звучать во время свидания Штирлица с женой, Таривердиев написал сначала для оркестра. Но после монтажа решил, что лучше оставить только фортепианную партию. Татьяна Лиознова, прослушивая музыку, заплакала.
Таривердиев был на пике популярности. Но в 1973 году кто-то прислал в Союз композиторов телеграмму от имени композитора Франсиса Лея. В ней Таривердиева обвиняли в плагиате - якобы музыку для "Семнадцати мгновений весны" на самом деле написал французский композитор. Позже выяснилось, что сам Лей о телеграмме ничего не знал. Репутация Таривердиева пострадала. Концертов меньше не стало, но почти на каждом из них его спрашивали, правда ли, что он украл музыку у Лея. "С тех пор я ненавижу публику", - делился композитор.
В 1976 году фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Таривердиев участвовал в создании 132 советских фильмов. В 1977 году кинолента с музыкой Таривердиева - "Ирония судьбы, или С легким паром!" - получила Государственную премию СССР.
Культура.РФ |
|