Эрик Трюффаз (Erik Truffaz) – один из самых прогрессивных и модных деятелей современной европейской импровизационной музыки. Трубач, чья активность пришлась на 90-е годы.
Эрик Трюффаз родился в музыкальной семье, и рано приобщился к искусству благодаря своему отцу-саксофонисту. Уже в детском возрасте Эрик играл в городском оркестре, а также учился музыке и получал профессиональное образование. Также Трюффаз участвовал во всяческих конкурсах молодых исполнителей, жюри которых поражались способностям молодого француза. В 16 лет молодой музыкант услышал эпохальный альбом Kind Of Blu Майлса Дэвиса, и эти сорок минут музыки перевернули жизнь юноши. С тех пор сердце и душа Трюффаза принадлежали джаз-року и фьюжн.
Манеру игры Эрика критики лестно сравнивали с игрой великого Майлса, на что сам музыкант отвечает: «Майлс Девис - гений, а я просто на трубе играю».
Как бы то ни было, но Трюффазу удалось развить и продвинуть идеи Девиса, а также выработать свой собственный стиль.
Основная слава пришла к Трюффазу на рубеже веков, когда его альбомы стали выпускаться культовым джазовым лейблом Blue Note. На этих дисках - The Mask, Revisite, Bending New Corners - холодноватый и засурдиненный звук трубы ловко сочетается с бешеными ломаными ритмами, более подходящими для рейвов, чем для джаз-клубов. «Слушая мою музыку, хип-хоповая молодежь приходит к джазу. Наоборот, к сожалению, получается реже», - смеется Трюффаз. Однако джазмены не только признают Трюффаза, но и лестно сравнивают его с великим Майлзом Дэвисом.
На сегодняшний день Трюффаз – один из самых оригинальных (и при этом коммерчески успешных) исполнителей импровизационной музыки в мире, сравнить с ним можно только норвежца Нильса Петтера Мольвера (Nils Petter Molvaer), да и то с определенной натяжкой.
Последний сверхуспешный альбом Трюффаза Mantis (начало 2002 года) – очередной эксперимент с формой, уход в восточные ритмы и гармонии. Новый альбом The Walk Of The Giant Turtle формально не имеет ничего общего ни с Mantis, ни с каким-либо другими работами музыканта. Музыкальные коллажи нового творения Трюффаза складываются из вызывающе противоречивых элементов: фьюжн и гротескный хард-рок (выглядит, как пародия на Deep Purple), неопсиходелия, достойная иных последователей Pink Floyd, «завернутые» ломаные клубные ритмы и «тупая» диско-бочка. Тем не менее, все это разнообразие связано засурдиненной, сентиментально-холодной трубой Трюффаза, сообщающей всей этой идее внятное воплощение.
The Walk Of The Giant Turtle - новый студийный альбом Эрика записанный им с неизменной командой музыкантов - Marcello Giuliani, Marc Erbetta и Patrick Muller. Похоже, что он – самый сильный на сегодняшний момент альбом в дискографии Эрика Трюффаза. Сильнее только тишина.
--------------------------------------------------------------------------
Erik Truffaz "The Walk Of The Giant Turtle" - Blue Note/Capitol Французский трубач Эрик Трюффаз в современном джазе - один из самых, не побоюсь этого слова, модных людей. Его стиль игры сравнивают ни много ни мало с Майлзом Девисом. Трюффаз практически стоит во главе весьма продуктивного музыкального направления, в котором джазовая импровизация соединяется с современными, «клубными» ритмами. В композициях Трюффаза виртуозная импровизация на трубе органично сочетается с ломаными рисунками ударных (джангл, брейк-бит, драм энд бэйс), глубоким басом и откровенно перепродюсированным звуком.
Вообще-то, слушать Трюффаза довольно непросто - в то время как труба успокаивает, хитрые ломаные ритмы, напротив, заставляют понервничать.
Предыдущий альбом Трюффаза, Mantis, имел выраженный крен в арабскую этнику, а новая пластинка - своего рода «альбом, записанный рок-группой». Отсюда жесткие риффы, жесткая электрогитара, дающая подчас атональное звучание. Другая значительная часть альбома - эмбиент, как у Брайана Ино, и трип-хоп, как у Massive Attack. Во всяком случае, сам Трюффаз стремился к такому несколько неожиданному для джаза контексту. И идея, надо сказать, сработала. А такое странное название - «Прогулка гигантской черепахи» - по словам самого Трюффаза, должно вызывать ощущение «чего-то очень медленного и в то же время очень мощного». В общем так оно и есть.
Александр БЕЛЯЕВ, Время Новостей №59, 03.04.03.