Вопрос:
Как сделать копию audio CD?
Ответ:
После долгих мучений и поисков крупиц знаний, я пришел к некоторым выводам по поводу того, как именно надо делать образы аудио дисков. Быть может, кто-то может поправить или конструктивно обсудить приведенную информацию - я буду только рад.
Начать надо с вопроса: "А в чем собственно проблема и почему я не могу пользоваться моей любимой прогой для изготовления имиджа?"
Краткий ответ: Потому!
Более подробный ответ: Потому что низя!
Для тех, кто хочет знать: Пересказывать с аниглийского у меня нет никакого желания, поэтому либо вы почитаете сами линки в конце этой писульки, либо поверите моему краткому пересказу :) Проблема с аудио дисками простая - они никогда не предназначались для компьютера (т.е. произвольный доступ к любому месту диска не предусмотрен) и стандард был разработан во времена виниловых пластинок. В связи с этим вы не можете считать байт номер 323 - нет такого понятия. Есть понятие, как и у обычной пластинки - поставить иглу и начать читать. Позиционирование с точностью до +\- 1 сек, конечно, лучше, чем руками ставить иглу на винил, но с точки зрения изготовления копий - не радует. Что еще больше не радует - представьте себе, что иглу вы поставили и на вас посыпались байты - что делать, если вы пару байт не поймали? Игла не ждет и шлет новые байты и ровно так же ведет себя ваш ЦДРОМ - шлет и шлет (хотя новые модели имеют буфер, если никто байтов не ловит, некоторое их количество ЦДРОМ помнит). Еще более грустное явление - полное отсутствия понятия о том, что делать при появлении ошибки чтения? В отличие от дата дисков, у которых информация избыточна и некоторые ошибки можно восстановить на уровне чтения, аудио цд не содержит никаких контрольных сумм и прочего. Там только данные (не буду про сабченелы) и если цдром не считал что-то - мало того, что он не всегда об этом догадывается (точнее не цдром - а прога, которая читает данные), так и даже если он знает, что чтение пошло плохо - сделать ничего уже нельзя, лазерный лучик скользит дальше, и поэтому в большинстве случаев ничего не происходит, ЦДРОМ либо "придумывает" данные (типа тыкает пальцем в небо), либо ничего не делает совсем. Теперь почему этого не слышно никогда - а так было задумано :) Просто если вдуматься, что такое частота оцифровки 44кГц - многое станет ясно (для тех кому лень думать - 1 секунда звука это ~ 176kB) - потеря пары байт ничего не решает, их не слышно. Конечно, при копии с копии и так сто раз - можно, наверное, дойти до момента, что станет слышно, но в целом - именно это спасает всяких КлоновЦД. Вот когда вы точно сможете услышать разницу - это когда вы попробуете считать ЦД с царапинами и прочее - если вы никогда не налетали на ЦД с характерным звуком цык-цык-цык - вам (пока) просто повезло :) Все, на этом я заканчиваю с трудностями и перехожу к решениям.
Сразу хочу сказать - в принципе, если у вас диск нормальный, не царапаный, и вы просто хотите сделать копию для прослушивания в машине с откидным верхом на скорости 150 км\ч - овчинка выделки не стоит. Но если вас радует мысль, что все ваши копии будут перепроверены и близки к оригиналам насколько это только возможно - тогда я продолжу. Спасает отца русской демократии даровая прога Exact Audio Copy, которая - опять лень долго говорить, но в целом - перечитывает данные дважды и посему никаких цык-цык-цык не будет (если вы, конечно, напильником ЦД не шлифовали). Прога посему работает не так быстро, но если она налетает на ошибку (царапина, например) - она будет читать этот отрезок до полного посинения или до того момента, когда не помню сколько раз результаты чтения не совпадут. Даже в самых критических случаях типа диск взят в библиотеке и на него разве что песок не сыпали - после нескольких часов (!) работы все достается и если что-то не достается - она покажет эти места и вы можете послушать, как это будет звучать. В случае если данные не получается достать с уверенностью 100% - выбираются самые вероятные данные (она читает 82 раза КАЖДЫЙ подозрительный участок). В целом - если диски царапаные - ничего лучше вам не найти. Если диски не царапаные - все будет как обычно, только раза в два медленнее. С учетом того, что имидж делается один раз - в два раза медленнее для меня лично не аргумент. Все остальные фишечки типа синхронизации треков и пауз между треками у меня сил пересказывать нет - да и надо ли?
Если вы дочитали до этого места, то пора завязывать со всей болтологией и заняться делом - копированием ЦД :) Думаю, прогу вы уже взяли (на момент написания 0.9 Бета 3) и даже поставили, осталось только понять, что там и где надо ставить. Для ленивых я положу конфиг файл (но таки ЦДРОМ придется там выставить самому), а для тех, кто хочет знать - пройдемся быстро по самым важным опциям.
Жмем F9 и начинаем:
Если вы копируете диски с многочисленными царапинами - охлаждайте драйв каждые 30 минут, если не хотите поплавить диск - лазер же его греет. Хотя они говорят, что каждые 60 минут это надо делать - я думаю 30 минут не повредит тоже. Error Recovery - это как раз сколько раз он будет перечитывать ошибки, ставьте High иначе можете КлонЦД делать. Обязательно надо делать Synchronize between tracks, особенно если вы хотите делать сборник и надрать треков с разных дисков. Fill up missing offset samples with silence должен быть включен - это не особо влияет, но лучше включить. Про оффсеты я потом напишу.
Ничего существенного - это так сказать косметика...
Retrieve UPC/ISRC codes in CUE sheet generation - не надо, не многие бернеры это поддерживает и на самом деле всего 1% ЦД имеют этот код - это типа штрихкода на ЦД.
Use CD-Text information in CUE sheet generation - надо включать, тогда потом можно будет порубить WAV файл на треки нормально - с именами. Остальное - неважно.
НИКОГДА не трогайте это, это должен делать звукоинженер, он уже это сделал в студии и не надо ему мешать
Т.к. мы делаем имиджи - мы ничего не трогаем в табах Filename & Catalog, вы можете поставить директрию по умолчанию для ваших имиджей в табе Directories. Можно ничего не трогать в табе Write - это косметика.
Рекомендуется использовать ASPI, который от Adaptec. Прежде чем вы начнете конфигурить дальше - надо выйти из EAC, он сохраняет конфиг в момент выхода. Еще можно сделать Shift-F2 и сохранить результаты труда :)
F10 - Самая тонкая часть настройки - приготовьтесь пару раз подвесить EAC
Можно кликнуть на Detect Read Feature и посмотреть, что из этого выйдет (может и зависнуть). Но в целом, вы должны использовать Secure Mode (!!), никаких Fast/Brust (это то, что делают всякие Неры). C2 (ЦДРом опознает ошибки чтения)) вы должны всегда отключить, что бы вам ни говорил Detect, это фишка хорошая, но в основном бесполезная - если диск без сбоев - он его считает и так достаточно быстро, а если диск проблемный - основное время уйдет не на обнаружение ошибки, а на ее устранение. Кроме этого С2 сделан очень часто криво - я сам на это налетал, не работает он. Если в диске сделана дырка гвоздем типа сотка - тогда работает, а мелкие ошибки все равно (лично у меня) не замечает. Если автодетект говорит, что Drive has 'Accurate Stream' feature - это радостно, это надо использовать, а если нет - то и фиг с ней. На счет Drive caches audio data - они утверждают, что ЕАС это определяет правильно и если автодетект говорит NO - значит NO. Но я не верю. Я ставлю там галку и это приводит к тому, что ЕАС сбрасывает буфер дисковода принудительно - т.е. всегда читает 2 раза с самого диска, а не из буфера ЦДром. Медленнее, но зато я спокоен.
Сделайте Autodetect read command (может подвиснуть опять), включите Spin Drive и я думаю, что все остальное у вас будет нормально - немногие драйвы меняют каналы и если у вас в результате рипа получается дикий шум - тогда можете попробовать этот Big Endian - кроме того, что там написано рядом я ничего не знаю.
Оффсеты.... гадость. Видимо придется написать немного о том, что такое Аудио Диск. Так вот это - почти виниловый диск - как и на виниле, у него есть некоторое место в начале и в конце, на которую ставят иголку и по которой иголка съезжает - это Lead-In & Lead-Out. Т.к. на диске нет маркеров секторов (+\- 1 сек), то лучик ставить точно не получается и посему есть такая гадость, как оффсет - т.е. когда вы говорите лучу - ставь вот туда на второй трек - он промахивается, причем величина промаха у него постоянная - он ставит на Х самплов до этого места или на Х самплов после. Величина Х называется оффсетом, она либо известна из базы данных EAC, либо ее можно померить самому - есть список дисков, на которых это можно пробовать. Теперь о том, почему я ее ставлю в ноль :) Если вы выдергиваете треки - то, это значит что у каждого трека пропадает Х самплов либо в начале трека, либо в конце, причем некоторые драйвы имеют страшное значение оффсета - 300 самплов. Страшно? Теперь если подумать, то перевод этих самплов в секунды звучит так 300 самлов / 44.1 кГц = что-то калькулятор не показывает, а, во = 0.0068 секунды, т.е. 6.8 млск :) В применении к имиджам (да и к просто трекам) это значит - тишина, звук начинается и заканчивается задолго до потерянных самлов :) Так что когда люди говорят - я выставил оффсет = 72 сампла - я их не критикую, но и не занимаюсь этим сам. Если вы очень хотите не терять эти самые самплы - флаг вам в руки. Некоторые дисководы могут бороться с этой проблемой путем опции Overread into Lead-In & Lead-Out, но из-за 300 самплов я бороться не буду, я ее просто отключаю. Если вы ее включите и если в начале или конце ЕАС начнет быстро читать и говорить не могу - значит у вас она не работает и можно смело выключить. Не все дисководы позволяют уменьшать скорость чтения при возникновении ошибок, но я думаю это касается очень старых моделей, в вот СD-Text вам не нужен - вы эту же инфу получите через CDDB.
Все, все - уже почти все готово. Теперь надо решить вопрос на счет Gaps - опять можно повиснуть. Проблема в том, что паузы между треками могут быть, а могут и не быть и это инфа не доступна в простом виде - когда КлонЦД делает свое дело - он копирует все и потому для него это не проблема - мы же выдираем только звук и нам это не подходит, нам надо в CUE получить точные значения позиции, чтобы при нажатии кнопки Next Track оно шло куда надо (кроме этого потом можно будет используя эту инфу порубить WAV на треки). Что тут надо знать - Методы A, B, C влияют только на скорость этой операции - А самый быстрый и С самый меделнный. Какой именно вы выберете - не важно, просто может оказаться что С не работает на вашем железе и тут надо пробовать (или поискать ваш драйв в базе EAC). Самое главное - использовать Secure и (после сохранения профайла) сунуть аудио диск и начать тестировать Gaps. Меню Actions\Detect gaps (F4) - появляется экран и если все треки опознались нормально (т.е. у вас Method А, Secure) и ничего не повисло - вам повезло и все, процесс настройки почти закончен. Если же повис (на каком-то треке все висит и ничего не происходит - нажмите Cancel - через пару минут он отвиснет) - пробуйте другие методы с режимом Secure и если все они висят - придется понизить точность и пробовать Accurate. Если же и это не помогло - то тогда все плохо, Inaccurate часто криво определяет Gaps. Но в я думаю, что почти все смогут делать Secure одним из методов и уж 99% смогут делать Accurate.
Далее все становится совсем просто - осталось приладить CDDB для определения названий треков - жмите F12, вводите свой (или не свой) е-mail, выбирайте сервер CDDB и все, приехали - осталось дело за малым, начать сам процес :) Для этого либо из меню Actions\Copy Image & Create CUE Sheet - либо иконкой Image Cue... Пока идет процесс - осталось решить последний вопрос - на выходе появится два файла - WAV & CUE, чего с ними делать? Их потом можно жечь Нерой, выбрав из меню File\Burn Image этот самый CUE файл. Или можно использовать CDRWin, BlindWrite и много еще чего.
Теперь поведаю еще один know-how, о том, как надо паковать этот имидж, если у вас на HDD мало места :) RAR отдыхает - надо пользоваться Monkey's Audio.Сравните сами размеры архивов, но пакует он без потери качества и так, как мало кому снилось.
Быстро ставим и конфигурим - в опциях поставьте Verify, в главном меню поставьте Mode \ Compress, Extra High, кидайте в него (или через меню File\Add File(S)) полученный после EAC WAV файл и жмите Compress. На выходе получится APE файл, который можно играть WinAmp (если поставить PlugIn) и вот собственно пара APE & CUE - это и есть самый лучший вариант имиджа из всех мне известных. Чтобы не терять CUE - рекомендуется жать эту пару RAR'ом с нулевой компрессией.
Вопросы принимаются.
Линки по теме:
Сайт программы Exact Audio Copy
Линк работает, если сделать Save Target as : <a href=http://www.netlab.e2k.ru/mypic/mypic/eac_pics/EACMasterProfile.cfg>EAC Config File</a>
CD Paranoia FAQ, I can play audio CDs perfectly; why is reading the CD into a file so difficult?
EAC Tutorial : http://www.ping.be/satcp/tutorials.htm
Monkey's Audio : http://www.monkeysaudio.com/download.html
Общие сведения: http://www.pctechguide.com/08cd-rom.htm
How Safe is High-Speed CD-Audio Recording : http://www.emedialive.com/EM2000/starrett5.html
Для тех, кто хочет знать еще больше :
http://www.ee.washington.edu/conselec/CE/k...daudio/95x6.htm
http://www.ee.washington.edu/conselec/CE/k...audio2/95x7.htm
http://www.ee.washington.edu/conselec/CE/k.../cdrom/95x8.htm
Приятного чтения :) Я сам не читал - я отпал после просмотра формУл
Примерно вот тут:
Mathematically speaking, total harmonic distortion can be expressed as
CD players use parity and interleaving techniques to minimize the effects of an error on the disk. In theory, the combination of parity and interleaving in a CD player can detect and correct a burst error of up to 4000 bad bits -- or a physical defect 2.47 mm long. Interpolation can conceal errors up to 13,700 or physical defects up to 8.5 mm long.
The entire error detection and correction algorithm is summarized on the following table:
SenD by LF_