Ну вот: пятница, конец рабочего дня! Можно и о музыке покалякать. Так, о чем это я? Вот склероз поганый, все позабыл, ну да ладно... я ведь, в принципе, ничего толком-то и не говорил, можно немного и назад вернуться.
Итак! Запись барабанов! Наверное один из самых сложных этапов в записи группы. Я не знаю, существует ли вообше четкая концепция для этого мероприятия, сколько я встречал звукорежиссеров, столько же слышал и мнений. И, естественно, как и все остальные, имею свое мнение на этот счет! Для качественной записи подойдет не всякое помещение, — это должна быть хорошо оборудованная комната — не "звенящая", но и не "переглушенная". Всем известно, что звуковая волна, отраженная от стены и вернувшаяся обратно к источнику звука, так же попадает в микрофон, как и прямой сигнал. Это очень плохо, так как она попадает в противофазу с прямым сигналом, от чего неминуемо возникнут искажения, существенно влияющие на звук. Способов избежать этого много, и один из самых растпространенных — полная звукоизоляция комнаты (развешивание матрацов, всевозможных ширм, и прочих звукопоглащающих материалов). До определенной степени люди, использующие этот метод, добиваются нужного эффекта, но у них пропадает главное — ударная установка начинает звучать плоско, нет объема, "дыхания", пропадает эффект присутствия, кстати, так любимый аудиофилами. Я, естественно прошел и через этот метод, но со временем, после многих экспериментов, отказался от него. В маленькой, экстремальнозаглушенной комнате хорошего звука не сделать. А как тогда? Комната должна быть средних размеров, чтоб звук не "упирался" в стены, но и не должна быть очень большой, иначе будет трудно справиться с длинными отражениями. Теперь о стенах: они не должны быть, в первую очередь, параллельными, — звук будет "гулять" от стены к стене, и мы нахватаемся противофаз; стены не должны быть гладкими и крашенными, — это тоже способствует сильному отражению. Это то, чего быть не должно, а вот то, что должно быть, каждый выбирает для себя. Мы должны бороться со звуковыми волнами, но не таким способом, о котором я говорил выше, (глушением) — мы должны разбивать эти волны, и чем мельче будет "микс", тем лучше. Когда фазы смешаются до предела, вреда они уже не принесут, но останется ощущение присутствия, и звук не будет картонным, неживым. Каким способом этого достичь? Создать побольше отражающих поверхностей. Один из критериев опеделения правильно загушенной комнаты — ударить в ладоши и, если мы услышали через несколько милисекунд короткое, но ясное (однократное) эхо, значит с комнатой еще предстоит работа.
Теперь, собственно об ударной установке. Тут тоже очень много мнений. Те из вас, кто хоть слегка соприкасался с музыкой (играл в школьном ансамбле, например), помнят, что собственно на сами барабаны, (под пластик, или сверху него) наклеиваются куски поролона. Многие объясняют это тем, что иначе барабан сильно гудит, и единственный способ с ним справиться, просто заглушить его. На деле все не совсем так. Заглушенные барабаны, примерно так же, как и заглушенная комната, ведут к нежелательным результатам. На выходе получаются "картонные коробочки" не имеющие ничего общего с правильно звучащим инструментом. Чтобы барабан не гудел, его нужно настраивать. Вы будете смеяться, но настройка производится по нотам: квартам, квинтам, иногда даже терциям. И тон дает, как ни странно нижний пластик, именно поэтому настройка начинается с него, и если вы преуспели в этом деле, барабан будет звучать так как надо, поролон не понадобиться.
Микрофоны... Тяжелый выбор, (еще тяжелее, правда, когда выбора особого нет), но тем не менее... Чем подзвучить установку для оптимального ее звучания? Я не буду рассматривать как кандидатов все типы микрофонов, а поговорю о наиболее распространенных: динамических и конденсаторных. Забегая немного вперед, скажу — каждый барабан при записи прописывается на отдельный канал магнитофона, для последующей детальной проработки: компрессии, эквалайзингу, акусической обработке и т.д., поэтому наша задача сделать так, чтобы в микрофон одного барабана не лез звук от соседнего, иначе при сведении неминуему возникнут проблемы. А сделать это не просто — барабаны-то рядом, на каких-нибудь 10-15-и сантиметрах. Вот и приходится выбирать, и выбор не прост.
Динамические микрофоны имеют кардиоидную и суперкардиоидную характеристику, что позволяет максимально отсечь посторонний звук, но их мембрана тяжела, и может не очень адекватно реагировать на звуковые колебания, что приводит к детальной потере звука при записи. Конденсаторные — напротив очень чувствительны (и предпочтительны в студии), но испльзуя их, мы рискуем "насосать" столько шума с соседних барабанов, что убрать их не будет представляться никакой возможности. Что же делать? Я позволю себе опять немного отклониться в сторону.
Не каждого барабанщика возможно хорошо записать в студии. Для лучшего результата музыкант должен обладать правильным звукоизвлечением. Иногда, при записи дорогих, коммерческих проектов, принимаются очень трудные решения — приглашаются сессионные музыканты. Когда-то давно, при записи первого альбома питерской группы "Король и Шут" барабанные партии играл наш барабанщик (ныне звукорежиссер группы Лениниград, Денс). Так вот... ничего не поможет и не спасет, если человек не в состоянии контролировать свое звукоизвлечение. После нескольких тактов он забывает обо всем, и начинает лупить во все как бог на душу положит. Не спасают никакие компрессоры, на этом этапе самое время принять решение о целесообразности дальнейшего продолжения работы в студии. Для остальных существуют некоторые ухищрения по контролированию "пролезания" соседних барабанов в конкретный микрофон.
Самый навязчивый инструмент, который после записи оказывается везде, — это "hi-hat". А так как Малый барабан ("Snare"), находится рядом, то хета там больше всего. На "малый" я предпочитаю использовать динамический микрофон (
Shure beta57a например). При чем этот барабан нужно подзвучить как сверху так и снизу (нижний микрофон выбирается по обстоятельствам, это не всегда конкретная модель). Участь малого барабана ждет, кстати, еще и бас-бочку ("kick"), но на нее лучше использовать продукт другой фирмы и других характеристик (я использовал
AKG-d112). Многие фирмы-производители рекомендуют динамические микрофоны и для остальных барабанов, но я бы не стал так уж слепо верить их рекомендациям. "Toms" и тот же самый "Hi-Hat" я бы подзвучил чем-нибудь конденсаторным, тем же
Shure-sm81, например, но тут полет фантазии может быть неограничен
AKG C451B — тоже очень непллох! Осталось совсем немного! Для полноты картины нам нужно снять звук комнаты, ой, чуть не забыл, еще же "железо" осталось без внимания! На железо ("crash", "Ride") подойдет вот этот микрофончик (
AKG-c430). Он же подойдет и для снятия комнаты(конечно же пара), но я, если есть такая возможность несколько извратился бы, и поставил этакие "раритеты" (еще кстати, дожившие до наших дней). Neumann u67 - не могу без трепета смотреть на это чудо... Столько лет, а он все еще в сторю. И хотя прямое его назначение это запись вокала, использование его на оверхеды дорогого стоит! Вот та
"сладкая парочка", что нам нужна!!!
Ну вот, вроде как даже достаточно много получилось, в следующий раз мы отправимся в "кабину" звукорежиссера, и продолжим путешествие уже оттуда!!!
Удачи...