![]() |
| ||||||||||||||||||||||
|
Фильм основан на документальном очерке Робина Мура о крупнейшей в истории Нью-Йорка операции полиции по уничтожению банды торговцев наркотиками. Своей документальностью, а также реалистичным образом главного героя "Французский связной" обязан детективу первой категории нью-йоркского отдела по борьбе с наркотиками Эдварду Эгану, чей шестидесятилетний опыт "неортодоксальной" работы в полиции лег в основу статьи Робина Мура. Эдвард Эган наглядно показал Муру, взяв его с собой на обычное дежурство, как обстоят дела на улицах городе после отмены в 1961 году Верховным судом США правила, которое запрещало судам всех инстанций использовать на судебных процессах улики, полученные в обход закона.
В 1971 году Эдвард Эган был предан суду и уволен из полиции за систематическое нарушение законности при исполнении служебных обязанностей. Это вызвало осуждение общественности, сочувствующей "столь самоотверженному борцу за чистоту Нью-Йорка". Правда, Эган вскоре был призван на "Парамаунт" в качестве консультанта и киноактера. А за принцип "вор должен сидеть в тюрьме" Америка проголосовала в кинотеатрах - фильм собрал 26,315 миллиона долларов в самый неудачливый за послевоенную историю Голливуда финансовый год.
Уилльям Фридкин, режиссер "новой волны" американского кино 70-х, обыграл простую историю в лучших традициях криминальных фильмов, создав напряженный, наполненный множеством психологических деталей, темпераментный боевик, не последнюю роль в котором сыграло место действия - мегаполис Нью-Йорк. Два детектива - Доил по прозвищу Попай (Джин Хэкмен), что может значить Пучеглазый, и его напарник Руссо (Рой Шайдер) - пытаются накрыть всю сеть наркоторговли и перехватить 32-миллионную партию героина, которую марсельские мафиози пытались распространить в Нью-Йорке.
Событием весьма примечательным для кинематографистов Америки стало возведение в ранг "высокой" драмы криминальных фильмов. "Французский связной" стал первым боевиком, премированным главной премией академии, что послужило сигналом к появлению целой волны полицейских триллеров "Серпико" (1973), "Китайский" (1974), "Жарким днем после обеда" (1975), а также полицейских боевик - "Грязный Гарри" (1972),"Сила револьвера" (1973), "Седьмое небо" (1973), "Смеющийся полицейский" (1973), "Французский связной 2" (1975), "Насаждающий порядок" (1976).