Оригинал статьи там
Битрейт и качество. Почему меньше не значит хуже
Некоторые люди думают, что "чем больше битрейт - тем лучше качество". В данном тексте приводится ряд примеров, когда бессмысленно говорить об улучшении качества только за счёт увеличения битрейта.
VHS и DVD рип. Сравнение размеров
Возьмём VHS кассету плохого качества и DVD нормального качества.
Попробуем упаковать оба потока, отресайзив их до одинакового размера картинки, с фиксированным максимальным качеством (quantizer 2)
Сравним размеры получившихся файлов. В большинстве случаев Вы получите меньший размер для ДВД-версии. И порой разница будет просто грандиозной, в 3-4 раза. Что это значит?
Большая часть битрейта при упаковке такой кассеты тратится не на оригинальное изображение, а на телевизионные помехи, искажения, связанные с вытягиванием ленты, на артефакты интерлейсинга. Чем меньше мусора - тем меньший нужен битрейт для получения того же результата.
Так, если Вы видите однодисковый DVD-rip, он НАВЕРНЯКА лучше качеством двухдискового VHS-rip'a. Если Вы видите два VHS-rip'a разного размера - однодисковый МОЖЕТ быть лучше двух и трёхдискового, просто потому что кассета была "чище", и если риппер более правильно провёл процедуру "telecide/deinterlace".
Почему следует стараться сделать всё возможное для IVTC?
NTSC поток содержит дублированную информацию. Если мы интерпретируем этот поток как прогрессивные кадры и пакуем их любым алгоритмом, дублированные поля становятся частями различных кадров. Так как MPEG алгоритмы теряют часть информации в каждом кадре, такие картинки становятся более различными, чем оригинальными. Дубли перестают быть полными дублями. А большая разница - больший битрейт нужен.
Примеры ниже пакуются с фиксированным максимальным качеством с NTSC DVD. Уменьшаем размер картинки.
Картинки справа показывают увеличенной маленькую часть 1 кадра фрагмента: Пакуем БЕЗ IVTC/deinterlace. Сохраняем 29.97fps и все кадры как есть. Заметим, что ресайз творит из артефактов интерлейсинга "муар" - расчёску с большим размером "зубьев", чем оригинальная "один пиксел высотой". Пример строк в AviSynth:
--------------------------------------------------------------------------------
BicubicResize(640,340,0,0.1,8,8,704,458)
321k размер - получившийся видеофайл.

--------------------------------------------------------------------------------
Deinterlace с blending. Пример строк в AviSynth:
--------------------------------------------------------------------------------
FieldDeinterlace()
BicubicResize(640,340,0,0.1,8,8,704,458)
296k размер - получившийся видеофайл.

--------------------------------------------------------------------------------
Совершаем нормальный IVTC процесс, выкидывающий лишнюю информацию из потока и вычищающий артефакты интерлейса. Пример строк в AviSynth:
--------------------------------------------------------------------------------
Telecide(post=false,guide=2,blend=false)
Decimate(cycle=5)
BicubicResize(640,340,0,0.1,8,8,704,458)
254k размер - получившийся видеофайл.

--------------------------------------------------------------------------------
Сравните размеры. Теперь результат очевиден? Третий вариант меньше и лучше для просмотра, чем оба предыдущих.
Что ещё? SpatialSoften()
Эффективным способом вычистить некоторый простейший шум и уменьшить необходимый битрейт является применение фильтров SpatialSoften и TemporalSoften в AviSynth
Пожалуй, пределом настройки SpatialSoften для игрового фильма является:
--------------------------------------------------------------------------------
SpatialSoften(4,4,16)
235k размер - получившийся видеофайл.
--------------------------------------------------------------------------------
А вот эти значения очень даже подходят для рисованых мультфильмов:
--------------------------------------------------------------------------------
SpatialSoften(8,8,32)
223k размер - получившийся видеофайл.
--------------------------------------------------------------------------------
Удалить дупы в мультфильмах
Используя плагин Dup для AviSynth пр упаковке рисованых мультфильмов, можно достичь серьёзного выигрыша, если в мультфильме движение прорисовано не в каждом кадре. Например, многие аниме имеют реально 15fps при 30 кадрах показа. Венгерский мультфильм "Вук" имеет движение в каждом кадре только при панорамах, когда движется фон. А движения персонажей прорисованы только в половине кадров.
--------------------------------------------------------------------------------
Sergej Qkowlew AKA Radahnar. FIDO 2:5020/122