![]() |
|
Седьмая заповедь: Не укради.
«Декалог, часть седьмая», как и остальные части цикла Кшиштофа Кесловского, представляет собой далёкое от стереотипов развитие одной из десяти заповедей. В этот раз речь идёт о седьмой заповеди, гласящей: «Не укради». Казалось бы, нет ничего проще... «Можно ли украсть свою же собственность?» - спрашивает устами главной героини режиссёр, и перед зрителем сразу же встаёт этическая неоднозначность этого вопроса. Всё запутывается ещё больше, когда оказывается, что «собственностью» является ребёнок, за которого борятся мать и бабушка. Майя (Майя Барелковска) – студентка. Будучи совсем юной девушкой она безрассудно вступила в связь со старшим, но безответственным мужчиной. В результате – нежеланная беременность и страх скандала. На помощь дочери пришла мать, Эва (Анна Полона), которая после рождения внучки признала её собственной дочерью. По истечении шести лет Майя захотела стать настоящей матерью своей дочери и пытается получить девочку обратно. Она обвиняет мать в краже. Та же, однако, считает, что избавила Майю от серьёзных проблем и, кроме того, обеспечила внучке спокойное, обеспеченное детство. Важнее же всего то, что Эва привязалась к девочке и не хочет отдать её дочери. В сложившейся ситуации Майя решает выкрасть «свою собственность» и уехать за границу. Но сможет ли эта психически неустойчивая, не умеющая распорядиться собственной жизнью девушка осуществить свои намерения?
Седьмая часть цикла разделила мнения критиков на два лагеря. Для одних она стала «самой неубедительной изо всех», для других же наоборот «оригинальной, тонкой и заставляющей задуматься». С одной стороны критиковали чудаковатость картины, с другой же видели в ней проникновенный рассказ о женщинах, которых любовь толкнула на причиняющие им обеим боль поступки. Кесловскому мастерски удалось показать весь парадокс ситуации, когда мать и бабушка, радея о благе ребёнка, причиняют ему лишь боль. Любовь здесь так тесно переплетена с эгоизмом, что их практически не разделить. Психологическая и этическая напряженность конфликта между Майей и Эвой это не только заслуга режиссёра и сценариста, но и великолепная игра Анны Полоны и дебютировавшей в этом фильме Майи Барелковской.