|
Художник путешествует всю жизнь, перемещаясь не только в пространстве, но и во времени.
"Средневековье, вот это интересно, - говорит писатель, один из героев фильма Андрея Тарковского "Сталкер". - В каждом доме был дух, в каждой церкви был Бог. Сегодня каждый четвертый человек - старый. Каково обычное состояние старого человека? Скука, досада, энтропийный сон, в который мы погружены, не обращая внимания на то, что нас окружает..."
Как выйти из этого сна? Поискам духовного пробуждения, поискам земной и небесной родины посвящен снятый Тарковским в Италии фильм "Ностальгия". В одном из интервью режиссер пояснял свой замысел так: "Я хотел рассказать о русской форме ностальгии - о том типичном для нашей нации состоянии души, которое охватывает нас, русских, когда мы находимся вдали от родины. В этом я видел - если хотите - свой патриотический долг, так, как я его сам ощущаю и понимаю. Я хотел рассказать о похожей на судьбу связи русских со своими национальными корнями, со своим прошлым и своей культурой, своей землей, друзьями и родными, о той глубинной связи, от которой они не могут отрешиться всю свою жизнь - куда бы ни забросила их судьба..."
Тонино Гуэрра, известный писатель и сценарист, вспоминает, что "Ностальгия" родилась на основе первоначального проекта - путешествия Тарковского по Италии: "Когда Андрей приехал и мы начали обдуманное и подготовленное мною знакомство со страной, то из совместных раздумий родился замысел "Ностальгии", которая тоже есть, по сути, путешествие русского по Италии".
Поискам "натуры" - места съемок будущего фильма - посвящена документальная лента Тарковского и Гуэрра "Время путешествия".
Начав путь из дома Гуэрра в городке Пенна-билли, расположенного в долине реки Мареккья (провинция Романья), съемочная группа объехала множество мест.
О, эта натура! Невысокие холмы, на склонах которых зеленеют оливковые рощицы. Виноградники. Долины. Поля нежно колышущихся маков. Где-то на горизонте - одинокие островки ферм, словно кусочки рафинада, политые сверху томатным соусом черепицы. Городки у подножия гор, издалека похожие на голливудские декорации к фильму "Спартак". Озера в сердцевине горных хребтов. Почти игрушечные красно-коричневые коттеджи. Дворики с лимонными и апельсиновыми деревьями. Листья пальмы, от малейшего ветерка дрожащие, как веер в руках кокетки. Живописные античные руины и развалины средневековых храмов.
Обилие впечатлений было таково, что на четвертый день Тарковский сказал: "У меня такое ощущение, что мы путешествуем уже две недели..."
Он искал свою Италию, красота которой существует не сама по себе, а как часть состояния души, и потому очень редко брал что-то на заметку. "Слишком красиво", - таков был его обычный приговор.
Кажется, что режиссер не взял в "Ностальгию" самые прекрасные, умопомрачительные пейзажи, дивные шедевры архитектуры, великие произведения искусства. Чего, например, стоит один только каменный мозаичный пол XII в. собора Лечче! На нем изображено огромное дерево, каждая ветвь которого символизирует одну из культур человечества.
Гуэрра старался изо всех сил, показывая все новые и новые красоты, но Тарковский был неумолим. "Я еще ни разу не видел места, где мог бы оказаться наш персонаж, - говорил режиссер. - Мне очень важно, чтобы это было связано не с красотой Италии, не с красотой ее архитектуры, а с людьми, происшествиями, чувствами, - тогда мне будет легче..."