ГАМЛЕТ
--------------------------------------------------------------------------------
У нас в театре много необычного в трактовке образа Гамлета и центральных сцен пьесы. В рисунке, который сделан в нашем театре, роль Гамлета требует очень большой отдачи физических сил и всех остальных: духовных, что ли, если так можно выразиться. Есть такие эпизоды, после которых просто невозможно дышать нормально. Наворот есть такой, есть такой кусок, который я называю "время монологов" Сначала идет сцена с актерами, потом целый громадный монолог после актеров, потом монолог "Быть или не быть", потом сцена с Офелией. После этого хоть на сцену не выходи - так это сложно!
--------------------------------------------------------------------------------
Любимов очень любит, чтобы на сцене было много движения. Вообще это отличительная черта нашего театра, что у нас актеры всегда играют с полной отдачей, никто не позволяет себе работать спустя рукава. Это, наверное, по обоюдному согласию со зрителем: не хочется играть вполноги, халтурить, когда люди так хотят попасть в театр, стоят ночами в очереди за билетами...
Спектакль "Гамлет" сделан почти без декораций. Но там есть одно действующее лицо - так называемый занавес, пресловутый уже, потому что про него много писали. Занавес этот громадных размеров. Когда вы входите в зрительный зал, вы видите этот серый занавес, сплетенный из шерсти. Занавес десять на двенадцать метров. Мы придумали очень остроумно: мы взяли рыболовную сеть и в нее вплели в девяносто ниток этот занавес. Только на Таганке могли так придумать. Использовали мы для этой работы поклонников нашего театра, сказали: "Если вы сплетете занавес, то пустим вечером на спектакль". Они сплели.
--------------------------------------------------------------------------------
Этот занавес движется во всех направлениях. Он работает иногда просто как Судьба, как крыло Судьбы. Ведь на сцене ничего нет, только впереди вырыта могила со свежей землей. Иногда, когда кончается сцена, особенно после сильных мест, этот занавес сталкивает в могилу правых и виноватых. Иногда он работает как нормальный театральный занавес. Иногда он разбивает сцену на куски. Когда он меняет плоскость и встает, скажем, по диагонали, то место действия - другое. За этим занавесом я убиваю Полония. А основная нагрузка этого занавеса - дать возможность зрителю заглянуть, что происходит там, сзади. Вот занавес разворачивается - и вы видите, что король и Полоний подслушивают. Или после убийства Полония разворачивается занавес и видно, как он висит на ноже. Потом занавес поворачивается обратно. А Гамлет в полной уверенности, что убил короля, думает, что наконец все кончилось. А зритель уже знает, что убит не король, а Полоний. Этот занавес дает возможность кинематографического приема.
--------------------------------------------------------------------------------
http://www.taganka.org/html/stuecke/gamlet.htm