![]() |
|
В бутафорском царстве, в крысогосударстве
Великий и ужасный итальянец Дарио Ардженто, снискавший славу на ниве фильмов ужасов, снял "Призрак оперы" по мотивам одноименного романа Гастона Леру. В 1925 году уже был сделан фильм по этому сюжету. Точно в соответствии с литературным первоисточником его действие происходило в Париже, в Гранд-Опера. Угроза обременительных съемочных расходов направила Ардженто в Национальную оперу Будапешта. И все же бюджет оказался солидным по европейским меркам: превысил 15 миллионов долларов. А знатоки тут же почувствовали разницу театральных колоссов Парижа и венгерской столицы.
Опера - всегда средоточие страстей, тех, что разгораются на сцене и за кулисами. Опера - великая бутафория, вампука и папье-маше, соседствующая с величайшей музыкой. Какая благоприятная среда для всякого рода смысловых и стилистических игр, манипуляций жанром. Ардженто свой шанс не упустил.
Опасность, риск - творческий и животно-человеческий - манят режиссера. Он играет со злом, со зрительским чувством страха, но вопреки замыслу, будто бы понарошку. Его опус скорее напоминает не очень опасную сказку. Абсолютной жути, несмотря на наличие призрака, слоняющегося по театру, и полчища грызунов, снующих повсюду, нет и в помине. Все дозировано, словно в интересах детей до шестнадцати.
Происходящее на экране ассоциируется с лондонским музеем ужасов, где, по большому счету, не страшно. Погружаешься в полумрак, всякого рода уроды поджидают тебя в темной нише, а муляж Джека-Потрошителя подкрадывается в небольшом отдалении от твоей персоны к очередной жертве. Зрелище дешевое и сомнительное. Если в темноте кто-то из служителей музея, обряженных в лохмотья, схватит тебя за бок, легкий страх все же закрадывается в душу. Человек нацелен на ужас изначально. Такова установка посетителя музея ужасов и кинозала, в котором показывают Ардженто. Ради этого, собственно, и затевается культпоход. И хотя в "Призраке оперы", делавшемся всерьез ужасно, почти с первых кадров понимаешь, что попал в бутафорское царство, нет-нет да вздрогнешь от страха и омерзения.
Фантом, он же призрак, в облике актера Джулиана Сэндса, которого у нас знают прежде всего по фильму "Чернокнижник", - сущий сатана, при этом обладатель редкостной по выразительности внешности. Он, злодей априори, оказывается романтичным и пламенным любовником, а к финалу и вовсе сентиментальным слабаком. Да, он зол и демоничен, зверски мочит, как теперь говорят, несчастных людишек, выворачивая их нейлоновые кишки, стоит тем только посягнуть на его территорию - подвалы Гранд-Опера. Однако сидящий по ту сторону экрана проникается к Призраку сочувствием, словно он не исчадие ада. Мы при желании даже можем найти оправдывающие его злодейство обстоятельства и охотно делаем это. Мы можем понять, откуда все нехорошее в нем. Призрак в младенчестве своем плыл в корзинке по смрадным водам театрального подземелья, был подхвачен крысами и пухлой ручонкой схватил одну из них за ус. Огромные серо-грязные существа с глазами-бусинами воспитали ребенка, причем отменно. Он и на клавишных играет, хорошо образован, не плебей. Каким же еще быть тому, кто вырос в подземелье Парижской оперы? Местечко-то как-никак культурное. Малую родину любой из нас оберегает. Вот и Призрак хранит ее от непрошеных пришельцев, искореняя их из жизни.
Злодей полюбил начинающую певицу Кристину, и это что-то новенькое для итальянского короля ужасов. Роль объекта страсти Призрака исполнила дочь Ардженто - Асия. Она прекрасна, спору нет, а красота ее своеобразна: темноволосая южанка, с далекими от совершенства чертами. Возможно, выбор на эту роль дочери, которая и прежде работала с отцом, стал погибелью для фильма. Отец любимое свое творение щадил, лишнего себе и ей не дозволял, отсюда и издержки. Родственников особенно смущало участие Асии в эротических сценах с Призраком. Зато не пощадил режиссер зрителя, позволив выбравшемуся с любовного ложа фантому запустить в самые потаенные уголки собственного тела своих воспитательниц, заменивших ему отца и мать. Свершился прямо-таки акт прелюбодеяния. Бедная певица: ей изменили с крысами.
© Светлана ХОХРЯКОВА
Релиз:
Великий и ужасный итальянец Дарио Ардженто, снискавший славу на ниве фильмов ужасов, снял "Призрак оперы" по мотивам одноименного романа Гастона Леру. В 1925 году уже был сделан фильм по этому сюжету. Точно в соответствии с литературным первоисточником его действие происходило в Париже, в Гранд-Опера. Угроза обременительных съемочных расходов направила Ардженто в Национальную оперу Будапешта. И все же бюджет оказался солидным по европейским меркам: превысил 15 миллионов долларов. А знатоки тут же почувствовали разницу театральных колоссов Парижа и венгерской столицы.
Опера - всегда средоточие страстей, тех, что разгораются на сцене и за кулисами. Опера - великая бутафория, вампука и папье-маше, соседствующая с величайшей музыкой. Какая благоприятная среда для всякого рода смысловых и стилистических игр, манипуляций жанром. Ардженто свой шанс не упустил.
Опасность, риск - творческий и животно-человеческий - манят режиссера. Он играет со злом, со зрительским чувством страха, но вопреки замыслу, будто бы понарошку. Его опус скорее напоминает не очень опасную сказку. Абсолютной жути, несмотря на наличие призрака, слоняющегося по театру, и полчища грызунов, снующих повсюду, нет и в помине. Все дозировано, словно в интересах детей до шестнадцати.
Происходящее на экране ассоциируется с лондонским музеем ужасов, где, по большому счету, не страшно. Погружаешься в полумрак, всякого рода уроды поджидают тебя в темной нише, а муляж Джека-Потрошителя подкрадывается в небольшом отдалении от твоей персоны к очередной жертве. Зрелище дешевое и сомнительное. Если в темноте кто-то из служителей музея, обряженных в лохмотья, схватит тебя за бок, легкий страх все же закрадывается в душу. Человек нацелен на ужас изначально. Такова установка посетителя музея ужасов и кинозала, в котором показывают Ардженто. Ради этого, собственно, и затевается культпоход. И хотя в "Призраке оперы", делавшемся всерьез ужасно, почти с первых кадров понимаешь, что попал в бутафорское царство, нет-нет да вздрогнешь от страха и омерзения.
Фантом, он же призрак, в облике актера Джулиана Сэндса, которого у нас знают прежде всего по фильму "Чернокнижник", - сущий сатана, при этом обладатель редкостной по выразительности внешности. Он, злодей априори, оказывается романтичным и пламенным любовником, а к финалу и вовсе сентиментальным слабаком. Да, он зол и демоничен, зверски мочит, как теперь говорят, несчастных людишек, выворачивая их нейлоновые кишки, стоит тем только посягнуть на его территорию - подвалы Гранд-Опера. Однако сидящий по ту сторону экрана проникается к Призраку сочувствием, словно он не исчадие ада. Мы при желании даже можем найти оправдывающие его злодейство обстоятельства и охотно делаем это. Мы можем понять, откуда все нехорошее в нем. Призрак в младенчестве своем плыл в корзинке по смрадным водам театрального подземелья, был подхвачен крысами и пухлой ручонкой схватил одну из них за ус. Огромные серо-грязные существа с глазами-бусинами воспитали ребенка, причем отменно. Он и на клавишных играет, хорошо образован, не плебей. Каким же еще быть тому, кто вырос в подземелье Парижской оперы? Местечко-то как-никак культурное. Малую родину любой из нас оберегает. Вот и Призрак хранит ее от непрошеных пришельцев, искореняя их из жизни.
Злодей полюбил начинающую певицу Кристину, и это что-то новенькое для итальянского короля ужасов. Роль объекта страсти Призрака исполнила дочь Ардженто - Асия. Она прекрасна, спору нет, а красота ее своеобразна: темноволосая южанка, с далекими от совершенства чертами. Возможно, выбор на эту роль дочери, которая и прежде работала с отцом, стал погибелью для фильма. Отец любимое свое творение щадил, лишнего себе и ей не дозволял, отсюда и издержки. Родственников особенно смущало участие Асии в эротических сценах с Призраком. Зато не пощадил режиссер зрителя, позволив выбравшемуся с любовного ложа фантому запустить в самые потаенные уголки собственного тела своих воспитательниц, заменивших ему отца и мать. Свершился прямо-таки акт прелюбодеяния. Бедная певица: ей изменили с крысами.
© Светлана ХОХРЯКОВА
Релиз:
