|
Николай Робертович Эрдман родился 16 ноября 1900 года в Москве в семье обрусевшего немца. Окончил реальное училище в 1919 году. В юности вместе со своим братом Борисом примыкал к объединению имажинистов (Есенин, Мариенгоф, Шершеневич, Кусиков),
Николай Эрдман недостаточно хорошо известен широкой публике, однако фильмы "Волга-Волга" и "Веселые ребята" смотрели практически все. А Эрдман был одним из авторов сценариев к этим фильмам. Он работал также над кинокартинами "Смелые люди", "Снежная королева", "Каин 18", "Морозко", "Город мастеров". Писал басни, либретто для опер и балетов. И все же наиболее значимыми его работами стали пьесы "Мандат" и "Самоубийца". "Мандат" был поставлен весной 1925 года в Театре Мейерхольда. Но "Самоубийце" не суждено было незамедлительно занять свое место в истории советского театра - его запрещали к постановке во МХАТе, в Театре Мейерхольда, даже в Театре Сатиры, сначала в 1968, а потом и в 1982 году не позволили ставить эрдмановскую трагикомедию. И это не удивительно - пьеса слишком остроумна, слишком злободневна, слишком смела и слишком серьезна. Речь в ней идет о маленьком советском человеке, представителе "прослойки общества", интеллигенции, у которого не остается сил бороться с несправедливостью, глупостью жизни. Семен Семеныч Подсекальников, главный герой, однажды ночью скандалит с женой и тещей из-за ливерной колбасы, после чего решает застрелиться и пишет записку: "Прошу в моей смерти никого не винить". И тут к нему выстраивается целая очередь. Как это - никого не винить?! Множество второстепенных персонажей пытается использовать оголтелую решимость Подсекальникова себе во благо. В результате, наш герой остается жить, а стреляется совсем другой человек. Фарс оборачивается трагедией.
За один сезон 1970-1971 года "Самоубийца" по количеству постановок в Германии оказался на третьем месте. В период с 1969 по 1980 гг. пьесу ставили в Швеции, Швейцарии, Австрии, Франции, Канаде, Великобритании и США. Но русской сцене суждено было разродиться премьерой "Самоубийцы" только через двенадцать лет после смерти самого Эрдмана. Произошло это в Театре на Таганке лишь в 1990 году. Режиссером-ассистеном был Вениамин Смехов.
"Жизнь прекрасна! Я об этом в "Известиях" даже читал, но я думаю - будет опровержение", - такие слова есть у Эрдмана в "Самоубийце". Вымышленным газетным статьям опровержения, может, и были. Но вот опровержения большинству из эрдмановских жизненных наблюдений, прямо или косвенно выраженных в пьесе, жизнь так, увы, и не дала.
Все благодарности Всеволоду
Удачи Вам
Источник оцифровки
Николай Эрдман недостаточно хорошо известен широкой публике, однако фильмы "Волга-Волга" и "Веселые ребята" смотрели практически все. А Эрдман был одним из авторов сценариев к этим фильмам. Он работал также над кинокартинами "Смелые люди", "Снежная королева", "Каин 18", "Морозко", "Город мастеров". Писал басни, либретто для опер и балетов. И все же наиболее значимыми его работами стали пьесы "Мандат" и "Самоубийца". "Мандат" был поставлен весной 1925 года в Театре Мейерхольда. Но "Самоубийце" не суждено было незамедлительно занять свое место в истории советского театра - его запрещали к постановке во МХАТе, в Театре Мейерхольда, даже в Театре Сатиры, сначала в 1968, а потом и в 1982 году не позволили ставить эрдмановскую трагикомедию. И это не удивительно - пьеса слишком остроумна, слишком злободневна, слишком смела и слишком серьезна. Речь в ней идет о маленьком советском человеке, представителе "прослойки общества", интеллигенции, у которого не остается сил бороться с несправедливостью, глупостью жизни. Семен Семеныч Подсекальников, главный герой, однажды ночью скандалит с женой и тещей из-за ливерной колбасы, после чего решает застрелиться и пишет записку: "Прошу в моей смерти никого не винить". И тут к нему выстраивается целая очередь. Как это - никого не винить?! Множество второстепенных персонажей пытается использовать оголтелую решимость Подсекальникова себе во благо. В результате, наш герой остается жить, а стреляется совсем другой человек. Фарс оборачивается трагедией.
За один сезон 1970-1971 года "Самоубийца" по количеству постановок в Германии оказался на третьем месте. В период с 1969 по 1980 гг. пьесу ставили в Швеции, Швейцарии, Австрии, Франции, Канаде, Великобритании и США. Но русской сцене суждено было разродиться премьерой "Самоубийцы" только через двенадцать лет после смерти самого Эрдмана. Произошло это в Театре на Таганке лишь в 1990 году. Режиссером-ассистеном был Вениамин Смехов.
"Жизнь прекрасна! Я об этом в "Известиях" даже читал, но я думаю - будет опровержение", - такие слова есть у Эрдмана в "Самоубийце". Вымышленным газетным статьям опровержения, может, и были. Но вот опровержения большинству из эрдмановских жизненных наблюдений, прямо или косвенно выраженных в пьесе, жизнь так, увы, и не дала.
Все благодарности Всеволоду
Удачи Вам
Источник оцифровки