|
Рип для
Я рад представить вашему вниманию одну из лучших работ Микио Нарусэ – фильм "Когда женщина поднимается по лестнице".
Совершенно случайно я познакомился с творчеством этого гения японского кино, как отозвался о нем Александр Митта. На редкие реплики коллекционеров DVD из Criterion Collection о том, почему Нарусэ не представлен в коллекции, я почти не обратил внимания. Но вот когда у нас открылась осенне-зимняя ретроспектива фильмов режиссера, я решил не повторить своей старой ошибки с подобным мероприятием, посвященным Ясудзиро Одзу, и посмотреть. Посмотрел не все, но, могу сказать, что увиденное было принято на ура.
Для себя я охарактеризовал фильмы Нарусэ как "грустная ирония" или "ироничная грусть". И то и другое было во всех лентах, которые я видел. Говорят, что если вам нравится Одзу, то вы полюбите и Нарусэ. Я бы добавил, что обратное правило может не сработать. Оба режиссера работали в рамках направления "сёмин-гэки", бытовой драмы, но по-разному. И одна из отличительных особенностей – уже упомянутая ирония. Будь то фильм "Приход осени" о превратностях судьбы мальчишки, которого бросила мать; будь то "Поздние хризантемы" про состарившихся гейш, некоторые из которых которые завидуют молодому поколению, но не могут повторить даже их походку; будь то "Актеры, играющие лошадь", где главный герой с гордостью говорит о том, что он 5 лет играл задние ноги лошади и только после этого стал достоин играть передние, и его поддельная лошадь лучше настоящей... и так далее.
Интересно отметить, что значительно более известный японский режиссер Акира Куросава работал ассистентом Нарусэ на съемках фильма "Лавина" 1937 года. Как пишет сайт Музея Кино: "Тем не менее, всё в самой концепции кино противопоставляет их друг другу. Желание сделать кино позитивным жестом, нацеленным на то, чтобы улучшить жизнь; требование независимости; мужской, полный ярости мир - этим отличается Куросава. Кино Нарусэ не замахивается ни на какую функцию в обществе и прекрасно вписывается в конвейерную по-американски продукцию японских студий. Наконец, оно разворачивается в мире, где главенствуют женщины". Несмотря на "конвейерность" фильмов Нарусэ, они много лет подряд попадали в первую десятку японских фильмов. Тот же Акира Куросава очень хорошо отозвался о своем некогда учителе, сравнив фильмы Нарусэ с глубокой рекой, спокойной на поверхности и бурной в глубине.
Дополнительное чтение:
- ссылка 1
- ссылка 2
- ссылка 3
FTP-раздача идет тут