|
Ростовский Кремль - один из замечательных архитектурных ансамблей нашей страны. Не менее замечательна и звонница Успенского собора из пятнадцати колоколов,
выстроенная в XVII веке при митрополите Ионе Сысоевиче.
Самый низкий басовый колокол - по имени "Сысой" - был отлит в 1689 году. Он вести 2000 пудов и звучит в тоне "до" большой октавы, звук его разносится на расстояние до 20 километров. Второй басовый колокол - "Полиелейный" - был отлит в 1683 году, весит 1000 пудов, звучит в тоне "ми" большой октавы. Годом раньше был отлит "Лебедь" -третий басовый колокол в тоне "соль" большой октавы, весом 500 пудов (в дореволюционные годы его использовали для повседневного будничного "Благовеста"). Таким образом, гармоническое сочетание трех басовых колоколов подобрано по звукам до мажорного трезвучия.
Четвертый басовый колокол "Голодарь" (в него звонили "Благовест" во время великого поста) - был отлит позднее всех других, в 1856 году, взамен разбившегося в 1807 году одноименного колокола. Старый "Голодарь" имел гармонически согласованный с остальными колоколами звук "до" малой октавы; новый колокол весом 171 пуд, оказался настроенным в тоне "ля-бемоль" большой октавы. Пятый колокол ростовской звонницы - "Баран", шестой - "Красный", седьмой - "Козел™.
Ростовские колокола отливали знаменитые мастера литейного дела: Емельян Данилов, Фрол Терентьев, Филипп и Киприан Андреевы. Акустические достоинства ростовской звонницы отмечались неоднократно. Главным выразительным средством русского колокольного звона некоторые исследователи считали его ритмическое своеобразие. Так, например, С. Г. Рыбаков писал: "Мелодический звон не подходит к самому характеру колоколов, которые производят совершенно определенное, гораздо большее впечатление, если в них звонят ритмически, чем если выигрывают на них мелодии...Звон колоколов, являющийся как бы музыкальным орнаментом, удачно сочетался со зрительным восприятием оформления зданий архитектурного ансамбля. Именно орнаментальность и красочность звонов с особой, отличной от большинства западноевропейских стран, техникой исполнения (раскачка языка, а не самого колокола, что давало возможность использовать очень большие, мощные колокола весом 2000 пудов и более) дали столь самобытную ветвь в искусстве русского звона.
Для того чтобы управляться с несколькими колоколами, языки колоколов связывали веревками, которые можно было приводить в движение не только кистью рук, но и локтем; а веревки, идущие от басовых колоколов, прикреплялись каждая а отдельности к ножным педалям, сооруженным из больших досок.
Будничные звоны исполнял один человек. В праздничных же звонах Ростовского Кремля участвовало 5 человек.
Большой вклад в изучение ростовских звонов внес исследователь и акустик А. Израи-лев. Он записал их на нотоносце, сами колокола были им изучены и описаны, на случай же их утраты изготовлены камертоны, соответствующие им по высоте звучания. Тем самым колокола и звоны были сохранены от забвения. Еще в 1884 году А. Израилев сообщил исторические сведения о ростовской звоннице и о самих ростовских звонах в брошюре "Ростовские колокола и звоны" с предисловием В. В. Стасова. В 1966 году в журнале "Музыкальная жизнь" (¹1 опубликована статья "Ростовские колокольные звоны" профессора Е. В. Гиппиуса, хорошо знающего (с 1б-летнего возраста) колокольные звоны. В наши дни возрождению ростовских звонов способстовала старейший краевед Ростова Мария Николаевна Тюнина.
Наибольшую художественную ценность представляют многоголосные колокольные звоны, являющиеся такими же памятниками народного искусства, как знаменитые деревянные церкви Севера или творения древних русских иконописцев. Именно такие звоны привлекали внимание М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, отразивших их в своем творчестве.
Искусство звона передавалось из поколения в поколение, и каждое новое поколение звонарей по-своему обогащало звоны, усвоенные от предшественников. Ростов чтит своих звонарей разных поколений: отца и сына Урановских, В. Г. Хмельницкого, Ф. Т. Балмасова, И. А. Федорова, А. С. Бутылина, Н. Г. Королева, М. А. Мордвинова, П. А. Шумилина, В..М. Чушкина.
track list:
The bell tower of uspensky cathedral
01. Ioninsky chime
02. Egorievsky chime
03. The everyday chime
04. Akimovsky chime
05. The small chime
06. Ionofanovsky chime
07. The monasterial chime
08. The funeral chime
09. Kalyazinsky chime
10. Vodosvyatny chime
11. The wedding chime
12. The jubilee chime
The bell tower of the Voskresensky church
13. The everyday chime
14. The holiday chime