Cervantes
@ 07-10-2007, 22:52
Александр Спиридонов (Комар) - воронежский исполнитель городского романса, уличных и лагерных песен, родился в 1948 году. С середины 60-х по конец 80-х культовая фигура воронежского андеграунда.Талантливый гитарист, исполнитель и частично автор исполняемых произведений.Голос и манера исполнения имеют определенное сходство с Аркадием Северным, но Комара нельзя назвать подражателем, он самобытен и узнаваем.Его кассеты расходились по стране, где он выступал под псевдонимом (или кличкой?) Комар. История ее возникновения мне неизвестна, но вероятно корни следует искать в прошлом музыканта, которое нельзя назвать безмятежным. У него 4 судимости, последняя из которых была получена в 1984 году за драку в пивной. Вернулся,попытался завязать, повторно женился,родилось трое детей...Но, видимо,редко везет по жизни действительно талантливым людям.В 1992 году жена умирает от рака, у Александра начинаются новые срывы... Есть данные, что в начале 1990-х годов в Воронеж специально приезжал старый товарищ Комара Юрий Шевчук, предлагал ему лечение и поддержку, дабы сохранить его талант.Что-то не срослось.... "17 апреля 1996 года в Воронеже в результате побоев нанесенных неизвестными, у подъезда своего дома скончался 48-летний Александр Спиридонов,более известный как гитарист и легендарный автор и исполнитель блатных песен по кличке Комар"-гласят несколько строчек информационного агенства тех лет. По сей день Комара в Воронеже знает каждый независимо от возраста и социального положения.Его помнят, ценят. В 2000 году, один из его друзей-музыкантов Леонид Коржов, совместно с Ларисой Чернышевой записал альбом "Памяти Саши Комара", где перепел несколько песен из его репертуара.Работа получилась сильная, на должном уровне.Поэтому будет отдельная страница о Леониде Коржове тоже. Остались несколько кассет Комара, но его дискографией никто всерьез не занимался, а писался он как и Северный много, с охотой, часто случайно. В Воронеже мне удалось раскопать 3 полуторачасовые пленки, если у кого-то есть еще материалы о Александре Спиридонове, буду признателен.
автор: Victor
Из радиопередачи посвященной Александру Спиридонову
автор: Victor | 1 сентября 2007 | Публикации | Просмотров: 43
Александр Спиридонов, или как все его звали – Комар - личность легендарная. О нем, исполнителе арестантских и уличных песен, ходили легенды еще в далеких 60-х - 70-х годах, когда песни Комара звучали с катушечных магнитофонов и транзисторных приемников на радиохулиганской волне. А. Спиридонов - исполнитель самобытный. Его песни – не поза, не игра в блатняк, это от души и сердца, это его способ постижения мира. Много написано о Комаре в местной прессе, но мы сегодня увидим А.Спиридонова глазами его поклонника ,коллекционера его записей Леонида Шумовского. Л.Шумовский: " Был такой магнитофонный бум, покупали все магнитофоны.... У меня купил брат двоюродный магнитофон и сказал: "Поеду я записывать нашего воронежского Высоцкого". Я говорю: " Неужели такой есть?" - " Привезу – послушаешь". Было мне тогда 16 лет. Я послушал: "Это какой–то артист поет". Это действительно меня поразило! Голос такой, трагический, мужественный. Во- вторых, гитара необыкновенная, перед каждой песней вступление необычное... Самое главное: никто не знал кто это, все в записях ходило. А потом я с ним познакомился.
Корреспондент: - Как это произошло, первая встреча? Л.Ш. – Я с армии пришел, мне уже 20 лет было. Мой брат уже хорошо его знал, он договорился его записать, и мы поехали. Кор. – Со свом магнитофончиком? Он пел, а вы записывали? Л.Ш. – Конечно! Он с удовольствием пел... Кор. - Магнитофончик бытовой? Л.Ш..- Да, "Комета – 201"... Я слушал его – поражен был просто! Он старше меня был, на 7 лет. Человек был очень простой, очень контактный, веселый. Кто его знал, никто не мог о нем сказать плохого слова. Мог последнее отдать, очень простой был, добрый. Квартира – такая, "хрущевка"... Ну, как в те времена жили? Мы все так жили... Рядом птичий базар был. Я любитель птиц, ходил туда и обязательно его видел. Кор. – Он тоже ходил на птичий базар? Л.Ш. – Ну он же музыкант был! Он очень любил слушать птиц. Он любую музыку мог слушать. Ведь он начинал играть мальчиш- кой, 6 лет ему было, мать гармошку купила. Потом в суворовском училище, в военном оркестре на кларнете играл. Потом гитара его очень сильно заинтересовала, он ее взял в руки лет в 15-16. Рядом жили цыгане, он начал играть на гитаре и через полгода превзошел их. Цыганка одна ему сказала: " Хорошо ты поешь, играешь. Вот, одну песню тебе выучить, и ты всю жизнь ее можешь петь, и никогда никому она не надоест". И она напела " Бирюзовы, вы златы колечки...", а он ей подыграл. Потом встал на колено и руку ей поцеловал. Кор. – И пел он эту песню? Л.Ш. – Пел он ее до самого конца жизни. У меня даже есть последние записи, где он ее поет. Но голос уже очень усталый. Хотя песня веселая, беззаботная. Когда мы с ним первый раз встретились, он ко мне как- то расположился сразу, мы разговорились, он стал про отца своего рассказывать... Кор. – Он же в интернате воспитывался? Л.Ш. – Да. Потому, что когда ему было 4 года, отец трагически погиб. Их осталось три сестры и он четвертый. Было очень трудно. Но в интернате он недолго побыл, его потом мать забрала. Он в интернате, кстати, познакомился с Прохоровым Сергеем, и они потом дружили всю жизнь, до самой смерти Прохорова. Много пели, играли...
Некоторые песни он потом не пел. Как он мне лично говорил " Эту песню я не пою потому, что Сергей ее лучше поет". У них обоих такие голоса были! Как их называли: Комар - трагический баритон, Сергей - лирический тенор. Потом Сергей купил магнитофон "Тембр" и они пропадали у него. Он жил от – дельно, они приходили к нему и записывались, записывались... Они были очень близкие друзья, всем делились, все друг о друге знали. В те времена был расцвет радиохулиганства. На этих средних волнах можно было услышать все – от " Биттлз" до Комара. Тогда модно было пройти по городу с транзисторным приемником или магнитофоном переносным. И вот идут они с Сергеем, гуляют, и часто кто- то идет навстречу, с приемником, и звучат их песни. Они подходят : "Это ерунда, мы можем лучше спеть". А те злятся, они же не знают кто перед ними. Приходилось и убегать им иногда. Они потом рассказывали, смеялись. Конечно, мечтали о славе... Кор. – А как Прохоров погиб? Л.Ш. – Да он не погиб, у него было очень больное сердце. И в 77-м году произошла внезапная остановка. Это сильно Комара поразило, он даже потом вспоминать не хотел об этом. Кор. – Откуда произошло это прозвище – Комар? Л.Ш. – Тут ничего обидного нет, он знал, что его так зовут. Он в детстве был маленького роста, худенький, времена голодные были. Мать его жалела больше всех, говорила: " Что же ты, комарик, не вырастешь у меня никак...". Так оттуда и пошло, на всю жизнь остался Комаром. Кор. – Молодой человек, так и не окончивший суворовское училище, вместо службы в армии попадает в места заключения... Л.Ш. – Он в армию собирался, и во дворе напоследок решил поиграть, попеть. Кому- то из соседей не понравилось, они вызвали милицию. С ним очень грубо обошлись, он не сдержался, ответил... Кор. – То есть это первая его судимость? Л.Ш. – Да, в 66- м году это было. Потом освободился в 68-м, вроде старался устроиться куда–то. У него была одна профессия, он шофером был всегда. А в то время за ним надзор был, он же только освободился, должен в семь часов дома находиться. И вышел такой случай: пришли с проверкой из милиции, а он в это время сидел во дворе, с женой разговаривал. Они прошли демонстративно мимо, поднялись к нему, посмотрели, что его нет дома, хотя видели его во дворе, спустились, скрутили ему руки и опять срок... Кор. – Серьезных преступлений он не совершал? Л.Ш. –Конечно нет. Он никого не убил, не ограбил... Кор. – Стоило один раз попасть и завертелось... Л.Ш. – Да, милиция не давала проходу. Кор. – С другой стороны то, что он исполнял, на милицию эти песни тоже определенное влияние оказывали? Л.Ш. – Конечно. Вызывали его. А тем более, он пел много старинных, лагерных песен, Галича, Высоцкого. Вот допустим песня " Знай, что Россия вся - это концлагерь большой...". Он пел эту песню. В то время часто по "Голосу Америки" передавали песни под гитару. И самое главное, в начале они говорили: " Песни передаются без ведома автора". Песни разные: и Галич и Окуджава. Я записывал даже. Кор.- И Комар туда попал? Л.Ш. – Совершенно верно! И перед этим сказали: " Эту песню мы услышали в одном из захолустных городов России. На "захолустный" мы конечно возмутились. Но что Комар туда попал! Песня была "Колыма". "Будь проклята ты Колыма" - вот эта песня. Я много слушал подобных записей, у меня целая коллекция есть, но лучше Комара я не слышал. Кор. – Такие песни поют по- другому, не так как он... Л.Ш. – Конечно! Видно, что человек с душой поет, старается. Я могу такой случай рассказать. В трамвае два парня слушали записи Комара, песню "Девушка в синем берете". И вдруг к ним подошла пожилая женщина, слушала, плакала, не отпускала их, хотя им нужно выходить было. Может, что вспомнила, может что-то похожее было и у нее в жизни... Сколько он слез видел, когда люди плакали, слушая его. Кор. – В общей сложности он четыре раза сидел? Л.Ш. – Да нет, он сидел пять раз. Лет десять там провел. Кор. – Пишут, что там у него был ансамбль, он там выступал... Л. Ш. – Да, у меня даже есть запись, правда она не очень хорошего качества. Он там пел песни Козина, Вертинского, Петра Лещенко. Оркестр подобрался очень похожий, если послушаешь, можно подумать запись 30-х годов. А записывал это один прапорщик, очень большой поклонник. Он лично все это записал и вынес оттуда кассету. Кор. – Уникальная запись! Л.Ш. – Конечно. Это было в Кривоборье в 74-м году. Кор. – Леонид, а вот был у него другой период, когда он резко изменил свою жизнь. После этого он не сидел больше? Л.Ш. – Последний раз он освободился, у него уже трое детей было от второго брака. У него была очень большая любовь, он очень любил свою жену. Первый брак был неудачный. Кор. – Какая-то романтическая история второго брака.... Л.Ш. – Он выступал в школе и ему понравилась очень одна девушка. Она была намного моложе, на 14 лет. Она была в 10-м классе, а ему было 30. Они влюбились друг в друга. Он ей сколько песен спел! Ее родители были категорически против, но они все-таки зарегистрировались Кор. – Это был счастливый брак? Л.Ш.- Я думаю, да. Что бы ни было, он всегда стремился к семье, к детям. Детей он очень любил. Жили хорошо, он работал, открыл мастерскую небольшую, ремонтировал машины. Все нормально было. Его узнали уже известные музыканты: Макаревич, Шевчук. Они когда приезжали в Воронеж, их познакомили с Комаром. И они говорили, как и я: "Ничего подобного раньше не слышали". Считали его своим другом. Я видел плакат группы ДДТ с надписью: "Нашему другу - Саше Комару".
В 92-м году, на выступлении в "Юбилейном", Шевчук пригласил и его. Когда он объявил: " А сейчас, перед вами выступит ваш земляк Александр Спиридонов!", в зале стояло безмолвие. Никто не знает Александра Спиридонова. Но стоило ему сказать: "Вы что, Комара не знаете!?" Зал "взорвался". Он спел 5 песен. Действительно артист, пел невозмутимо, его не смутила ни сцена, ни зрители. Даже когда лопнула лампа, около ног в метре упала, он глазом не повел, продолжал петь. Кор.– Легенды ходят о знакомстве Комара и с Макаревичем? Л.Ш.- Легенда такая: он его записал, то, что ему очень нравилось. Затем водил к Стасу Намину. Они его слушали, даже предлагали гастроли в США. Он отказался. Кор.- Почему? Л.Ш.- Не знаю. Кор. – А сейчас есть легенда, что песню "Осень" Шевчуку подсказал Комар. Л.Ш.- Вполне возможно. Кор.- Может, какой ход подсказал или тему, а может и песню написал. Л.Ш.- Конечно. Они много времени вместе проводили, очень ценили друг друга. У них и характеры похожи были. Кор.- Сейчас можно отделить песни, которые написал сам Александр, от тех, что он просто исполнил в своей манере? Л.Ш.- Очень трудно. Он постоянно работал над собой. У меня некоторых песен, например: " Осень", "Тихая ночь" по 10- 15 вариантов разных исполнений. Чувствуется, что над каждой песней человек работал. Кор.- Он никогда не акцентировал внимание на том, что это - моя песня, это - не моя? Л.Ш.- Он никогда об этом не говорил, просто пел и передавал те чувства, что были в этой песне. Я, например, считаю, что "Тихая ночь стоит за окном"- его песня. Хотя никто, даже родственники, не знают. Говорят: " Да, он писал, сочинял...". Он жене своей письма в стихах по нескольку листов присылал. Кор.- Смерть жены - это тоже какой- то поворотный пункт в его судьбе? Л.Ш.- Да, он не просто в шоке был, он не мог спать, не мог ничего делать... Начал сильно пить, пошли наркотики... Тяжело переживал. У меня есть последняя запись, те же песни, что он раньше пел. Но когда слушаешь эту запись, видно, что поет смертельно усталый человек. Кор.- А было ему тогда всего лет 45? Л.Ш.- Да, в 94-м году это было. Жена перед смертью никого кроме него не узнавала, даже детей. Когда умирала, его обняла, так и умерла... Кор. И вот мы подошли к последнему периоду жизни нашего героя Александра Спиридонова. Л.Ш.- Он продолжал ремонтировать машины. Ну, срывы у него бывали... Ему тяжело очень было, он стал никому не не нужен. Потом у него идея появилась, он хотел записать свой диск. Как-то ему предложили выступить в "Доме актера". Уже заготовили афиши, но опять что- то случилось... Кор.- Он репетировал с музыкантами, со скрипкой, с аккордеоном? Л.Ш.- Да. Кстати, на аккордеоне он прекрасно играл. Еще ему предлагали в Москве сняться. Как раз об Иване Егоровиче Берзине ( знаменитый гитарный мастер из Воронежа) документальный фильм снимали, туда должны были войти несколько песен Комара, что- то из биографии. Потом он собирался в Питер ехать, его позвал Шевчук, был готов предоставить ему лучшую студию...
Он собирался строить дом рядом с матерью, завез уже материалы. Хотел переехать из своего района, от этой жизни... Квартиру решил продать, получил задаток. Съездил к матери. Приехал, по пути домой забежал в магазин. А там местные, так сказать, знакомые у него всегда просили на выпивку. Так и на этот раз. Он достал пачку денег (задаток за квартиру), дал им сколько- то, что- то купил себе. Ему кассир осторожно так говорит: " Ты что делаешь, такие деньги показываешь!" А он: " Кого мне бояться, я всю жизнь тут живу, всех знаю". И ушел. А после, пришли к нему друзья, он в то время не выпивал, ну а тут решил вина сухого выпить... А потом пошел к киоску... Ну, а там ... одни говорят одно, другие - другое. Там было несколько человек, пьяные. Как они говорили, он им что-то сказал такое... Я сомневаюсь: человек он был очень деликатный, не мог он ничего сказать оскорбительного, тем более знал все "законы". Вот не ответить он, действительно, не мог. В общем, это был только по- вод, тем более знали, что у него деньги. Кор.- И деньги пропали? Мало того, что его жестоко избили... Л.Ш.- Конечно. А избили не просто жестоко, его зверски убивали. Многие слышали, никто не обратил внимания, не позвонил... Кор.- А почему так? Л.Ш.- Трудно сказать... Может, боялись, темно уже было... Он всю ночь пролежал там, стонал. Хотя соседи видели, но почему не вышли, трудно сказать... И самое главное: это было в страстную пятницу, все куличи пекли, яйца красили... Кор.-Так закончилась короткая и трудная жизнь Комара - Александра Спиридонова.
Рассказал нам о ней поклонник его творчества, коллекционер записей Леонид Шумовский.
------------------------------------------------------------------------------
От себя хочу добавить, что ублюдков, убивших Александра, довольно быстро нашли. Один и ночи не прожил в СИЗО - отправили в "мир иной", другой вроде был в бегах – нашли. Он, как водится, все стал валить на покойного подельника, дали вроде 8 лет. И еще. Сказать, что Комар записывался много - не сказать ничего. Записывался он очень много. Помимо каких-то согласованных заранее, упорядоченных альбомов, много спонтанных. Есть даже "гаражные" записи! Как рассказывал мне один очевидец: " Сидим в гараже, бухаем. Появилась гитара, Комар начал петь, кто-то сбегал за магнитофоном, принес что-то типа "Весны" или "Воронежа", и пошло-поехало... Записали пару кассет МК-60. Собрать и систематизировать, я думаю, не получится даже половину. Мне удалось достать семь кассет с записями разных лет: 60-х, 70-х, 90-х. Пробел только с 80-ми. Будем искать.... Юрий.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Интересное сообщение Юрия. Хочется и мне несколько слов сказать, тем паче, что сам имел и имею некоторое отношение к ситуации с записями Александра Спиридонова, о которой пишет Юрий.
Я слышал много записей Комара из разных источников. Однако, по полноте, хронологической последовательности, качеству звучания я не встретил ни одной, равной той коллекции, о которой пишет Юрий.
Что касается т.н. "сборников", "домашних записей" и т.п. под номерами и разными названиями – чистой воды плод деятельности самих коллекционеров, имеющих в своём распоряжении эти записи. Часть из этих коллекционеров (вероятно, бОльшая) делает на этом деньги, такой грязный бизнес. Почему грязный? Да потому как ВСЕ ПЕСНИ Комара – это песни Души и Судьбы. Души одинокой, разбитной, шалой, высокой дубовой оградой огородившейся от всех, как и равно раскрывающейся любому в песнях, спетых Александром Спиридоновым. Судьбы поломанной, трагичной, короткой, исполненной постоянной борьбой - опять же в песнях Сашки Комарика, как он сам себя называл. А на Душе денег делать нельзя, это грех...
Другая часть коллекционером, компоновавших сборники и сами записи Спиридонова, делали это из неких этических побуждений.
О хронологии самих записей уже сказано Юрием. Группа людей, по-настоящему увлечённых творчеством Александра Спиридонова, проделали весьма кропотливую работу, и эта работа ведётся весьма продолжительное время. Собрана определённая коллекция оригинальных записей Спиридонова, которая уже оцифрована и ремастирована. Накапливаются печатные материалы, идёт обработка воспоминаний тех, кто непосредственно знал или встречался с Комаром, запланированы или ведутся переговоры с теми, кому есть, что вспомнить о Комаре.
Цель этой работы – наиболее полно показать творчество одного из ярчайших представителей Жанра, талантливейшего исполнителя Александра Спиридонова. Спасибо.
С уважением, Андрей Хекало