Усыпанная наградами картина Андрея Звягинцева наконец - то добралась и до DVD. Теперь можно в полной мере оценить все режиссёрские и сценарные ходы, которыми воспользовался режиссёр на пути к триумфу. У фильма "Возвращения" бесчисленное количество наград. Начиная от "Золотого Льва" за лучший фильм и заканчивая более престижной номинацией на "Золотым глобус" в категории "лучший зарубежный фильм". Почему с таким восторгом приняли иностранцы нашу картину, и почему она собрала столько наград, нам и предстоит выяснить. Для начала вспомним, как Звягинцев неохотно говорил о своём детище, избегая всех вопросов, касающихся смысла его картины, недосказанности во множестве аспектов. То ли это была деликатность, эдакая скромность новичка- дебютанта, перед триумфом, или же просто нежелание автора упрощать мыслительные процессы зрителя во время просмотра. Пускай каждый сам через себя пропустит происходящее на экране, а при выходе из кинотеатра задумается и начнёт скрупулезно прикидывать, кем мог быть отец пацанов Андрея и Вани. Откуда он взялся и с какой целью. Эти основные вопросы будут стоять перед нами на протяжении всего экранного времени. Многие после просмотра так не смогут найти ответов, но в данном случае ответы на эти вопросы не столь важны, хотя для более осмысленного восприятия картины, конечно, не помешали бы.
В "Возвращении" важно созданное автором настроение, как и отдельные и образы. Так интересен характер, который смог создать на экране юный Иван Добронравов. Ещё совсем молодой он без особого труда переигрывает Константина Лавроненко.
Может быть, так и задумывалось, показать отца больше как рукоприкладствующего дядьку. Забывшего, что это именно он не появлялся 12 лет и это именно он стал причиной того, что двум пацанам приходится отправляться с ним в небольшое путешествие, от дома в котором была любимая мама и бабушка и целый мир воспоминаний со стёртыми в памяти фотографиями их отца. По началу оба парня мирятся с тем, что им придётся поехать с вообще незнакомым человеком, но по ходу действия ленты между младшим Иваном и его отцом нарастает конфликт, на котором собственно и строится фильм. Конфликт этот одновременно является и главной идеей фильма - драмы. Тургеневская проблема отцов и детей в "Возвращении" приобретает новые нотки, душевные угрызения за то, что произойдёт ближе к концу картины. Смерть человека, которого не знал, но который, несомненно, вложил в тебя частичку себя. Черно-белые фотографии отца, его грубоватые манеры, нежелание идти на встречу детям, а совсем наоборот - попытки что-то поменять в сыновьях, говорят об очень многих вещах. Многие из которых, увы, так и останутся нами непонятыми.
Посмотреть же эту картину, безусловно, нужно, хотя бы для того, чтобы "прикоснуться" ко всеобщей шумихе вокруг персоны Звягинцева и созданного им мрачного, немного пугающего омута, где на долю ещё совсем юных детей приходятся самые тяжёлые в мире страдания.
Причина, по которой на DVD издании "Лучшего российского фильма года" не было сделано никаких дополнений, непонятна. Статичное меню, озвученное главной темой фильма, да коллекция роликов ожидаемых релизов компании "Союз-Видео" - это все, что можно найти на диске.
Анаморфированное изображение в аспекте 1.85:1 нареканий не вызывает. Если отсутствие дополнений связано с желанием оставить превосходную картинку фильму, то издателей можно простить. Правда, для "Союз-Видео" давно стало традиционным не включать в издание доп. материалов.
А вот со звуком беда. Для того, чтобы услышать невнятные перешептывания главных героев, приходится выкручивать ручку усилителя на максимум. Но беда, хочется надеяться, не издания, а самого фильма. Сомнительный режиссерский ход, возможно, хорош в кинозале, но в домашних условиях, кажется, просмотру может помешать даже тиканье настенных часов.
|