Goran BREGOVIC : История
Посол балканской культуры, Горан Брегович (Goran Bregovic) - наиболее именитый и титулованный композитор бывшей Югославии и одна из самых ярких звезд европейской музыки. Со свойственным южанам темпераментом, он "переженил" цыганские мелодии и духовой оркестр с традиционной балканской полифонией, классическую гитару и перкуссию с постмодернистским роком. Вся эта вакханалия бурлит в его музыке на фоне рыдающего струнного оркестра и колоритного мужского многоголосия, вызывая такой прилив энергии, от которого тело инстинктивно начинает приплясывать. Брегович - еще и культовая фигура европейского кинематографа. Не только талант и фантазия югославского режиссера Эмира Кустурицы (Emir Kusturica), но не в последнюю очередь заразительная музыка Бреговича принесли такой успех фильмам-откровениям "Время цыган", "Аризонский сон" и "Андерграунд", а композитору - международную славу.
Новому жителю Сараево, который издал свой первый крик 22 марта 1950 года, мирового признания предстояло ждать еще сорок лет. Маленький Горан рос в окружении разных культур, оставивших неистребимый след в его впечатлительной душе. Его мать была сербкой, отец хорватом, когда он рос, в моду входил рок-н-ролл, а вокруг по любому торжественному поводу звучала традиционная югославская музыка. Первым инструментом, который Горан пытался приручить, была скрипка. Его энтузиазма хватило ненадолго, скрипку заменила гитара: "Я выбрал гитару, потому что гитаристы всегда пользовались успехом у девушек". Причина была не только в девушках, но и в охватившей весь мир рок-н-ролльной эпидемии. "Для нас рок был единственным шансом привлечь к себе внимание, высказаться и быть услышанными, не рискуя попасть за решетку", - вспоминал Горан о своих первых шагах в рок-музыке.
В 16 лет Брегович присоединился к местной рок-группе Bestije, которой нужен был бас-гитарист. Пылкий темперамент и масса собственных идей мешали ему надолго бросать якорь в одном месте. Его ранняя биография - это череда сменявших друг друга коллективов. На стыке 60-х и 70-х Брегович активно участвовал в жизни группы Kodeks. А в 1971 году вместе с друзьями создал андеграундное трио Mica, Goran and Zoran. С этим ансамблем он проработал три года. И наконец в 1974 году собрал рок-группу Bijelo Dugme (The White Button), в которой были задействованы его таланты вокалиста, гитариста и композитора. "Белая кнопка", просуществовавшая почти 15 лет, выросла в один из самых успешных и влиятельных музыкальных коллективов Югославии. Бесконечные гастрольные туры вскоре охватили всю Восточную Европу. В странах европейского соцлагеря Горану Бреговичу, с его чертовским обаянием и харизмой, выпала почетная роль молодежного кумира. От поклонников не было отбоя, автограф-сессии иногда длились часами. Когда-нибудь это должно было ему надоесть. Тем более что по мере карьерного роста ансамбля, взрослел и Горан Брегович, росли его амбиции, менялись цели.
В 1978 году 28-летний композитор вносит свой первый вклад в югославский кинематограф, написав музыку к фильму Мики Милошевича (Mica Milosevic) "Nije Nego". Но самым плодотворным и получивший наиболее мощный отклик стало, конечно, его сотрудничество с режиссером Эмиром Кустурицей, человеком близкой культуры, выходцем из того же региона. Начиная с 1988 года, когда ансамбль Bijelo Dugme, к облегчению Горана, перестал существовать, он получил долгожданную свободу, которую и направил в конструктивное творческое русло. В 1989 году на экраны вышел первый фильм Кустурицы с музыкой Бреговича "Время цыган". Картина имела настолько массовый успех в прокате, что позволила Бреговичу купить домик на берегу Адриатического моря - осуществилась голубая мечта его детства. К сожалению, война в Югославии, расколовшая страну на непримиримые враждующие лагеря, не дала ему насладиться идиллией и расстроила многие планы. Родной Сараево оказался на территории Боснии и Герцеговины, а Горан Брегович нашел убежище в Париже.
В 1993 году он написал поэтичный саундтрек к картине Кустурицы "Аризонский сон", в 1995-м - музыку к триумфальному фильму "Андеграунд". Все награды Кустурицы - "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля, "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля, "Серебряный медведь" на кинофоруме в Берлине - можно считать заслугой в том числе и Бреговича, чья феерическая музыка привнесла в киносюжеты новое эмоциональное измерение. Работа над двумя последними лентами, длившаяся по несколько лет, вымотала всех создателей фильмов. Для своих следующих работ Кустурица подобрал совершенно новую команду музыкантов, а Брегович начал сотрудничать с другими режиссерами, в разной степени известными. Его музыка прозвучала в фильмах "La Reine Margot" Патриса Шеро (Patrice Chereau), "Train de Vie" Раду Михелану (Radu Mihaelanu), "27 Missing Kisses" Наны Джорджадзе (Nana Djorjaze), "Music for Weddings & Funerals" норвежца Унни Штроме (Unni Straume). Последняя картина стала актерским дебютом Бреговича. Ему доверили главную мужскую роль, очень символичную - образ бывшего югославского музыканта, который зарабатывает на жизнь, играя на похоронах.
Кинематограф вызывал такой восторг у композитора еще и потому, что сводил его с замечательными артистами, представителями самых разных национальностей и культур. Он искренне радовался этим творческим встречам. Среди самых памятных - работа с Игги Попом (Iggy Pop) над картиной "Аризонский сон", совместные записи с еврейской певицей Офрой Хаза (Ofra Haza), с африканкой Цезарией Эвора (Cеsaria Evora), турецким артистом Сетзеном Аксу (Setzen Aksu), греком Джорджем Даларасом (George Dalaras). Голоса этих исполнителей можно услышать не только с киноэкрана, но и на сольных альбомах Бреговича. Изданный в 1998 году диск "Ederlezi" объединил 17 композиций, звучавших в его фильмах. В том числе экстравагантные дуэты: "TV Screen" с Игги Попом, "Ausencia" с Эворой, "ELO Hi" с Офрой Хаза, "Man from Reno" со Скотом Уокером (Scott Walker) и даже "American Dreamers" с актером Джонни Деппом (Johnny Depp).
90-е годы оказались не просто насыщенными, но даже перенасыщенными событиями - как в творческой биографии Горана Бреговича, так и в истории его родины. Мир его детства и юности окончательно развалился, братоубийственная война разбила последние иллюзии, как идеологические, так и эстетические. В музыке Бреговича нарастают трагические интонации - сотни лет политических распрей на Балканах не прошли даром. В его новых работах усиливается этническая полифония, кросскультурные пересечения доходят до китча. Он все чаще ищет вдохновения в далеком прошлом, обращаясь в глубь столетий, к истокам балканской музыки.
В 1997 году Брегович принял участие в разработке амбициозного мультимедийного проекта "Silence of the Balkans". Постановка этого действа легла на плечи словенского режиссера Томаса Пандура (Tomaz Pandur), а визуальные образы разработал Борис Милкович (Boris Milkovic). Затем последовало еще более экстравагантное предложение - написать музыку для оригинальной сценической постановки "Гамлета", осуществленной в одном из театров Триеста. Работа над спектаклем так понравилась Бреговичу, что он бесповоротно влюбился в театр. Любовь была взаимной. Одна за другой следуют как вполне традиционные, так и экспериментальные постановки, идущие в музыкальном сопровождении Бреговича: "The Children's Crusade" итальянского режиссера Марко Баилани (Marco Bailani), нестандартная сценическая версия "Божественной комедии" Данте, разделенная на три части и осуществленная все тем же Томасом Пандуром, и другие.
Расставшись с роком еще в конце 80-х, Горан Брегович на много лет превратился, так сказать, в кабинетного композитора. Времена, когда он выступал перед публикой с концертами, остались в далеком прошлом. Этот мораторий на живые концерты длился почти десять лет. Только в 1995 году поклонники музыканта снова увидели его на сцене. Горан Брегович подготовил новую концертную программу вместе с традиционным ансамблем из десяти музыкантов, симфоническим оркестром и пятьюдесятью хористами. Он вернулся с триумфом, отыграв серию концертов в Греции и Швеции. К сожалению, нашлись считанные единицы организаторов, которых не отпугнуло такое количество народу на одной сцене (около 120 человек) и которые взялись за устройство концертов Бреговича. Поэтому в 1996 году эта программа прозвучала всего несколько раз. А в 97-м Брегович пошел навстречу объективным обстоятельствам, сократил число музыкантов до 50 человек, а в программу включил в основном музыку, которую писал для кино.
Традиционный ансамбль, с которым он теперь ездил на гастроли, назывался Wedding and Funeral Orchestra - "Свадебный и похоронный оркестр". Великолепное турне по Европе собирало огромные залы и стадионы, на каждое выступление приходило от трех до десяти тысяч человек. В концертах звучали самые популярные хиты "Ederlezi" (к/ф "Время цыган"), энергичный трек "Kalasnikov" ("Андерграунд"), "In the Death Car" ("Arizona Dream"), исполненный в фильме Игги Попом. Кульминацией тура стало грандиозное шоу на одной из центральных площадей Рима, собравшее около полумиллиона зрителей. Его музыка стала достоянием всего мира.
Это еще раз подтвердилось на фестивале в Болонье в 2000 году. Артдиректор фестиваля Джованни Феретти (Giovanni Feretti), участник легендарной итальянской группы CSI, предложил Бреговичу выступить музыкальным послом от стран Балканского региона. Программу, рассчитанную на целую ночь, композитор назвал "Hot Balkan Roots", пригласив три ансамбля - из Болгарии, Румынии и Сербии. А для вящей убедительности - еще и женский хор из России. Часть этого шоу, подкрепленного совместным концертом Бреговича с группой CSI, увидели и римляне в престижном зале "Nuovo Auditorium".
Летний тур по любимой Италии в 2000 году артист начал в Палермо, задумав абсолютно нестандартное шоу "Большая свадьба в Палермо". 14 июля в три часа ночи 80 пар молодоженов вышли на центральную площадь города, чтобы станцевать самый необычный в своей жизни свадебный танец - под музыку Бреговича и итальянского композитора Роберто де Симоне (Roberto de Simone) в исполнении Wedding and Funeral Orchestra, а также нескольких духовых оркестров. В этом шоу участвовали музыканты, певцы, танцоры и хореографы со всех уголков Европы - от Будапешта до Афин, включая цыган и даже выходцев из Африки.
Таким же интернационализмом отличался и следующий сольный альбом Бреговича "Songbook", изданный в 2000 году. Старые хиты перемежались с новыми песнями. Среди их авторов фигурируют имена Сетзена Аксу и Джорджа Далараса, Кустурицы и Игги Попа, Цезарии Эворы и Сальевича (Salijevic).
Большую часть 2002 года артист провел в дороге. Он отыграл серию специальных концертов в соборах и базиликах Европы, ангажировав трех вокалистов, которые представляли разные религии, московский духовный хор и свой Weddings and Funerals Orchestra. Проект, названный "Tolerant Heart", был представлен в Париже, Риме и Милане. О том, что творилось на его концертах и чем ошарашивал слушателей балканский маэстро, дает представление альбом 2002 года "Tales and Songs from Weddings and Funerals". Частично записанный вживую, он состоял из двух частей: песни, задуманные специально для исполнения на свадьбах и похоронах (поскольку это чрезвычайно важные события у цыган и балканских народов), и более современные композиции, предназначенные для воображаемого фильма.
Проехав с облегченным вариантом тура по Европе и Южной Америке (в Аргентине его шоу было названо лучшим концертом иностранного артиста), Брегович приступил к реализации еще одной авантюрной идеи. Речь идет о первой постановке "Кармен" в балканском антураже и со счастливым концом - под названием "Bregovic's Carmen with a Happy End". Кто еще рискнул бы взяться за такой проект, объединивший документальный фильм, наивное театральное действо и живую музыку? Премьера, как это уже не раз бывало, состоялась в Италии. В 2003 году балканскую "Кармен" увидела половина Европы. А в 2004-м композитор взялся за создание абсолютно нового саундтрека к будущему художественному фильму "Кармен", который он, между прочим, собирается режиссировать сам. Съемки начинаются летом 2005 года.
Joy Tartaglia
Последнее обновление - апрель 2005