Реклама, как известно, не только двигатель торговли, но и изощренный инструмент издевательства над человеческим естеством. Тебе навязывают чужое мнение и псевдоценности, лишая тем самым святая святых, - свободы выборы. А всякое действие рождает противодействие. В свете сказанного выше нескончаемый поток хвалебных од и дифирамбов в адрес харьковского дуэта 5`NIZZA автор принял, как минимум, за рожденный в ушлых рекординговых структурах заговор против всего живого и разумного. Но из вредности обозреваемый нынче альбом "Пятница" все же купил.
Шо цэ такэ? Творческое кредо коллектива можно определить, как "рэггей навсегда". Но при желании обнаружатся латино, хип-хоп, джаз и прочие "не наши" жанры, которые удивительным образом конвертированы в понятные для отечественного слушателя звуки. Кто-то назвал 5'NIZZA "постмодернистским КСП с ямайским уклоном". Вполне справедливо.
Что же такого замечательного в этой самой 5`NIZZA? За что их так все расхваливают, приписывают статус "спасителей отечественной музыкальной индустрии"? Предлагаю собственную версию. Хотите соглашайтесь, хотите - нет.
Во-первых, состав. Акустика с нейлоновыми струнами и два голоса. В этом и заключается главная фишка. Незыблемая со времен Билла Хэйли рок-н-ролльная формула - вокал-гитара-бас-барабаны - порядком достала и требует основательного переосмысления. К тому же "технология производства" песен в отечественном рок-формате не блещет оригинальностью: на исходник, сочиненный на прокуренной кухне под расстроенную шестиструнку, придумываются барабаны, бас, гитарные соляки. Тоска зеленая! А иногда такой подход и вовсе губит на корню первоначальную задумку, как в случае с "Ундервудом". 5`NIZZA не стали следовать непонятно кем придуманным рецептам, придумав собственный. Если бы до этого не додумались двое молодых харьковчан, то за них на сто пудов это бы сделал кто-нибудь другой!
Во-вторых, подача. УРАГАН! Парни убирают очередями речитативов-скороговорок, мастерским звукоподражанием трубе с сурдиной и ударным (Бобби МакФеррин отдыхает, честное слово!), а также пением на разные лады и голоса!
В-третьих, сами, собственно, песни. Песни у 5`NIZZA очень ладные. Здесь есть и виртуозная игра слогом ("улица лица длится не спится засыпаю не могу остановиться", "романсы танцы шманцы реверанцы"), и свежая рифма ("от слова до слова game over", "перекрашены параши в городе наши", "всех строем строят страдают геморроем"), и очень даже к месту цитирования, как из стандартных рэперских прибауток, так и из нетленок тоталитаризма ("Ушедшим слишком рано" и вовсе представляет собой коллаж из великих покойников - от Кобейна до Высоцкого).
Ну, и, в-четвертых, как говорят, они - просто приятные молодые люди, без понтов и звездной шелухи, свойственной музыкальным выскочкам.
Драйвые номера, по мнению автора, являются самой сильной стороной альбома "Пятница". Рекомендую послушать "Сон", "Ты кидал", "Big Badda Boom", "Пятница".
Андрей Гончаров, http://music.com.ua (
http://music.com.ua