Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в городе Москве. Отец - Пётр Яковлевич (1907-1998) - много лет проработал в журнале "Огонек" художником-графиком. Мать - Янина Евгеньевна Бруна́к (1913-1998), балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах.
В 1967 году Николай окончил Школу-студию МХАТ (курс В. К. Монюкова) и пришёл в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1991 года - "Ленком"). На сцене этого театра Николай Караченцов сыграл в таких известных спектаклях, как "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Чешское фото", "...sorry", "Шут Балакирев". Огромную популярность актёр снискал в 1980-е годы благодаря главной роли графа Резанова в рок-опере "Юнона и Авось", которая с успехом идет на сцене "Ленкома" с 1981 года по сей день.
В кино Николай Караченцов начал сниматься с 1967 года: первыми фильмами с его участием стали "Штрихи к портрету", "...И снова май". Известность ему как киноартисту принесла драма "Старший сын" (1975). Николай Караченцов с равным успехом снимался в фильмах различных жанров - музыкальных, детских, приключенческих, драматических. Популярности ему прибавили роли в таких картинах, как "Собака на сене", "Благочестивая Марта", "Ярославна, королева Франции", "Приключения Электроника", "Трест, который лопнул", "Белые росы", "Человек с бульвара Капуцинов", "Криминальный квартет", "Ловушка для одинокого мужчины", "Чокнутые". Среди последних работ актёра можно назвать телефильмы "Петербургские тайны" и "Досье детектива Дубровского", в исторической картине Светланы Дружининой "Дворцовые перевороты", в телесериале Аллы Суриковой "Идеальная пара".
Караченцов - взрывной, импульсивный, острохарактерный артист. Музыкально одарённый и спортивный, он создавал чрезвычайно яркие сценические образы, пользуясь всеми средствами своей широкой творческой палитры. Фактура Караченцова - длинное худощавое, чрезвычайно гибкое и мускулистое тело, выразительное открытое нервное лицо с искренним, смелым до дерзости и в то же время определённо плутоватым выражением, с большими подвижными глазами, крупными губами и зубами, обаятельная широкая щербатая улыбка. Обладая своеобразным пронзительным голосом и музыкальным слухом, он поёт, как за кадром, так и на сцене (рок-опера "Юнона и Авось"). Голос Караченцова, высокий и резкий в молодости, с возрастом ощутимо снизился по тембру, приобрёл вальяжную хрипотцу, как из-за постоянного перенапряжения, так и вследствие долгого курения. Караченцов сам исполняет рискованные каскадёрские акробатические трюки, включая элементы скаковой акробатики, эффектные драки на кулаках, холодном оружии, стрельбу из пистолетов с любых положений, погони по крышам вагонов, автомобильные трюки, профессионально танцует танцы любой сложности. Довольно символично, что именно Караченцов озвучивал многие кинороли, сыгранные французским актёром Жан-Полем Бельмондо, также известного своей отрицательной позицией к иcпользованию дублёров при съёмках кино.
На сцене Караченцов чрезвычайно мобилен, манера игры нервная, острая, фонтанирующая эмоциями, часто гротескная, с элементами буффонады. В работе Караченцов всегда демонстрирует высочайшую искренность и самоотдачу, сильную и неразрывную связь со зрительным залом. Герою Караченцова присуща своеобразная, очень динамичная пластика, резкие и очень точные и ловкие движения. Наиболее характерный и плодотворный для Караченцова жанр - эксцентрическая музыкальная комедия. На протяжении без малого 40 лет Николай был неизменно любимцем театральной Москвы, а по кинофильмам его знал весь СССР.
Таким был Николай до трагического случая, круто изменившего его жизнь и оборвавшего его карьеру. В ночь на 28 февраля 2005 года на обледенелой дороге Мичуринского проспекта в Москве автомобиль Volkswagen Passat, за рулём которого был Николай Караченцов, попал в аварию[1]. Артист спешил с дачи в Москву, взволнованный вестью о смерти тёщи, будучи непристегнутым ремнем безопасности, сильно превысив скоростной режим. В результате актёр получил серьёзную черепно-мозговую травму. Он был доставлен в больницу, где ему той же ночью была сделана трепанация черепа и операция на головном мозге. Как только позволило состояние пострадавшего, его перевезли в Институт Склифосовского. Караченцов пролежал 26 дней в коме. В начале июня его перевели в Центр патологии речи и нейрореабилитации[2]. Процесс выздоровления затянулся. Лишь в мае 2007 года на гала-концерте с презентацией дисков с песнями из репертуара Николая Караченцова актёр смог подняться на сцену, показавшись зрителям [3].
Однако речь Караченцова не восстановилась, он реагирует на окружающую обстановку вяло. Стало очевидным, что более продолжать актёрскую карьеру он не может по инвалидности.
Несмотря ни на что, в апреле 2008 г. Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию второй книги из серии "Автограф века". За несколько часов артист подписал 250 листов с его репринтно воспроизведенным обращением к будущим поколениям. |