ОБЫЧНО, ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗАСЛУГ И РЕГАЛИЙ У АРТИСТА, ТЕМ МОНУМЕНТАЛЬНЕЕ СТАНОВИТСЯ ЕГО ОБРАЗ. НО МАГИСТР И АССОЦИИРОВАННЙ ПРОФЕССОР МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУК, "ЗОЛОТАЯ ГИТАРА РОССИИ", ВИКТОР ЗИНЧУК МЕНЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ ЖЕЛАЕТ ПРЕВРТИТЬСЯ В ПАМЯТНИК САМОМУ СЕБЕ. АЛЬБОМ "12 ГИТАР МАГИСТРА" - ЭТО СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ШАГ В СТОРОНУ ОТ ВСЕХ ФОРМАТОВ, ЖАНРОВЫХ КЛИШЕ И СИЮМИНУТНОЙ АКТУАЛЬНОСТИ. СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБРАВ НЕПРОСТОЙ ПУТЬ, ОСЛОЖНЕННЫЙ ВЕЧНОЙ НЕХВАТКОЙ ВРЕМЕНИ И НЕКТСТАТИ ПОЛУЧЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ТРАВМОЙ, ВИКТОР ЗИНЧУК ПРЕДПОЧЕЛ ЕГО СОБЛАЗНУ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОСТОГО, БЫСТРОГО И ГАРАНТИРОВАННОГО РЕЗУЛЬТАТА.
12 Гитар Магистра
Мы находимся под крышей (буквально) Театра на Таганке, в студии, где Виктор Зинчук вносит последние штрихи в сведение своего нового альбома. Сделав буквально два шага от входа студии, можно с колосников увидеть, как зрители постепенно заполняют зал в предвкушении вечернего спектакля. Снаружи бурлит Таганская площадь, с крыши театра поток машин кажется рекой. Но в самой студии не слышно шума суетливых московских улиц и аплодисментов зрителей. Идет кропотливый и трудоемкий процесс создания звуковой картины, отнимающий много сил и времени. Но, несмотря на занятость, Виктор Зинчук любезно пожертвовал своим временем, чтобы рассказать читателям журнала о своей новой работе, которая должна увидеть свет вскоре после выхода номера.
Итак, Вы уже на финишной прямой?
Да, наконец-то настал самый приятный этап, сводится последняя композиция. Правда, уже на свежий взгляд, будут пересведены еще три. Но это уже приятные хлопоты.
В каком направлении Вы решили двигаться на новой работе?
Этот альбом будет отличаться от предыдущих тем, что в нем преобладает популярная, как говорится, "легкая" музыка. Разумеется, на альбоме много гитары, много моего самовыражения, как гитариста, но тем не менее это другой подход. Наступило время переосмысления, уже многое было сделано мной в отношении классики - сыгран Бах, Бетховен, Паганини. На этот раз, я обратился к музыке 20 века. Это музыка моей юности, композиции которые оставили самое яркое впечатление, то, что продолжает звучать внутри. Я считаю, что эта музыка, эти темы незаслуженно забыты, и заслуживают того, чтобы их услышала широкая публика. Это один из мотивов, почему я исполняю то или иное произведение. Разумеется, все прозвучит в современных аранжировках. Леонид Каминер, который в свое время играл у меня на клавишах, а ныне работает аранжировщиком в этой студии очень помог. Конечно, я всегда прихожу на запись уже с готовыми композициями. Но по мере работы в студии, все равно происходит какая-то коррекция. Леонид, как и все профессиональные аранжировщики, работающие на студии, имеет самые новые сэмплы, представления о самом актуальном звучании, о последних тенденциях. Конечно, и я активно встреваю в этот процесс, поскольку имею четкое представление того, что мне нужно. Кстати, сэмплы сэмплами, но в ряде вещей мы вписали такие дополнительные партии ударных и перкуссии, которые с таким задором достоверно может сыграть только человек. И за это огромное спасибо легендарному нашему барабанщику Анатолию Абрамову. Так что это была кропотливая работа, которая отняла много времени. А есть же гастроли с их жестким графиком. А поскольку студия на Таганке становится все популярнее, и у нее тоже насыщенный график, то позапрошлый альбом я записал там за год, следующий уже за два, а последний уже за два с половиной или даже больше. Но я не жалею, если вещи идут своим ходом, значит так и нужно.
А что Вы понимаете под популярной музыкой XX века? Учитывая, что на дворе второе тысячелетие, под это определение попадает много самой разной музыки.
В основном, материал представляет из себя такие композиции, как "Токатта" Поля Мориа или бразильская популярная тема "Тико-Тико". В этой композиции я использую укулеле . История этого инструмента очень любопытна. Я летел на концерт в Уренгой,вместе с футбольной командой (по мини-футболу) "Спартак". В ней играют бразильцы-"легионеры". Во время банкета состоялся импровизированный концерт, и оказалось, что они прекрасно играют на своих народных инструментах, в том числе и укулеле. И в конце поездки, один из футболистов, Жозе Биру подарил мне ее. От денег напрочь отказался, сказав, что привезет себе еще. Это выдержанный временем инструмент, совсем не похожий на тот, что я привез себе из Ирландии. Я также использовал укулеле в "Польке пиццикато" Штрауса.
То есть, классика все же есть?
Да, конечно, есть произведения разной стилистики. Есть и моя авторская композиция на славянскую тему, есть "Лебедь" Сен-Санса, со слайдовой гитарой.
Сен-Санс на слайде?
Точнее, в "Лебеде" Сен-Санса звучит резонаторная гитара Fender FR. В этом миксе она звучит по-электрически, но на самом деле это 100% акустика. Выбор инструмента,может, необычен, но мы пробовали разные инструменты, и именно этот своеобразный тембр, этот характерный сустейн, формируемый железным "барабаном" пришелся к месту. А вот в "Воспоминаниях об Альгамбре" все началось тоже с добро, она осталась в нижнем голосе, а вот в верхний голос уже лучше легло "электрическое" звучание Lap Steel.
Укулеле, добро, Lap Steel - большое разнообразие инструментов!
Вся моя коллекция гитар, предназначена не для того, чтобы повесить на стену и любоваться, а для того, чтобы играть на ней. Не секрет (хотя начинающие музыканты могут об этом не догадываться), что, если в композиции слышно две, три разных партий гитары и все они осязаемы, заполняют большой объем, это значит, что они записаны на разных инструментах. Один и тот же инструмент, даже если партии записаны в разных тесситурах, никогда не даст такого выпуклого звучания. То есть, гитары должны быть разными. Есть общеизвестные истины, что Stratocaster отличается яркой атакой, Les Paul - глубиной и серединой, что различные акустические гитары все звучат принципиально по-разному. Поэтому я задействовал все, что считал нужным, включая струнный квартет, который я счел необходимым ввести в "классическую" часть альбома. Например, обработка вокализа Рахманинова, там без квартета просто не обойтись. А основной инструмент - это, конечно же, Stratocaster. Я как-то сроднился с этой гитарой, она наиболее мне близка. Это прежде всего, тот инструмент, на котором я играю еще с 80-х, у него своя энергетика. И два Stratocaster Jeff Beck - серийный цвета Surf Green и Custom Shop цвета Olympic White.
Вы использовали оба?
Да, у них разный характер. Серийная модель - безусловно инструмент высокого класса, который ориентирован, на мой взгляд, на концертную работу, на спонтанность и энергетику сцены. Вариант Custom Shop звучит очень похоже, но отличается повышенной чувствительностью к самым тонким нюансам исполнения. Он располагает к вдумчивой работе в студии. Хотя, разумеется, оба отлично проявляют себя и на сцене и в студии.
Помимо слайдовой гитары в классике, в альбоме еще есть сюрпризы?
Есть "Попкорн", который я уже играл на Mix №1, теперь он сыгран в пальцевом, слэповом стиле. Есть "Чардаш" Монти. Прошло много лет с того момента, как я ее впервые сыграл, но в моем исполнении она в записи существует только где-то в недрах фондов радио, а также в записи выступления группы "Квадро" в некогда популярной программе "Вокруг Смеха". Но как оказалось, практически никто не играет это на гитаре сейчас, и я стал получать все больше и больше вопросов от зрителей, когда же "Чардаш" будет записан. И я понял, что, наверное, в этом действительно есть необходимость. Но записали мы ее в не очень характерной стилистике. Вместо "цыганочки", мы выбрали стиль фламенко. И здесь мне очень пригодилась моя гитара Takamine. Это недорогой инструмент, который я купил специально для гастролей. Она не может похвастаться каким-то особым богатством звучания, но у нее очень удобный гриф, а ее атака, суховатый звук идеально лег в стилистику фламенко эпохи 30-х или 40-х годов, когда записи не отличались роскошным тембром. А всего в этой композиции звучит пять различных гитар. Пожалуй, на всем альбоме это самое большое количество одновременно звучащих гитар.
Похоже, что на альбоме нет практически ни одной не переосмысленной композиции.
Да, получилось так, что хотя в целом в альбоме собрана популярная музыка, она исполнена в разнообразной, часто нетипичной стилистике. И я это сделал целенаправленно. Самое страшное, это замкнуться в "ходильниках". Эти клише, эти пассажи, они уже сидят в пальцах, и передаются от гитариста к гитаристу. И они все звучат чересчур "гитарно". Я не так давно видел по телевидению концерт Агутина, Варум и Эл ДиМеола. Хорошие песни - красивые мелодии, припевы - разные по настроению, все театрально обыгрывается. А ДиМеола играл разные "ходильники" из своего багажа. Да, он это все сам придумал, сам выстрадал, но сыграл это очень давно - десять, двадцать назад. Разница была только в том, что в бодрых песнях, он играл их быстрее, а в лирических - медленнее. Как в детской игрушке-шарманке - играет одно и то же, только скорость меняется. Самое же сложное на мой взгляд, не просто сыграть руками "ходильники", которые положены для твоего стиля, а сыграть именно в той культуре, что и музыка. Поэтому я выбрал материал так, что мне, на удивление, оказалось очень непросто играть соло. Там все продумано, каждая нотка, ни убавить, не прибавить, и никак не сойти в колею. В это трудно поверить, но очень тяжело было записывать "Тико-Тико". Она в оригинале играется по-джазовому, а я исполнил ее в пальцевой, кантри-технике. И вот сыграть это в нетипичной стилистике одновременно и ровно, и смачно и художественно, наконец - задача непростая. В результате альбом записывался долго и мучительно, но зато я уверен во всех гитарных партиях на 100%. Они прошли проверку временем, когда я уже был в состоянии оценить их "со стороны". Аранжировка, возможно, через какое-то время будет звучать недостаточно "модно", но как бы то ни было, это мое видение, именно так хотелось сыграть. Это мое сегодняшнее состояние. Например, альбом "Амадеус 146" с его атмосферой - это определенный период моей жизни. А сейчас настало время этой музыки.
Настроение оказывает такое влияние на выбор материала?
Эмоциональное состояние влияет на все. На новом альбоме есть "Романс" Бетховена (я сделал обработку, немного его упростив, и добавив свою каденцию). Тоже было очень непростое произведение, и не по причине технической сложности. Просто это трепетное ощущение нежности, любви, чтобы его передать, надо самому находиться в определенном состоянии. Когда я ехал на первую сессию записи этой вещи, я простоял два часа в пробке. И после пары дублей, понял, что просто не могу ее записать, не было этой правды. Пришлось уехать, а на следующий день, когда ушел весь негатив, все получилось замечательно. Играешь ведь не на гитаре, а на самом себе.
То есть, внутреннее состояние, намного важнее конъюнктуры.
Мне повезло в том, что надо мной не стоит никакой продюсер. Когда в Москву приезжал Джо Сатриани, мне хотелось спросить, кто у него продюсер. Я был на мастер-классе Джо, он же играл в первую очередь материал с ранних альбомов. И сейчас он вынужден записывать то же самое, и неизбежны сравнения с его же "классикой", которая звучит актуальнее. Его зажали в узкую "полосочку". Это касается многих музыкантов, и им я так же сочувствую. Есть формат: ты - Джо Сатриани, а ты - джазовый гитарист, а ты играешь фламенко, или рок и только рок. В начале, безусловно, западная машина шоу-бизнеса помогает, а потом тебя загоняют в формат. Но я понял, что русскую душу не уместить в один формат. Я играю для всех возрастов, "от детей до бабушек", по всей стране. У меня самого достаточно извилистая творческая судьба, я играл в разных стилях, с разными музыкантами. Вот я играю в футбольной команде "Старко", с артистами из самых разных стилей. И все одинаково выкладываются на поле. И точно так же они выкладываются на сцене. И всех любит публика. Если ты выкладываешься, неважно, что ты играешь.
Для такой долго вынашиваемой работы, как новый альбом, наверно запланирована мощная поддержка?
В поддержку альбома я снял клип. Это был достаточно непривычный для меня опыт. У меня уже был клип на "Амадеус", снятый Филиппом Янковским, и клип на 24 каприз Паганини, снятый в мастерской Бондарчука Андреем Розенковым. Но это были традиционные клипы, и я представлял себе результат уже на съемках. Сейчас же, мы, следуя духу времени, пользовались виртуальными технологиями и снимали все на "зеленом поле", так что как это будет выглядеть со стороны, я даже не представляю. Мне пришлось облачиться в настоящий космический скафандр. Скафандры полностью герметичны, поэтому к ним полагается специальное белье и подключается контур вентиляции, который обдувает тело. Но скафандры шьют строго по мерке, да и самих космонавтов отбирают по возможности некрупных. Поэтому мне пришлось с трудом в него втискиваться, так что дышать было сложно, и воздух шел кое-как. Не говоря о том, что космонавтам подают кондиционированный воздух, а мне шел воздух прямо из студии, где все нагрето прожекторами. Как мне сказали, космонавты проводят в скафандре не больше трех часов подряд, два с половиной до старта, и полчаса до выхода на орбиту. Испытатели сидят до 10 часов. До испытателя я не дотянул, но часа четыре часа в скафандре пришлось выдержать. При этом не просто сидеть, а активно двигаться и даже изображать, что играю на гитаре. Я, наверное, первый, кто играл на гитаре в скафандре, не снимая перчаток. Быть может, когда журнал выйдет, вы уже сами увидите, но пока я сам не представляю, что придумал режиссер.
Есть волнение насчет того, как примут новый альбом?
Конечно. Многие привыкли видеть меня в роли "человека, который играет шмеля Паганини", возможно, они не будут к этому готовы. Но я уже пробовал ряд номеров на концерте, и их встречали тепло, поэтому я все же верю, что эта музыка нужна слушателям. Я играю по два-три часа, полный репертуар от классики до популярных мелодий, а также акустическую программу, в том числе и кельтско-ирландскую музыку, которую планирую выпустить отдельным альбомом. И очень радует, что где бы я ни выступал - только в этом году я уже играл на и побережьях трех морей и в Якутии, интерес к гитаре огромный. Везде продается моя видеошкола и пользуется спросом. Значит, много молодежи стремится играть.
Что Вы пожелаете, этому, новому поколению гитаристов?
Еще раз повторю, что держим мы в руках гитару, а играем преимущественно на себе. Будьте честными перед самими собой, гитарой и слушателями, без этого невозможно стать музыкантом.
2005 беседу вел: Александр Авдуевский |