Питерская группа "Кирпичи" была и остается одним из самых интересных музыкальных коллективов в России, поклонниками которого являются люди с самыми различными музыкальными вкусами: от слушателей "Нашего радио" до фанатов "Касты" и "Многоточия". А все потому, что "Кирпичи" лучше кого бы то ни было в отечественном шоу-бизнесе комбинируют в своем творчестве два стиля: рэп и рок. Интересно, что песни группы издаются как на рэп-сборниках, так и в рок компиляциях. Соотношение этих стилей в репертуаре "Кирпичей" постоянно меняется. Так "Капитализм 00" был чистым хип-хоп альбомом, где не было и следа альтернативы, а в диске Lets Rock все было в точности наоборот А в лучших работах "Смерть на рэйве" и "Сила ума" разные музыкальные направления гармонично соединены друг с другом. В первых альбомах группы также очень классно сочеталось живое звучание с электронным (последние годы парни практически перестали пользоваться компьютерными технологиями, что весьма зря). Таким образом, каждый новый альбом "Кирпичей" являлся абсолютным сюрпризом для слушателя: невозможно было предугадать, что в очередной раз взбредет в голову Васе Васину (справ.- это лидер, автор текстов, солист группы) и компании. Вот и рассматриваемый "Царский альбом" (вышел в конце 2005 года) многих удивил, пожалуй, как никогда раньше, потому что в звучании группы на сей раз произошли кардинальные перемены. По поводу альбома велось много споров: одни разочаровались в "Кирпичах", а другие наоборот считают его лучшим, самым зрелым и качественным. Меня поначалу диск тоже разочаровал, но с каждым новым прослушиванием я все больше убеждался, что "Царский" - сильная вещь. Расстроил меня альбом тем, что неизменные атрибуты музыки "Кирпичей" - резкость, мощь, энергия, драйв, современность звучания, злободневность, - здесь где-то затерялись. Их сменили вальяжное спокойствие, размеренность и расслабленность. Явно не оправдались ожидания тех, кто снова хотел поколбаситься под очередной релиз питерских парней(в том числе меня) "Кирпичи" тут далеко не тяжелы, как раньше; обломились также и любители качаться под хип-хоп биты. Четкость и ясность, как музыки, так и текстов, сменили расплывчатость и недосказанность. Честно, сначала возникает ощущение, что материал записывался во время заурядной репетиции музыкантов, между делом. В привычной для "Кирпичей" агрессивной манере исполнен лишь завершающий диск трек "Всех не раскулачишь" (видимо таким финальным аккордом хотели показать, что "Царский альбом" - временное отступление от основного стиля группы.) Таким образом, во многом "Кирпичи" обескураживают своих старых поклонников, но при этом они открывают совершенно новые грани своего творчества и во многом делают шаг вперед. В "Царском" речетатив, а точнее неторопливая "беседа-монолог" Васи Васина "разворачивается" на фоне смеси легкого рока с элементами джаза, блюза и вкраплениями фанка. Весь материал совершенно четко стилизован под ретро. "То, что я сейчас несу, - это типичное старперство" - заявляет Вася Васин в открывающем диск и обобщающем его содержание треке "Фигачу". На ретро-лад уже настраивает слушателя обложка диска, где слово "альбомъ" пишется со старославянским твердым знаком на конце, и само название "царский" вызывает ассоциации с далекими временами. Стилизация под старину обуславливает те большие изменения, произошедшие в музыке и текстах "Кирпичей", по сравнению с их предыдущими работами. Моментами группа звучит, как какие-нибудь ВИА 80-ых годов. Припев в треке "Пережить эту ночь", например, идеально подходит для песен из советских кинофильмов. Какие-то песни более современно звучат, но главное для всех одно: в музыке впервые сделан акцент на мелодичность и красоту, а не на мощь. Особенно в этом плане удалась песня "Я ее люблю" - самая красивая и лиричная вещь не только на этом диске, но и, пожалуй, во всем творчестве "Кирпичей". Тут, правда, сразу стоит сказать, что та хорошо узнаваемая и неизменная манера исполнения солиста группы, отличающаяся исключительной безэмоциональностью (как будто рэп читает не человек, а вокальная драм-машина) и гармонично сочетавшаяся с прежним драйвом "Кирпичей", теперь как-то не вяжется с музыкальной подложкой. Голос Васи Васина часто звучит как бы отдельно от мелодичных тем, не сочетается с ними. Многие творения альбома, согласно их задумке, требуют уже не просто читать рэп, но еще и петь, а это у солиста, прямо скажем, не очень получается. Правда, некоторый разнобой между музыкой и вокалом не является только лишь минусом: это еще больше подчеркивает эффект от стеба, иронии, наполняющих все песни группы. В текстах стилизация под ретро проявляется в обширном использовании возвышенной, литературной лексики, иногда устаревших выражений, хотя действие в песнях происходит в современном мире и в них, в большинстве своем, поется о банальных, жизненных, заурядных вещах. А когда обычные слова заменяются необычными возникает иносказание, двойной смысл, метафоричный язык, так часто используемый в художественных книгах. "Царский" просто забит метафорами, и это отличная находка группы, ранее выражавшейся предельно прямо и конкретно. Чего только стоит трек "Жир. Какая движуха", где мастерски описана обычная тусовка в ночном клубе, которую Васин называет "выходом в свет". В песнях альбома возникают "леди", "джентльмены", "холопы", "бабы в кокошниках, танцующие хороводы", "печенеги", "колесницы", "королевский стол", "пьедестал" - это и есть новая лексика группы. Но, равно как в спокойную расслабляющую музыку песен "Царского" периодически врываются жесткие гитарные рифы, так и высокопарные слова здесь соседствуют с просторечными, жаргонными, подчас нецензурными выражениями. Соседство разговорной речи с возвышенной лексикой уникальная фишка альбома, создающая большой комический эффект, и безусловно группе здесь нужно записать жирный плюс. Только Вася Васин может рэп "зачитывать чинно", а слово "пьедестал" рифмовать со словом "достал". Впрочем, как пофигисту по своему мировоззрению ему всегда было все равно, что с чем рифмовать. До "Царского альбома" в творчестве "Кирпичей" было несколько доминирующих тем. Их песни были посвящены социальным проблемам, байкам из жизни, часто представляли из себя пустой юморной треп ни о чем. Много внимания всегда уделялось популярной среди рэпперов теме о том, что "я самый крутой, а остальные лохи, или еще хуже". И тут рэпперам, кстати, есть чему поучиться, потому что "Кирпичи" - чуть ли не единственная группа, у которой безудержное восхваление себя в песнях не раздражает и не напрягает, а наоборот импонирует, вызывает положительные эмоции, так как обо всем поется с тонкой и глубокой иронией. И в данной работе само название "Царский" фактически говорит о том, что альбом создал царь. В одноименном треке "Царь" Васин об этом открыто заявляет, приговаривая: "Довольно почестей! Довольно! Я все сказал! Вольно!" В песнях "Фигачу" и "Жир. Какая движуха" эта тема тоже всплывает. В итоге весь альбом позиционируется группой как зрелая работа профессионалов своего дела, возвышающаяся над всей остальной музыкой в представленном жанре (как поет Вася, "достичь таких высот никому даже не снится"). Тем не менее, ни эта, ни другие вышеперечисленные темы не являются основными в "Царском альбоме". На первый план здесь вышла тема любви, что очень непохоже на "Кирпичей", всегда уделявшим ей минимум внимания в своем творчестве. Весь альбом проникнут романтикой, романтикой северной столицы России, где лирический герой песен испытывает сердечные переживания, с которой связаны лучшие моменты его жизни. И группа рассказывает истории любви не банально, не отделывается общими фразами, а применяет великолепный прием (возможно, неосознанно): целостная картина отношений противоположных полов складывается из маленьких кусочков, казалось бы, незначительных эпизодов, как бы случайно брошенных ремарок солиста. Эти вполне конкретные, приземленные и малозаметные детали и ситуации очень жизненны, каждый человек сталкивался с ними когда-либо, поэтому эффект, оказываемый на слушателя намного сильнее, чем обычно. Слушатель невольно примеряет на себе истории из жизни Васи Васина, и это заставляет его поверить в них, глубоко их прочувствовать. Возьмем, например любимую всеми музыкантами ситуацию расставания со второй половиной, которая здесь блестяще отображена в песне "Я понял все. Спасибо. Пока" В ней Вася Васин не говорит ничего о причинах расставания, лишь слегка касается своих переживаний по этому поводу; зато он описывает, как перед прощальным свиданием ехал вместе с Сашей из группы "Сплин" в самолете, как после свидания зашел в бар попить тэкилы, заметил, что девушка в этот раз выглядела хуже, чем обычно, упомянул, как предложил ей виски, а она отказалась, как они оба то молчали, то произносили что-то нелепое, он стоя, она сидяПримерно также раскрываются романтические переживания героя в остальных песнях, и не только романтические. Через детали, фрагменты слушатель может проникнуться атмосферой новогоднего праздника (песня "Новый год"), ощутить чувства, испытываемые при долгой разлуке с любимым человеком и приближении встречи с ним ("Ништяк"), вдохнуть легкость и свободу в предрассветные часы мегаполиса после бурных ночных похождений ("Что-то постоянно плывет по Неве"), поразмыслить о грустных философских истинах ("Как быстро летит время"). Таким образом, "Царский альбом" - самый романтический альбом "Кирпичей", самый глубокий и, наверно, зрелый. Качество по-прежнему остается на первоклассном уровне, хотя не помешало бы сделать музыку поэнергичнее. После первоначального разочарования со временем возникает желание видеть следующий диск группы выполненным на манер именно этой их работы. Жаль, что следующий СD "Кирпичей" под названием "7", вышедший в конце 2006 года, не оправдал этих ожиданий. Но это уже совсем другая история. |