В 2010 году исполнилось 170 лет со дня рождения величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского (07.05.1840 – 06.11.1893). К этому событию Фирма "Мелодия" приурочила выпуск диска "П.И. Чайковский. Забытые страницы". Представленная на диске запись концерта, посвященного 150-летию со дня рождения композитора включает в себя редко исполняемые сочинения, открывая слушателям новые грани таланта Чайковского вызывает живейший интерес публики. Эти произведения были блестяще исполнены в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром под управлением Евгения Светланова. Увертюра к драме А.Н. Островского "Гроза" (1864) была написана Чайковским еще во время его учебы в Санкт-Петербургской консерватории. Весной 1864 года Антон Рубинштейн, у которого Чайковский учился оркестровке, задал своим студентам сочинить увертюру к опере. "Чуть ли не с тех пор, что он посвятил себя музыке, его мечтой было написать оперу на сюжет его самой любимой русской драмы – "Грозы" Островского", – вспоминал брат композитора Модест Ильич. После смерти Чайковского в его записях была обнаружена литературная программа увертюры: "Вступление: adagio (детство Катерины и вся ее жизнь до брака), (allegro) намеки на грозу; стремление ее к истинному счастью и любви, (Allegro appassionato) – ее душевная борьба – внезапный переход к вечеру на берегу Волги; опять борьба, но с оттенком какого-то лихорадочного счастья; предзнаменование грозы (повторение мотива после адажио и его дальнейшее развитие); гроза, апогей отчаянной борьбы и смерть". Интересно, что при написании увертюры композитор несколько отошел от данной программы – к примеру в музыке присутствует образ Кабанихи. "Когда Петр Ильич играл нам свое произведение, – отмечал Модест Чайковский, – то упоминал об изображении Кабанихи в первом аллегро". Кроме того, обозначения темпов и характеров не соответствуют указанным в партитуре. Рубинштейн подверг критике первый опыт своего ученика, отметив, что тот "наделал безумства по части форм и инструментовки", тем не менее "Гроза" наметила основное направление творческого пути молодого композитора, и Чайковский неоднократно возвращался к этому тематическому материалу в ряде своих произведений – в медленной части Первой симфонии, Концертной увертюре, операх "Воевода", "Опричник". Увертюра так и не была издана и исполнена при жизни автора. Премьера состоялась под управлением А.К. Глазунова в 1896 году. Так же в годы учебы Чайковским были написаны не сохранившиеся "Характерные танцы" (1865), которые по свидетельству его брата Модеста легли в основу представленных на диске "Плясок сенных девушек" из второго действия оперы "Воевода". Симфоническую поэму для оркестра "Фатум" (1868) молодой композитор посвятил М.А. Балакиреву. В этом раннем произведении Чайковский впервые обращается к "роковой" тематике, проходящей впоследствии через все его творчество. Столкновение человека с неумолимой судьбой стало одной из ключевых идей в мире образов композитора. В отличие от "Грозы" в "Фатуме" нет развернутой сюжетной линии. С целью расшифровать публике смысл загадочного названия поэмы на концертных программках организаторы премьеры в Русском Музыкальном обществе поместили строчки из стихотворения К. Батюшкова "Ты знаешь, что изрек,/ Прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек:/ "Рабом родился человек,/ Рабом в могилу ляжет,/ И Смерть ему едва ли скажет,/ Зачем он шел долиной скудных слез,/ Страдал, терпел, рыдал, исчез". Однако эти стихи, подобранные к уже сочиненной музыке, не могли адекватно выразить замысел Чайковского. Скорее наоборот, в музыке нет присущего стихотворению пессимизма и разочарования. Премьера "Фатума" состоялось в Москве 15 февраля 1869 года под управлением Николая Рубинштейна. В письме к брату Чайковский писал: "Пишу тебе это письмо ночью после концерта Музыкального общества. Исполнялась в первый раз моя фантазия "Фатум". Это, кажется, лучшее, что я до сих пор написал, по крайней мере, так говорят другие (успех значительный)". В Петербурге поэмой дирижировал М. Балакирев, и по его словам "аплодировали мало". Сочинение вызвало в прессе серьезную критику. Композитора упрекали в "бессвязности, разрозненности формы, разорванной частыми паузами и обремененной слишком большим числом различных мотивов". Под влиянием критики Чайковский сжег партитуру "Фатума". В 1896 году, после смерти Чайковского, партитура была восстановлена по сохранившимся оркестровым партиям библиотекарем Московской консерватории Р.Р. Шорнингом и издана М. Беляевым. К сюжету шекспировской трагедии "Гамлет" композитор обращался дважды. Первый раз – в 1888 году, сочинив увертюру-фантазию, и спустя 3 года, когда написал музыку к спектаклю "Гамлет" для бенефиса Люсьена Гитри, артиста Михайловского театра. Увертюру-фантазию соч. 67 Чайковский посвятил Эдварду Григу, которым был очарован. Идею создания музыки на сюжет трагедии У. Шекспира композитору предложил его брат Модест еще в 1876 году. Однако Чайковский последовал совету брата лишь спустя 12 лет. Увертюра-фантазия не имеет литературной программы. Скорее это произведение рисует перед нами образ принца Датского – его характер, энергию, мысли и чувства. Премьера увертюры прошла в Санкт-Петербурге 12 ноября 1888 под управлением автора. |