Как-то так сложилось, что лучшие вещи у Александра Ф. Скляра, лидера группы "Ва-Банкъ", зачастую получались на стороне – вспомнить хотя бы их блистательный совместный альбом с Гариком Сукачевым. "Город Х", совместная работа с композитором Олегом Литвишко – ровно такая же история; пластинка неожиданная, довольно лихая и какая-то удивительно здоровская.
Хотя имя Олега Литвишко мало кому о чём-то говорит, первый герой этой пластинки – именно он. Назначенный главным по звуку, он придумывает для "Города Х" внушительное количество довольно неожиданных звуковых обрамлений. Электронные эмбиентные зарисовки и сумрачный трип-хоп, электрифицированный развинченный джаз и полу-индустриальные мусорные гремелки, явно вдохновленные творчеством Тома Уэйтса – всему находится своё место. Принимая во внимание, что Скляр тут в основном рассказывает этакие вдохновенно-мрачные сказки города грехов, исполненные то хулиганской бандитской романтики, то полуночной задумчивости, спайка атмосферы и звука получается почти идеальная. Скрипят старые пластинки, из соседней комнаты доносится приглушенный пианинный ноктюрн, за соседним кабаком кто-то бьёт кого-то головой об мусорный бак, и на всё это сверху смотрит огромная полная луна, периодически перечёркиваемая бегом темного облака – таков звуковой мир "Города Х".
Собственно, если есть в этом альбоме изъян, то он в том, что Скляр с Литвишко часто будто боятся идти достаточно далеко на ими же открытые территории и пытаются прикрываться традиционным рок-инструментарием. Несколько раз таким образом они портят лучшие вещи пластинки – скажем, если "Высший пилотаж" ещё вполне может пережить вступление во втором куплете совершенно прямолинейных барабанов с гитарой, то вот шикарнейшему эмбиенту "Вдвоём" без этого дополнения было бы намного лучше. Да и центральная вещь альбома, монументальный трип-хоп "Моби Дик", тоже ничегошеньки не потеряла бы, если бы из неё выкинули всю электрогитару. Видимо, Скляр с Литвишко в какой-то момент сами испугались собственноручно созданного вдохновенного макабра. Хорошо бы это была не последняя их работа вместе; и хорошо бы во второй раз они были посмелее. |