Питерская группа АВИА появилась на свет в сентябре 1985 и объединила силы трёх блестящих инструменталистов и самобытных авторов песен, пути которых впервые пересеклись тремя годами раньше в составе Странных игр - одного из наиболее любопытных феноменов отечественного рока первой половины 80-х, чья музыка, вне всяких сомнений, привила ему интонации новой волны.
Алексей Рахов - саксофон, гитара, аккордеон, бас, вокал дебютировал в школьной группе Второе Рождение, позже играл в несколько более известном Дне Рождения, а в Странных играх участвовал с первых дней их существования. На I и II Фестивалях Рок-клуба он получал призы как лучший саксофонист. Его номер "Телефона нет" был признан одной из лучших песен Фестиваля'84. Помимо того, он регулярно участвовал в духовой секции Поп-механики и играл с рок-н-рольным Стандартом.
Николай Гусев - клавишные, вокал дебютировал в школьной группе; позднее окончил музыкальное училище, а с февраля 1979 и до лета 1981 был участником легендарных Аргонавтов, где демонстрировал безупречную технику и современное музыкальное мышление. После их распада в августе 1981 недолго играл с Барокко Николая Гречушникова и так и не состоявшейся супер группой Рок-фронт. Осенью 1982 пришел в Странные игры, в ноябре 1983 собрал существовавшую параллельно с Играми группу рок-н-ролльного возрождения Стандарт; помимо того, выступал с блюз-бэндом BLUES MOTOR и играл фортепьянные дуэты с Сергеем Курёхиным.
Александр Кондрашкин - барабаны, перкуссия, вокал. Начинал ещё в середине 70-х в безвестных группах, выступавших на пригородных танцплощадках, но впервые был замечен как участник Пикника в 1979. Позже работал в джазовых комбо Давида Голощекина и Сергея Курёхина, играл и записывался с Аквариумом, а в эпоху Рок-клуба был безоговорочно признан лучшим барабанщиком города, демонстрируя неординарное мышление и мастерство в рядах Тамбурина, Странных игр, Мануфактуры, Поп-механики, Стандарта, Джунглей, Объекта насмешек и прочее.
В 1983 и 1985 Странные игры становились лауреатами фестивалей Рок-клуба. Пользовались неизменным успехом у слушателей и записали два великолепных альбома, однако, со временем взгляды на музыку её участников радикально разошлись, и она скоропостижно распалась в июне 1985. Хотя той же осенью Гусев, Рахов и Кондрашкин - после эпизодической и не закончившейся ничем попытки объединиться с обломками Мануфактуры - возродили партнёрство под именем АВИА.
Название это с ударением на "И" сами участники негласно расшифровывали как "Анти-ВИА", что было должно, по их замыслу, противопоставить живое и искреннее творческое начало казённой банальности и лицемерию тогдашней официозной эстрады. Дебют АВИА состоялся 31 января 1986 в ДК им. Ленина, где АВИА показали программу "Из жизни композитора Зудова", которая легла в основу их дебютного альбома Жизнь и творчество композитора Зудова, записанного на студии Алексея Вишни той же весной (к сожалению, он до сих пор он не издан официально).
1 июня 1986 года АВИА выступили на III Фестивале Рок-клуба и стали лауреатами, а Гусев и Кондрашкин уже традиционно были отмечены как инструменталисты, однако, сами музыканты ясно ощущали необходимость расширить арсенал своих выразительных средств. С этой целью в ноябре 1986 АВИА привлекли к сотрудничеству актера мим труппы "Лицедеи" Антона Адасинского (который в середине 70-х играл на гитаре в школьной группе Рахова!). Его новаторские идеи оказались созвучны музыке группы, и уже вскоре АВИА разрослись до масштабов целого театра, который включал актеров/музыкантов Марата Темиргазова, Елену Бобрецову, Татьяну Миронову, а также шоу группу (своего рода кордебалет), состав которой колебался в интервале от пяти до десяти человек!
Ушедшую в начале 1987 Миронову последовательно сменяли саксофонисты Александр "Стереозольдат" Нимков (известный также своими соло-проектами под именем Stereozoldat) и Алексей Меркушев.
В декабре 1987 группа с успехом представляла Питер на "Рок-Панорама-87" в Москве, где разделила аплодисменты публики с Nautilus Pompilius, после чего начала регулярно гастролировать по стране. На телеэкранах появились их номера "Весенняя массовая", "Я не люблю тебя" и т.д., которые, по сути дела, стали первыми отечественными видеоклипами.
Отвечая изначально декларированной установке на пародию, гротеск, иронию и музыкальную стилизацию, АВИА сатирически переосмысливали и выворачивали наизнанку стереотипы массового сознания, доводя до абсурда идеологические штампы и умело обыгрывая реалии повседневной жизни; они пародировали тоталитарный масскульт 30-х, официозные ритуалы, казуистику масс-медиа и эстрадные штампы, что делало их творчество доступным даже не понимающей языка аудитории. Благодаря этому, начиная с 1987 года АВИА всё чаще выезжали за рубеж, где их "тоталитарный китч" моментально встретил горячий отклик. Во второй половине 80-х АВИА гастролировали практически во всех странах Европы и выступали на рок-фестивалях в Великобритании, Финляндии, Италии, Германии и т.д.
В 1988 фирма "Мелодия" издала второй альбом АВИА Всем!, который два года спустя с легкой руки экс менеджера Pink Floyd Питера Дженнера был переиздан в Великобритании фирмой Hannibal Records и удостоился четырех звёздочек во влиятельном журнале "Q".
Если изначально АВИА ориентировались на синтезаторный new wave (первый альбом включал, преимущественно, короткие и мелодичные номера с броскими соло инструментов), то с течением времени драматургия спектакля начала подчинять себе музыку, отводя ей чисто декоративную роль. Это повлекло за собой конфликт между костяком АВИА и Адасинским (что нашло косвенное отражение в фильме Алексея Учителя "Рок", где Антон фигурировал как один из главных героев) и, в конечном счете, сделало раскол между группой и театром неизбежным. В октябре 1988 Адасинский ушёл и вскоре после этого организовал свой мим театр "Дерево", ныне успешно работающий на площадках Европы. Его роль взял на себя появившийся в группе парой месяцев раньше шоумен Дмитрий Тюльпанов.
В декабре 1988 Меркушева сменил коллега Гусева по Аргонавтом и Барокко, саксофонист Евгений Жданов, который предыдущие семь лет играл с группой Савояры. Он быстро стал неотъемлемым элементом звучания АВИА.
Год спустя они окончательно расстались с театральными проектами и шоу группой, сменив её на духовую секцию в составе: Евгений Скоблов - труба и Валерий Кутейников - тромбон. Оба дебютировали в составе АВИА в апреле 1990, когда группа представила на суд слушателей свою очередную сатирическую программу "Навстречу 1000-летию Великого Октября". Первую половину 90-х АВИА провели в состоянии полураспада: Гусев работал в документальном кино (в Финляндии вышло несколько лент с его музыкой) и на радио, записывался с Юрием Ильченко, занимался звукорежиссурой на принадлежавшей АВИА студии Indie, а также управлял делами созданного под крышей их родного ДК им. Ленина клуба Indie. Рахов играл с группой НОМ и вёл программу на радио, а Жданов выступал и записывался с этно-джазовый группой Самкха, разнообразными джазовыми комбо и группой НЭП.
В сезоне 1989-90 Рахов и Кондрашкин несколько раз выступили в Питере и совершили короткий тур по Германии в составе трио Восток 1 (+ Александр Титов из Аквариума на басу).
В начале 1991 личные проблемы принудили покинуть АВИА Сашу Кондрашкина, место которого занял Иван "Ян" Феденко, ранее игравший с группами СепсисС и Джунгли. Позднее Кондрашкин всё же вернулся в музыку - он участвовал в первой реставрации Странных игр, опять играл с Аквариумом, Чижом & Co и индустриально-джазовым комбо Noise & Toys, однако, весной 1994, во время гастролей в Германии с группой Клуб Кавалера Глюка, упал с большой высоты и, получив серьезные травмы, окончательно покинул сцену, а 8 июля 1999 в результате инсульта, вызванного осложнениями после этих травм, скоропостижно умер.
Лишь в 1994 АВИА воссоединились в составе Гусев-Рахов-Жданов и записали изданный год спустя General Records альбом Песни о природе и любви, а также начали выступать на сценах появившихся к этому времени клубов. Продолжая работать и со Странными иргами и с АВИА, Рахов в 1996 стал участником группы DEADушки (с коллегой по Играм Виктором Сологубом), дебютный альбом которых "Искусство каменных статуй" вышел в июне 1998, а на протяжении 1997 был администратором популярного клуба Wild Side.
В октябре 1997 компания Manchester выпустила первый соло-альбом Гусева "Исправленному верить", работа над которым заняла около трех лет. Помимо того, он занялся практической журналисткой, с весны 1998 (вместе с экс коллегой по АВИА Валерием Кутейниковым) играет с одной из фракций расколовшейся надвое группы НОМ, а осенью 1998 принял деятельное участие в записи соло-альбома бывшего лидера группы Дилижанс Фёдора Столяров. |