1;2;5;7;8;10 – записаны московским фольклористом Андреем Кабановым в 1967-69 годах в станицах Червлёная, Наурская, Шелковская (коренные древние поселения гребенских казаков) ныне Чеченская республика 3;4;6;9;11;12;13;14;15 – записаны ансамблем "Братина" в станицах: Новопавловская, Старопавловская, Марьинская, Зольская, Государственная Кировского р-на Ставропольского края в 1998 году.
Музыкальной особенностью местной песенной традиции является, в основном, двухголосное (терцовое) пение с элементами гетерофонного нижнего голоса, который являет собой третий эпизодический голос. Если на Дону верхний голос ("дишкант") является украшением, кружевом плотной многоголосной фактуры и живёт как бы самостоятельной жизнью: где хочет вступит, где хочет оборвёт, то на Тереке самого понятия "дишкант" – нет. Есть понятие верхнего голоса. И именно на нём держится вся музыкальная фактура. Верхний голос задаёт и тон, и темп и ведёт за собой всех исполнителей. ("Вдоль по линии Кавказа" № 3, "От чего ковыл-травушка загоралася" № 2 и др.) Но вместе с тем, Тереку не чужда многоголосная гармония с широкой фактурой и гетерофонным нижним голосом, отдалённо гармонически напоминающая традицию Верхнего Дона. ("Уж вы ветры мои" № 4, "Куда летишь, кукушечка?" № 8, "Не успела оглянуться" № 12, "Шамиля" № 15 и др.)
|