
![]() |
NetLab · Rules · Torrent Tracker · Have a problem? · Eng/Rus |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Welcome Guest ( Log In | Register | Validation ) | Resend Validation Email |
![]() |
|
Posted: 04-07-2008, 17:55
(post 1, #846181)
|
||
Б. Кроули(К) ![]() Group: Prestige Posts: 7074 Warn:0% ![]() |
Сразу оговорюсь - я не спец и не профи. Я просто расскажу, как я это делаю, а если найдется кто-нибудь, кто расскажет, как это делать правильнее - я буду только рада. Номер 1. Начало. Итак, мы открываем Аудишен и собираемся записывать книжку. Для записи нужно открыть новый файл. ![]() Для нового файла мы выставляем оптимальные параметры: рэйт 44100, моно, 16 бит. ![]() Подразумевается, что микрофон подключен и в целом работает. Пишем пробный файл. Красная кнопка на панели управления - запись, квадратная - стоп. На пробной записи нас интересуют - уровень шума и уровень записи. Заодно можно посмотреть, много ли пишется дыхания - возможно, стоит чуть изменить позицию микрофона. ![]() В данном случае шума почти нет, если его много - стоит посмотреть, что можно с этим сделать, кроме звукоизоляции комнаты. Например - отодвинуть шнур микрофона от соседних электрических шнуров... А вот уровень записи - низковат. Поэтому открываем Volume Control - из таскбара или из контрольной панели. В открывшемся окне Volume Control выбираем опцию Recording ![]() Увеличиваем громкость микрофона, пишем контрольный отрывок. ![]() Вот теперь мы готовы к записи. Можно закрыть тестовый файл, открыть новый, - и начинать. Начиная - оставляем первую пару секунд записи пустыми, впоследствии нам это сильно пригодится для коррекции шума... |
||
|
Posted: 08-01-2010, 20:20
(post 2, #937809)
|
||
Б. Кроули(К) ![]() Group: Prestige Posts: 7074 Warn:0% ![]() |
Номер 2. Редакция нормального звукового файла. Итак, мы записали звуковой файл. Хороший файл, уровень не низкий - но и не зашкаливает... Что дальше? ![]() Дальше мы выделяем участок, по которому будет строиться профайл для удаления шума - и даем команду на построение этого самого профайла. ![]() Затем выделяем весь файл, и запускаем шумодав, он же - Noise Reduction. Следует отметить, что не нужно пытаться передавить весь шум на свете: шумодав, выставленый на 100 процентов, сильно подрезает высокие частоты, звук становится глухой, как из бочки. Оптимальный уровень снижения - между 70 и 80 процентами. ![]() Шум ушел, но в паузах между речью тут и там остались прописаны всякие артефакты: щелчки, дыхание и т.д. Все места, вызывающие сомнение, стоит проверить, и, если есть необходимость, откорректировать. Такой кусочек можно выделить - и для начала прослушать. Кнопка с обычной стрелкой в меню проигрывает выделенный кусок "от сих до сих". ![]() В нашем случае это оказался посторонний шум. Самое простое, что с ним можно сделать - применить опцию Apply Silence. Еще один щелчок нашелся в конце файла. К нему тоже можно применить Apply Silence - или просто отрезать этот ненужный кусок паузы(он был записан для создания профайла шумоподавления) ![]() Теперь отредактированный файл сохраняем. В формате Windows PCM (.wav). Перегонять в мр3 удобнее и экономичнее посредством Batch Processing - то есть пакетной обработки файлов. Практически - удобнее вначале начитать всю книжку, просто сохраняя нередактированные файлы в формате Windows PCM (.wav), а после - подряд, файл за файлом, отредактировать. ![]() Что касается нарезки длиных файлов на отрывки минут по пять, как это удобно для владельцев большинства плееров - насколько мне известно, большинство предпочитает делать это программно, разными программами для нарезки. Я делаю вручную: просто отрезаю от начала файла по какой-нибудь большой паузе кусок минут примерно на пять(линейку времени мы видим внизу окна) - и сохраняю его, как новый файл. Я делаю это после окончания редакции длинного звукового файла - но до того, как его сохранять. Фактически - вместо того, чтобы сохранять один двадцатиминутный файл, я сохраняю четыре файлика по 5 минут, отредактированные и готовые к конвертации в мр3. |
||
|
Posted: 08-01-2010, 20:31
(post 3, #937813)
|
||
Б. Кроули(К) ![]() Group: Prestige Posts: 7074 Warn:0% ![]() |
Номер 3. Редакция аудиофайла с превышениями допустимого уровня записи. Допустим, не все в нашей жизни так золотисто, как хотелось бы. Мы отрегулировали перед записью уровень звука с микрофона, но чтец наш в какой-то момент вошел в раж, поднял голос - и получилось вот что. В тех местах, где пики зашкаливают за контрольную белую линию в -1Дб, при воспроизведении будет искажение звука. Довольно неприятное для уха искажение, кстати. ![]() В этом конкретном файле, вдобавок, у нас нет и пары секунд тишины в начале или конце, нужных для построения профайла шумоподавления, поэтому мы воспользуемся наиболее длинной и с виду ровной паузой между словами. ![]() Удаляем шум, как обычно. ![]() А теперь - специальный трюк. Clip Restoration - восстановление подрезанных зашкаливающим уровнем пиков с общим снижением уровня. Пресеты там не очень удобные, лучше выставлять уровень снижения вручную в Db формате. Обычно хватает -2 или -3 Db, в нашем случае - -4. ![]() Теперь все пики нашей записи, за исключением одного-единственного в начале записи, которым мы займемся чуть позже, укладываются в границы -1 Db. Следующий этап - поиск и изничтожение артефактов. В нашем случае - чтец усиленно дышал в микрофон... Будем использовать Apply Silence. ![]() Вот здесь, в начале файла, вкрался щелчок, который мы просто аккуратно вырежем. Его отсутствия никто не заметит, несмотря на то, что щелчок расположен посреди произносимой фразы - этот единичный пик имеет очень малую продолжительность. Красной стрелкой отмечен еще один активный выдох чтеца, который придется заместить тишиной. ![]() Вот и все. Файл готов для сохранения. |
||
|
Posted: 08-01-2010, 20:37
(post 4, #937818)
|
||
Б. Кроули(К) ![]() Group: Prestige Posts: 7074 Warn:0% ![]() |
Номер четыре. Еще один вариант редакции файла с перегрузками допустимого уровня. Допустим, у нас имеется файл. Не с такими мощными перегрузками, как в предыдущем случае, но все же пики зашкаливают серьезно. Смотрим мы на него привычным редакторским глазом - и видим, где можно взять образец для профайла шумоподавления, где есть артефакты, которые придется потом полировать отдельно... ![]() После прогона уже знакомых нам Noise Reduction и Clip Restoration с границей в -3Дб, наш файл выглядит уже приличнее, но отдельные узкие пики все еще зашкаливают. ![]() В этом случае удобно воспользоваться фильтром Normalize Amplitude, выставив его параметры в Дб формате и определив границей -1Дб ![]() Вот теперь - не зашкаливает ничего и нигде. Удаляем замеченные артефакты и сохраняем файл. ![]() Кстати о птичках. Еще один способ загнать пики в допустимые границы - это воспользоваться фильтром снижения громкости. ![]() Потом почти наверняка потребуется прогон Normalize Amplitude, но это не страшно, это мы уже умеем. Этот способ мне нравится меньше, поскольку при значительных изменениях громкости посредством этого фильтра звук несколько искажается. Главный плюс этого метода - в возможности поиграть эквалайзером по ходу дела. Но все же мы его рассматриваем, как метод выбора. Иногда и он может пригодиться. |
||
|
Posted: 08-01-2010, 20:42
(post 5, #937821)
|
||
Б. Кроули(К) ![]() Group: Prestige Posts: 7074 Warn:0% ![]() |
Номер 5. Редакция аудиофайла с низким уровнем записи. Такое просто случается. Причин может быть много, часть из них - объяснимы(чтец не в голосе), часть необъяснимы и исполнены мистики(взаимодействие конкретного микрофона с конкретной звуковой картой) - мы рассмотрим здесь борьбу со следствиями, а с причиной придется разбираться, если что, каждому самостоятельно. Итак, наш файл. Сразу подбираем участок для захвата Noise Reduction Profile. ![]() Так выглядит наш файл после работы Noise Reduction ![]() Теперь в дело вступают уже известные нам фильтры: громкость, на этот раз - на повышение ![]() И Normalize Amplitude c границей -1Db. Результат этих действий выглядит вполне приемлемо(и звучит - тоже), в таком виде его и сохранить не стыдно: ![]() Кстати о птичках. Самый жестокий для редактора вариант - это стационарный микрофон и чтец, который нет-нет, да и подвинется немножко. В результате - разные участки записи имеют разную амплитуду, а весь файл в целом напоминает лыжную трассу для фристайла. Если вам настолько не повезло - файл придется редактировать по участкам, по возможности выравнивая его - и стараясь при этом использовать фильтры мягко и нежно: чем агрессивнее фильтр, тем большее искажение звука от него можно ожидать... Послесловие автора: С этой темой вроде вкратце все. Если есть вопросы, сложности, сэмплы, которые хочется поковырять вместе - вопросы сюда, сэмплы - ко мне на мэйл(есть в профайле). Следующая тема, которой я собираюсь заняться при первой возможности, - наложение музыки, обработка музыкальной дорожки, совмещение и наложение музыки и голоса, выделение голоса чтеца на музыкальном фоне. |
||
|
Posted: 08-01-2010, 21:33
(post 6, #937836)
|
||
Председатель Земного Шара ![]() Group: Global Moders Posts: 10687 |
Вроде никто и не просил вякать..... но молчать не могу - для работы с вокалом (голосом) это довольно важно и недорого. Практически для всех людей для удобства борьбы со звуком "п", звуком выдоха и тому подобных артефактов движения голоса/микрофона/исполнителя применяется поп-фильтр + повеска "паук" ![]() поп-фильтр можно купить относительно недорого или просто сделать из двойного слоя нейлоновых колготок (только вот ржать не надо, выдели б что стоит обычно в наших проф.студиях - вы бы потеряли дар речи ![]() с подвеской немного сложнее - если запись превратится в неодноразовое занятие - то купить или всё же сделать строго обязательно, это не понты. Ещё важно - нескрипящий пол и мягкая подстилка под ноги (уже и переступить с ноги на ногу нельзя что ли?) Ну и конечно отдельная комната/пространство в комнате, лучше заглушенное спец материалом или обычным ковром/халатом и тд.....) Для непрофессиональных исполнителей, которые не умеют владеть диапазоном голоса, очень необходим программный компрессор/лимитер в "пре-обработку", главное не увлекаться большими значениями, тут как завещал Д.Л., лучше меньше, да лучше. |
||
|
Posted: 08-01-2010, 22:36
(post 7, #937895)
|
||
Б. Кроули(К) ![]() Group: Prestige Posts: 7074 Warn:0% ![]() |
![]() Компрессоры - если аккуратно - это гут, но я не настолько опытный человек, чтобы статью про компрессоры писать... Если соберется кто-нить, я его с транспорантами встречать буду. |
||
|
Posted: 08-01-2010, 22:36
(post 8, #937896)
|
||
Newbie Group: Members Posts: 13 Warn:0% ![]() |
Мне кажется что многие здесь, если даже не все, пишут с помощью хедсета, так что такой вариант не проходит. Да и не удобно ведь, микрофон перед носом... Как читать? |
||
|
Posted: 08-01-2010, 22:38
(post 9, #937899)
|
||
Newbie Group: Members Posts: 13 Warn:0% ![]() |
WhiteRabbit Одна и та же мысль, в один и тот же момент ![]() |
||
|
Posted: 08-01-2010, 22:49
(post 10, #937906)
|
||
Председатель Земного Шара ![]() Group: Global Moders Posts: 10687 |
читать - с пюпитра, или думаете все свои слова наизусть знают из певцов? ![]() я не возражаю против хедсетов, тут уж кто как привык, лишь бы звучало без перепадов... про компрессоры....ну придётся мне писать статью...кому же ещё? под аудишн писать? |
||
|
Posted: 08-01-2010, 23:17
(post 11, #937929)
|
||
Б. Кроули(К) ![]() Group: Prestige Posts: 7074 Warn:0% ![]() |
drobovik О, да, да! Под аудишен! Плииз! ![]() |
||
|
Posted: 09-01-2010, 00:05
(post 12, #937957)
|
||
Председатель Земного Шара ![]() Group: Global Moders Posts: 10687 |
осталось найти и установить себе аудишн ![]() я на сонаре и самплитуде сижу... |
||
|
Posted: 09-01-2010, 00:46
(post 13, #937968)
|
||
Superman Group: Members Posts: 1612 Warn:0% ![]() |
Да уж, "кролики - это не только ценный мех" ![]() |
||
|
Posted: 09-01-2010, 02:38
(post 14, #937998)
|
||
Б. Кроули(К) ![]() Group: Prestige Posts: 7074 Warn:0% ![]() |
Didoo LOL Эта тема тут уже полтора года лежит, просто картинки пришлось сегодня перезалить. Я рада если пригодится. ![]() |
||
![]() |