"Мир традиционной казачьей песни всегда удивляет своим непредсказуемым разнообразием, и особенно интересны для нас голоса коренных жителей Области Войска Донского. Предлагаемый диск записан от женского казачьего ансамбля "Хуторянка" из хутора Реченский, расположенного в 10-ти километрах от знаменитой своими песнями станицы Усть-Бузулукской. Эти места находятся на территории бывшего Хоперского округа Области Войска Донского, недалеко от границы с Воронежской областью.
Женщины из Реченского поют вместе уже много лет. И хотя немало выступают перед зрителями, делают это непринужденно, для своей радости, переживая за каждую песню, как за свою родную и любимую. Эта искренность настолько остро чувствуется слушателем, что практически не замечаешь некоторых шероховатостей музыкальных интонаций. Певицам доверяешь, а песней проникаешься. Сам сеанс записи песен для этого диска проводился "по-боевому" – за один день, без раскачек и репетиций. Фактически получилась своеобразная звуковая "фотография", срез музыкальной жизни хутора, документ-первоисточник, на природную красоту которого не устаешь любоваться. На диске 19 произведений различных жанров. Как это водится у казаков, большинство песен протяжные, разные по тематике: традиционная лирическая, шесть романсов в казачьей интерпретации, две тюремные песни, одна воинская и даже, снисходительно воспринимаемая нами сегодня, ура-патриотическая песня 1930-х годов о Сталине. С "частыми", быстрыми песнями у казаков всегда ощущается дефицит. В этом отношении репертуар "реченцев" радует: шесть плясовых, шуточная, цыганская припевка.
Донское вокальное мышление в своей основе опирается на мужскую традицию. Обычно протяжные песни Хопра трехголосны: внизу "басы", вверху солирующий подголосок – "дискант", между ними 2-3 исполнителя, ведущих партию "верхнего баса". Но это – система, сложившаяся именно в мужских ансамблях. В женском ансамбле хутора Реченский с первой же песни ясно слышишь два голоса, прекрасно друг с другом взаимодействующих. Дискант здесь хорош, он радует, он царит, он излучается в нас. После красивейшего сольного запева основная масса певиц подхватывает нижнюю ведущую мелодию песни, а среднего голоса почти нет или осталось чуть-чуть. Утеряв средний голос, песня стала прозрачней, приобрела новые качества, наверное, ее очень приятно петь и дуэтом.
В сложившейся сегодня ситуации сохранение мужской песенной традиции берут на себя женщины: красивый низкий голос женщины-запевалы (вместо мужского запева), высокий грудной регистр женского дисканта (вместо мужского подголоска-тенора), низкая тесситура ансамблевого пения, исполнение песен от имени мужчины...
Все представленные на диске песни хочется подпевать, запевать, дисканить... Они все живые, тексты полные, мелодии красивые. Хотя непосвященный человек сначала почувствует "тайный язык местной традиции", в словах и напеве которого не сразу разберешься. Здесь специфически казачьи распевы слогов на разные гласные, повторы слов, словообрывы с допеванием, вставки различных междометий. Слова в казачьей песне при малейшей возможности становятся уменьшительно-ласкательными. Песня не просто поется, она играется, разыгрывается переливается, впитывается в нас, продолжая свою вечную жизнь через многие поколения." |