Когда Гвен Стефани была еще маленькой девочкой и даже не подозревала, что когда-нибудь начнет писать песни, будущее рисовалось ей в патриархальных тонах: замужество, тихая семейная пристань, дети, аккуратный домик за белой оградкой. В разрушении этой выдуманной идиллии виноват никто иной, как старший брат Гвен Эрик Стефани. Познакомив сестру с музыкой ска и новой волны, он привел в действие ту цепочку событий, которые помогли воплотить в жизнь полярно противоположный образ будущего: международная известность, миллионы проданных альбомов, фото на обложках журналов, головокружительная карьера, не ограничившаяся музыкой, а охватившая мир кинематографа, модной одежды и технического дизайна.
Момент истины наступил для Гвен, жившей тогда в Фуллертоне, Калифорния, в 17-летнем возрасте. В это время она числилась студенткой местного Государственного колледжа. Очарованная записями андеграундных групп Madness, The Specials, The Selector, которые постоянно слушал ее брат, она продолжила знакомство с представителями возрождающейся ска-сцены. Клубы Лос-Анджелеса изобиловали такими командами, девушка зачастила на концерты Fishbone, Untouchables и других групп. Так что незадолго до своего 18-летия она была уже морально готова к тому предложению, которое сделал ей брат: поучаствовать в новой ска-группе, созданной Эриком на пару с его другом Джоном Спенсом (John Spence). Гвен охотно согласилась. Круг ее обязанностей был предельно узким, потому что единственное, что она умела, это петь, чем и занималась в дуэте с Джоном. Гвен особенно сдружилась с бас-гитаристом Тони Кэнелом (Tony Kanal), который познакомил ее с совсем другой музыкой - Lisa Lisa и The Cult, Jam и Club Nouveau.
До поры до времени все шло хорошо, пока в декабре 1987 года Джон Спенс не покончил с собой. Шокированные музыканты растерялись, будущее команды, которая тогда уже носила имя No Doubt, рисовалось в самых мрачных тонах. В многочисленных интервью, которые участники группы давали через много лет уже в статусе рок-звезд, они не раз подчеркивали, что именно благодаря Гвен Стефани коллектив с минимальными потерями пережил эти смутные времени, сохранил единство и смог двигаться дальше. У Гвен имелись и личные мотивы уберечь группу от распада: с басистом Тони Кэнелом ее связывали уже не только рабочие, но и романтические отношения.
Команде понадобился не один год, а Гвен Стефани немало сил и терпения, чтобы после нескольких лет полной безвестности и сотен выступлений, сыгранных в барах и клубах, им улыбнулась удача. Правда, улыбка оказалась кисловатой: подготовленный по контракту с компанией Interscope дебютный альбом не вызвал ни восторга у владельцев лейбла, ни сколько-нибудь ощутимого интереса у меломанов. Руководство Interscope было настолько разочаровано звучанием "No Doubt", сплавившего поп-стилистику 80-х и ска, что отказалось финансировать и обещанный промо-тур, и новые записи, если команда не сможет измениться. Гвен Стефани, основной автор текстов и моральный лидер ансамбля, сдаваться не собиралась.
На свой страх и риск, вытряхнув собственные кошельки, в 1994 году No Doubt подготовили симпатичную пластинку "Beacon Street Collection", благодаря которой рекорд-лейбл даже сменил гнев на милость. Самое время радоваться, но в биографии No Doubt снова наступает мрачный период. Группа прощается с Эриком Стефани, который переквалифицируется в художника-аниматора и воплощает в жизнь приключения семейства Симпсонов. Неважно идут дела и в личной жизни вокалистки: из отношений Гвен и Тони Кэнела уходит романтика, и остается только работа. Певица глубоко переживает это охлаждение, зато получает богатейший материал для творчества - она пишет несколько десятков великолепных песен о потерянной любви и сердечной боли, из которых рождается третий альбом No Doubt "Tragic Kingdom" (1995).
Вызывающе яркие, пронзительные хиты "Don't Speak", "Just a Girl" и "Spiderwebs" приносят группе две номинации Grammy и катапультируют альбом на вершину американского хит-парада. Колоритная персона Гвен Стефани оказывается в фокусе всеобщего внимания, приобретающего уже нездоровые размеры. Читатели журнала "People" называют ее одной из пятидесяти самых красивых женщин мира. Пресса, не жалея хвалебных эпитетов, расписывает роль певицы в команде, и на ее фоне трое остальных участников выглядят второстепенными персонажами, что, конечно, не прибавляет теплоты в их отношениях. Проблема сохраняет актуальность и к моменту появления следующего альбома "Return of Saturn" (2000).
Когда через год выходит диск "Rock Steady" (2001), читатели хорошо осведомленной музыкальной прессы обсуждают уже другую новость - роман Стефани с фронтменом британской группы Bush Гевином Россдейлом (Gavin Rossdale). Церемония бракосочетания двух VIP-личностей современного рока, которая состоялась в Лондоне в 2002 году, не обошлась без небольшого происшествия: невеста опоздала на собственную свадьбу на 45 минут.
Для Гвен начиналась во всех отношениях новая жизнь. Ее вокал теперь можно было услышать не только в песнях No Doubt, но и в работах других артистов, самые известные из которых - ремикс на трек Моби "Southside" и хитовая песня рэп-вумен Ив (Eve) "Let Me Blow Your Mind". Этот дуэт примечателен не только продюсерскими хитростями Dr. Dre и его фирменного стиля G-funk, не только громким успехом у слушателей (хит #2 в США), но и победой на церемонии Grammy.
Пока музыканты No Doubt отдыхали после выхода "Rock Steady", Стефани обратилась к Тони Кэнелу за помощью в продюсировании ее сольного проекта, еще не до конца продуманного, но однозначно не связанного с ее любимыми ска-группами. Она уже не раз говорила Тони, что когда-нибудь, пока еще есть возможность и желание, она обязательно должна сделать танцевальную запись. Ей виделось нечто среднее между Принсом, Club Nouveau и Мадонной, что-то модное, энергичное и не очень сложное. С течением времени замысел становился все отчетливее и - интересней, увлекательней.
Еще один важный пункт этого гипотетического проекта - "собрать вместе всех любимых артистов и продюсеров, которые делают музыку для клубов". Уже на начальном этапе к работе подключилась давняя подруга Гвен, коллега по лейблу и успешный композитор Линда Перри (Linda Perry), бывшая вокалистка 4 Non-Blondes. Хотя Гвен до этого никогда не работала с женщинами и в душе сомневалась в успехе такого союза, Линда не просто оправдала, но даже превзошла ее ожидания.
К созданию модных аксессуаров, придавших композициям особый шик, Гвен сумела привлечь и завидный коллектив соавторов, чьими работами она всегда восхищалась: Dr. Dre, продюсерский тандем the Neptunes, Даллас Остин (Dallas Austin), Андре 3000 (Andre 3000), Нелли Хупер (Nellee Hooper), продюсеры Джимми Джем (Jimmy Jam) и Терри Льюис (Terry Lewis). Коллективными усилиями вырисовывалась яркая, уверенная, тщательно саранжированная запись с энергичным танцевальным уклоном.
В сентябре 2004 года заразительный, драйвовый сингл "What You Waiting For? " прорвался в радиоэфир, а феерический видеоклип стал фаворитом MTV. В танцевальном рейтинге США трек "What You Waiting For?" быстро одолел все ступени на пути к позиции лидера. Клип на эту забавную песенку, для которого Гвен перевоплотилась в Алису в волшебной стране, символически воссоздал то растерянное состояние, в котором она пребывала, пока готовила альбом. Тогда она впервые осознала, как трудно самой писать песни и нести ответственность за весь процесс от начала до конца.
Наконец в ноябре 2004 свежеиспеченный сольный дебют Гвен Стефани "Love.Angel.Music.Baby" попал на полки музыкальных магазинов. Шумихи вокруг релиза хватало с лихвой. На обложке компакт-диска Гвен снялась в компании со своим недавно созданным "отрядом" под названием Harajuku Girls. Идею этого азиатского десанта Гвен почерпнула у реального движения японских девушек с таким же названием Harajuku Girls, объединившего юных поклонниц клубных развлечений, увлекающихся новинками музыки и моды. Азиатские модели сопровождали Гвен на концертах, снимались в видеоклипах, позировали для плакатов и обложек. За что и подверглись обструкции со стороны азиатской диаспоры, утверждавшей, что они не имеют ничего общего с реальными Harajuku Girls, и критиковавшей контракты, которые якобы подписывают девушки, обязуясь не разговаривать на публике на английском языке.
Следующий сингл "Rich Girl", основанный на кавер-версии "If I Were a Rich Man" из репертуара Fiddler on the Roof, только разбередил аппетиты меломанов, а трек "Hollaback Girl" с триумфом возглавил рейтинг Billboard Hot 100. Новые синглы, сменяя друг друга, не давали забыть об артистке на протяжении всего 2005 года (к первой тройке прибавились еще три песни - "Cool", "Luxurious" и "Crash"), а тем временем Стефани пополнила свой творческий портфолио ролью в знаменитом фильме Мартина Скорсезе "Авиатор". Хотя ее героиня Джин Харлоу (Jean Harlow) произносит в кадре всего две реплики, зато гордо шествует по красному ковру в паре с Леонардо Дикаприо, так что певица своим кинодебютом вполне удовлетворена.
Едва отработав на съемочной площадке, Гвен пустилась в новую авантюру - закончила подготовку собственной линии одежды и представила общественности свою коллекцию под названием "L.A.M.B.", а это ничто иное, как все те же "Love.Angel.Music.Baby", которые она вынесла в заглавие альбома. По ее словам, на создание этой коллекции ее вдохновляли, во-первых, работы ее любимых дизайнеров Галльяно и Вивьенн Вествуд, а во-вторых, музыкальные аллюзии конца 70-х - начала 80-х, времени ее юности, о котором она всегда вспоминает с ностальгическим чувством.
Освоившись в смежных сферах кино и моды, артистка рискнула проявить себя еще в одной совершенно новой области - техническом дизайне. Для компании "Hewlett-Packard" Стефани разработала дизайн нового цифрового фотоаппарата "Harajuku Lovers". Выпущенный ограниченным тиражом, он продавался в футляре, придуманном тоже Гвен. В комплекте предлагался DVD с ее биографическими аудио- и видеоматериалами.
Тем временем, благодаря умению Гвен Стефани постоянно оказываться в центре внимания, ее дебютный альбом демонстрировал чудеса долгожительства в поп-чарте, полтора года подряд не выходя из первой десятки бестселлеров США.
В декабре 2006-го года певица выпустила свой второй сольный альбом "The Sweet Escape". Диск дебютировал на третьей позиции чарта Billboard, разойдясь тиражом почти в 250 тысяч копий в первую же недею продаж, и вскоре получил платиновый статус в Австралии и Канаде. По словам Гвен, она не планировала выпускать продолжение "Love. Angel. Music. Baby", но после издания последнего у нее осталось много неиспользованного материала, который показалось жалко выбросить. Эти "лишние" песни и стали основой "The Sweet Escape". Причем вокалистка планировала выпустить его с минимальным отрывом от "Love. Angel. Music. Baby", однако по маркетинговым соображениям решила отложить релиз на год.