Воскресение - советская и российская рок-группа. Существует с 1979 года с перерывом в 1982-1994 годах. Лидер - Алексей Романов (1979-1982, 1994 - нынешнее время), Константин Никольский (1980-1981, 1992-1994). Стиль - рок, среднее между блюзом, психоделическим роком, арт-роком с элементами кантри, фламенко и рок-н-ролла.
Среди известных песен: "Кто виноват?", "Снежная баба", "Музыкант", "Радуюсь", "Сон", "Один взгляд назад", "По дороге разочарований".
Воскресение 1979-1982
Первый периодВесной 1979 года барабанщик "Машины времени" Сергей Кавагое покинул группу. Он и его бывший напарник по группе решили создать собственную группу: в июне из "Машины" ушёл басист Евгений Маргулис, который занял своё место в новом коллективе. Автором песен стал Алексей Романов, лидер довольно успешной группы "Кузнецкий мост". На оставшуюся вакансию - соло-гитариста - позвали давнишнего друга Романова Алексея Макаревича. Так родился новый рок-коллектив - группа "Воскресение".
"Дома, на коленях" за месяц они "сделали" десять песен. Записать их было решено в учебной студии ГИТИСа, где оператором работал будущий участник "Машины" Александр Кутиков. В записи участвовали также клавишник "Машины" Пётр Подгородецкий и неплохой гитарист и вокалист Андрей Сапунов из ВИА Стаса Намина "Цветы". На записи Кавагоэ "сел за клавиши" и прописал партию синтезатора. После знакомства с Андреем Сапуновым в репертуар "Воскресения" вошли песни Константина Никольского, знакомого Андрея Сапунова. Половина песен не была собственно "воскресенскими", так "Снежная баба" и "Кто виноват?" входили в репертуар "Кузнецкого моста", "Есть у меня" - из "Машины времени", того периода, когда там пел Романов.
Группа, чьи песни транслировали радио "Moscow World Service" (вещавшего на запад в преддверии московской олимпиады), вскоре стала бешено популярной, суперхитом становится песня "Кто виноват?", которая в списке популярных песен "МК", обойдя знаменитый "Поворот" заняла пятое место. Кроме того, популярностью пользовались песни "Снежная баба" и "Сон".
В сентябре в Маргулисе неожиданно просыпается путешественник, и он уходит из группы. За бас-гитару взялся Сапунов. Талантливый в музыкальном отношении, он быстро освоил новый инструмент.
В ноябре состоялись первые концерты группы - "Воскресение" на пике славы.
В январе в группу вернулся Маргулис, и появились ещё два участника - трубач Сергей Кузьменюк и саксофонист Павел Смеян. Весной коллектив продолжает успешно выступать, появляются новые песни, первый и второй альбомы разошлись мгновенно, но на фоне внешнего благополучия в составе назревает конфликт. "Все друг другу надоели". Участники группы сочли, что Алексей Макаревич - соло-гитарист - в то время не очень умело играл свои партии. Было принято решение поменять его. Взяли Алика Микояна, бывшего участника "Машины". Понравилось, но наступило лето и музыканты уехали на отдых в Пицунду.
А в сентябре "Воскресения" не стало - Маргулис ушёл в "Аракс", Кавагое и Макаревич оставили музыку (первый пошёл по научной дороге). В группе остаётся один только Романов.
Второй период (1980-1982)Казалось, группа так и не оправдает своего названия. Расстроенный Романов положил трудовую книжку в "Аракс", числясь там кем-то вроде сочинителя песен, а в перспективе надеялся проникнуть в филармонию. И тут ему позвонил Константин Никольский.
Никольский был известен не только "рок-тусовке", но и простому советскому слушателю, как автор песни "Старый рояль" - хита ВИА "Цветы". У него, и у его приятеля Сапунова уже практически был новый состав - он, Сапунов, Романов и барабанщик Михаил Шевяков. Был и репертуар, оставалось только найти "базу" и аппаратуру.
Второй состав, пожалуй, был самым интересным, но и самым противоречивым и нестабильным. Лирика Никольского на первый взгляд была очень похожа на "Воскресенскую", но в то же время были видны и глубокие различия. Никольский писал "красивые" песни с повышенным градусом пафосности, образы которых легче западали в память - одинокие полупьяные скрипачи, птицы и Поэты, реющие над миром. Песни Романова всегда были проще по форме, но сложнее по содержанию.
Как бы там ни было, появление в группе участника с ярко выраженными наклонностями лидера, ни к чему хорошему не привело - когда в одной лодке два капитана, это неминуемо ведет к гибели судна.
И этому составу не была суждена долгая жизнь. Романов мечтал пробиться в филармонию, Никольский и Сапунов не собирались бросать обучение в музучилище. Когда появилась возможность профессиональной работы под началом менеджера Ованеса Мелик-Пашаева, это была уже совсем другая группа. К Мелик-Пашаеву и ушёл Романов. Тот заключил договор с областной филармонией. Романову казалось, что его карьера пошла на взлёт, но осенью 1982-го умер Брежнев. Все концерты группы были отменены, а "Воскресение № 2" перестало существовать.
QUOTE |
А тут Ленинград, понимаешь, класс, отличный зал, аппарат шикарный, всё отрепетировано, всё звучит, а тут Брежнев возьми да помри! Ни одного концерта так и не состоялось! Алексей Романов |
Участники "Воскресения" с 1982 по 1992
"Группа Мелик-Пашаева" * Алексей Романов, вокал, гитара
* Вадим Голтувин, гитара
* Пётр Подгородецкий, клавишные
* Игорь Клёнов, гитара
* Владимир Воронин, ударные
История группыВесной 1982 года новый коллектив записывает первый альбом. В записи участвовал также Смеян и трубач Александр Чиненков. Альбом вышел странным. Старые романтические интонации переплетались с музыкой в стиле новая волна, что вызывало неоднозначную реакцию у публики. Осенью группа выехала на гастроли в Ленинград. Для Романова это были первые в жизни гастроли.
На Новый Год группа уехала в Ташкент, давать концерт в местном дворце спорта. В зале царил ажиотаж, всюду висели плакаты о русском роке. Мелик-Пашаев, умевший "вести дела", заключил договор с московской филармонией, хотя та люто ненавидела группу.
QUOTE |
Дальше нужно было выходить на ЦТ и делать карьеру. Но непонятно было, куда мы движемся. Можно было усложнять музыку, делать её более красивой, более изощрённой, но непонятно было, куда мы движемся - Кузьмин в то время играл новую волну, и туда соваться вроде ни к чему, а "Круиз" играл хард-рок и это тоже забито. Алексей Романов |
Затем последовали несколько концертов в театре "Эрмитаж", а потом Романова арестовали.
Судебный процессВ августе 1983 Романов и его звукорежиссёр Александр Арутюнов были арестованы. Им инкриминировалась частная предпринимательская деятельность в виде выступлений с концертами. Следствие велось прокурором по фамилии Транина.
Остальные участники группы проконсультировались с известными юристами, в том числе с В. Альбрехтом, и по его совету, всячески отрицали, что получали деньги за выступления.
QUOTE |
Получалось, что часть группы работала за деньги, а часть просто так, что было совершеннейшим идиотизмом. Но тем не менее, приказа сажать за идиотизм не поступало Илья Смирнов. Из книги "Время колокольчиков" |
У Романова конфисковали его гитару - красный "Fender" - и все деньги со сберкнижки.
В мае дело было передано в суд на рассмотрение. Заседание проходило в городе Железнодорожный. Суд вынес приговор: Романову три с половиной года условно и конфискация имущества, Арутюнову - три года колонии.
Группа "Шанхай"В 1983 году, после разгона "Аракса", его бывший участник Маргулис собрал свой коллектив под названием "Наутилус". Был записан довольно "крепкий" альбом "Наутилуса". В 1988 году Маргулис основал "Шанхай". Этот проект канул в лету через год, однако после себя оставил легендарный "Шанхай-блюз" и ещё несколько популярных песен: "Письма", "Дороги наши разошлись" и "До свиданья, друг".
QUOTE |
Евгений не копал глубоко. Он кайфовал на сцене, воспринимал каждый сейшн как праздник и купался в лёгком блюз-роковом мэйнстриме. Михаил Марголис |
В 1989 году Маргулис вместе с клавишником "СВ" Подгородецким вернулся в "Машину времени", и эти песни нередко исполняются им уже в новом составе. Маргулис насытился лидерством.
Группа "Лотос"Андрей Сапунов после распада поначалу потрудился в ВИА "Самоцветы", а после основал группу "Лотос" совместно с клавишником Александром Слизуновым в 1986 году. "Лотос" успел выступить на нескольких фестивалях, в том числе и на знаменитой "Рок-панораме-87", записал один альбом. Известнейшей песней стала философско-христианская композиция "Звон", в которой проглядываются черты чуть ли не классической музыки. Лиричный, хрипловатый вокал Сапунова добавлял песенному тексту проникновенности, поэтичности. Сапунов, в отличие от Маргулиса ушёл далеко в смысле идейности, он сочинил песни на стихи философа Владимира Соловьёва ("Если желанья бегут, словно тени"). Сапунов не мог ориентироваться на стандарты мейнстрима. С "Лотосом" активно сотрудничал Александр "Фагот" Бутузов.
После "Лотоса", распавшегося в 1988 году, Сапунов прикоснулся к электронно-романтическому року, вместе с клавишником Александром Миансаровым, которого Сапунов "призвал в помощники". С ним сотрудничали выходцы из "СВ" Голтувин и Чиненков, но новых групп Сапунов не формировал. В 1989-м, через год после смерти "Лотоса" на виниле вышел альбом группы.
Группа "СВ" * Алексей Романов, вокал, гитара
* Вадим Голтувин, гитара
* Сергей Нефёдов, клавишные
* Александр Чиненков, духовые
* Евгений Казанцев, ритм-гитара
* Юрий Китаев, ударные
После освобождения Романов принял участие в записи на стихи Арсения Тарковского, Левитана и Поженяна, участвовал в сборном проекте Мелик-Пашаева.
Затем работал на дискотеке в Сокольниках и пытался собрать свою группу, что не очень получалось. В 1988 году Романова пригласили в "СВ". Это стало апофеозом творческой деятельности Романова - с его приходом "СВ" стала супергруппой. В репертуаре сочетались старые и новые песни Романова. Среди новых - "Делай своё дело", "На том берегу", " Научи меня жить", "Кому ты смотришь в спину", "Светлая горница" и "Блюз Москва". В этом распознавался уже другой Романов, ломающий традиции, несколько отошедший от прежнего лиризма. В 1989 году "Воскресению" исполнилось 10 лет. Прошёл юбилейный концерт в Лужниках с участием "СВ", "Зеркала мира" Никольского, Антонова, Кузьмина, а в конце - специальный сюрприз - Романов, Никольский, Сапунов и Шевяков сыграли вместе, как "Воскресение № 2".
В 1990 году группа выпустила альбом "Солдат Вселенной" - один из лучших альбомов своего времени.
К тому времени у Романова уже на стадии завершения был новый блок песен - развёрнутых длинных композиций. К тому времени "СВ" записывали новый альбом. Работая ударными темпами, они освободили два дня записи. Романов с ритм-секцией Китаева и Казанцева в это время сделали черновую запись этих песен.
Трио
1 состав, 1991 год
* Алексей Романов, вокал, гитара
* Евгений Казанцев, гитара
* Юрий Китаев, ударные
2 состав, 1991 год
* Алексей Романов, вокал, гитара
* Андрей Сапунов, вокал, бас-гитара
* Юрий Китаев, ударные
3 состав, 1992 год
* Алексей Романов, вокал, гитара
* Андрей Сапунов, вокал, бас-гитара
* Андрей Кобзон, ударные
История триоВскоре Романов, Казанцев и Китаев сформировали своё трио, не получившее названия. Они дали концерт в подвальном клубе "На Курской". На новое трио обрушилось популярность. Со временем, не выдержавший напора Казанцев отошёл на задний план, а вскоре вообще "выплыл" из группы. Временно его заменял Сапунов, который затем постепенно "поселился" в трио. Трио играло мощную психоделию, по сути, даже панк-рок, где наряду с философскими текстами шли мощные, грубые риффы ("Делай свое дело", "Последняя любовь").
В 1992 году Китаев ушёл из трио, а место ударных занял Андрей Кобзон, сын знаменитого певца Иосифа Кобзона.
В том же году "Воскресение" в составе: Романов, Никольский, Сапунов, Шевяков дало концерт в ДК Горбунова по случаю выпуска на виниле записи, датированной 81-м годом.
ВозрождениеТретий периодМеломаны всей страны не поверили своим ушам, когда услышали новость о восстановлении легендарного "Воскресения".
12 марта "Воскресение № 3" дало первый концерт. Лидером явно был Никольский, остальные - Романов, Шевяков, Сапунов - подчинённые; на репетиции после этого концерта Никольский заявил, что группа никаких новых песен петь не будет и объявил, что его слово - определяющее в группе. К его удивлению, с ним никто не согласился. Тогда Никольский ушёл из группы. Через пару дней, Романов, не долго думая, позвонил Маргулису. 1 мая Романов, Сапунов, Маргулис и Шевяков вместе с группой "Круиз" выступили в Санкт-Петербурге. Затем, в концертном зале "Россия" шумно было отпраздновано воссоединение. В новом составе не было лидера, все были равны, и без диктата Никольского всё пошло, как по маслу.
Вышли новые альбомы - запись концерта в "России" - "Мы вас любим", концертный акустический альбом "Живее всех живых", "Семь вещей", состоящий из семи песен репертуара романовского трио, из-за которых он с Китевым и Казанцевым ушёл из "СВ", в 2001 году - альбом "Всё сначала", а в 2003 - альбом "Не торопясь", состоящий частично из забытых песен середины 80-х, частично из совершенно новых произведений. После премьеры альбома Евгений Маргулис, до того совмещавший "Воскресение" и "Машину времени", полностью отдался последней, ушёл и барабанщик Шевяков. Несмотря на это, с 1999-года поддерживается традиция: ежегодно группы дают совместный "большой" концерт, собирая аншлаги в лучших залах столицы.
Четвёртый периодс осени 2003 года Воскресение выступает как трио: Алексей Романов, вокал, гитара; Андрей Сапунов, вокал, гитара, бас-гитара, ножная басовая клавиатура; Алексей Коробков, ударные, перкуссия.
В 2008 году к группе присоединился молодой басист Дмитрий Леонтьев.